Всероссийский конкурс педагогического мастерства

« Мой лучший урок»

Тема урока: «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»

Предмет: География Класс: 8

Дорошенко Лариса Николаевна,

учитель по географии 5-11 классов

высшей категории МБОУ СОШ д. Ручьи,

Конаковский район, Тверская область.

Цели и задачи урока: Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России, сформировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности, способствовать экологическому воспитанию учащихся, привить чувство любви к природе и Родине.

Тип урока: Урок — исследование. Используется метод обучения системно — деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно — познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.

Планируемые результаты обучения:

Познавательные: Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее

Регулятивные: Самоконтроль и взаимоконтроль

Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание (отвечать на вопросы)

Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Техническое обеспечение урока: Таблицы «Природные зоны России», гербарий, карта «Природные зоны России» , атлас, компьютер и интерактивная доска, документальные фильмы «Природные зоны России».

План урока:

1.Оргмомент

2. Поверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

4 Закрепление

5. Домашнее задание

6. Итог урока

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

1.Эмоциональный настрой

2.Проверить атласы, контурные карты.

Проверка домашнего задания

Ответить на вопрос «В чём проявляется природная зональность?»

Ответы учащихся: «Зональность — общий закон природы. Ведущими компонентами являются различные отношения тепла и влаги. Зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Изменение климата и растительности идёт по тесной связи. Каждая зона состоит из сочетания ландшафтов.

Ланд – земля, шафт – сообщество и т.д.

Изложение нового материала.

Работа с тетрадью.

Сообщение темы урока «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра»

Сообщение цели и задачи урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Фронтальная беседа с учащимися, самостоятельная работа с картой

Ответить на вопрос «Каковы природные особенности территории Севера?»

Задания: определить географическое положение природных зон на Севере.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задания по карте.

Презентация ученика (компьютер и интерактивная доска).

Арктические пустыни.

Характеристика природной зоны и демонстрация презентаций.

Запись в тетради, работа с учебником.

Природные зоны

Арктич. Тундра

пустыни

Запись в таблицу

Арктические пустыни

Страна белой смерти, льда и тьмы.

Арктика – это белый медведь, северное положение, за северным полярным кругом, суровый климат, зима холодная и суровая, лето прохладное 0- (-4), льды, снег, ураганные ветры, полярная ночь, полярный день, полярное сияние.

Первичное закрепление нового материала.

Фронтальная беседа с учащимися.

Ответить на вопросы:

1.Почему лето в арктической пустыне холодное?

2. Почему растительность не образует сплошного растительного покрова?

3.Почему белые медведи впадают в спячку на зиму?

4. Почему в арктической пустыне преобладают хищники?

5.Почему медведь белый?

6.Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой?

Отвечают на вопросы.

Рассказ ученика и показ презентации.

Природная зона тундра

Презентация ученика природная зона тундра (компьютер, интерактивная доска)

Самостоятельная работа с книгой.

Страница 158 (учебник)

Задание 2: заполнить таблицу.

Запись нового материала в таблицу

Учитель консультант

Зона Тундра.

Полярный день и ночь, снежный покров мало-мощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, много озёр, болот, нет деревьев, встречаются мхи и лишайники . Есть кустарники- брусника , черника, морошка , грибы 50 см. высотой ,карликовая берёза, много перелётных птиц летом, животных- лемминг, песцы, северный олень, полярная сова.

Показ таблиц, картин.

Обобщение знаний и дополнение материала.

Записывают в таблицу.

Первичное закрепление

Фронтальная беседа с учащимися

Ответить на вопросы:

1.Почему в тундре так много озёр и болот, хотя осадков на Колымской низменности выпадает менее 300 мм , меньше чем в полупустынях при Каспийской низменности?

2. Почему природа особенно ранима и трудно восстанавливается?

3. Почему в тундре низкие летние температуры воздуха, хотя суммарная радиация в полярный день такая же, как на юге лесной зоны?

4. Почему в тундре не растут деревья?

5. Почему говорят: «Грибы в тундре выше деревьев?»

6. Почему для грибников тундра — настоящий рай?

7. Почему в тундре преобладают многолетние растения?

Закрепление изученного материала.

Письменный опрос учащихся.

Выполнить тест.

Тест

( Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни и тундра)

1.Природа зоны легко ранима.

2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

3. Значительные площади покрыты ледниками .

4. Средняя t января – 26 градусов,- 28 , а июня +1 градус.

5. Сильные ветры.

6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

7. Расположена на островах Арктики.

8. Увлажнение избыточное, много болот и озёр.

9.Промысел морского зверя (моржа и тюленя)

10. На южной границе температура июля +10 градусов.

11. На скалах «птичьи базары»

12. Лето короткое и холодное .

13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

14. В реках и озёрах много рыбы.

15.Воды-в твёрдом виде, только летом образуются талые воды.

16. Много перелётных птиц летом

( утки, гуси, лебеди)

17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Самопроверка письменной работы

Учитель с учащимися — консультантами корректирует оценки ответов

Самостоятельно проверяют тест:

Арктические пустыни:

1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.

Тундра:

1,2,5,6,8,10,13,14,16.

Домашнее задание

Запись в дневник.

Запись на доске

33 стр.162 вопросы 1,2,3. Презентация

1.Зона тайги

2.Зона смешанных и широколиственных лесов

&33. Стр.162 вопросы. 1,2,3.

Презентация: по желанию ученика.

  1. Зона тайги

  2. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Итог урока

Фронтальная беседа и выставление оценок в дневник.

1.С какой темой мы сегодня познакомились?

2.Показать географическое положение природных зон.

3.В чём особенность природы этих зон?

Спасибо за урок.

Ответы учащихся.

Показывают природные зоны на карте.

Список литературы:

1.В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе

География России 8-9 класс (учебник 12-е издание Москва ДРОФА 2011 г.)

2.Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии — М: ДРОФА, 2007.

3.Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля 8-9 классы – М: ДРОФА, 2007.

4.Маерова Н. Ю. Уроки географии 8-9 классы – М: ДРОФА,2004.

Географический атлас. 8-9 классы – М: ДРОФА, 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here