Открытый урок географии в 5-м классе по теме: Разнообразие географических карт.

Цель:

По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

1. Объяснять роль географических карт, как различных источников географической информации.

По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

  1. Овладение умениями классифицировать географические карты по содержанию, по охвату территории и по масштабу.

  2. Находить преимущества и недостатки общегеографических и тематических карт и делать обобщающие выводы

  3. Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

Задачи:

  1. Организовать деятельность обучающихся, направленную:

  • Развитие информационных умений обучающихся при работе с текстом учебника, физическими картами мира и России, схемами

  • Развитие коммуникативных компетенций при работе в парах (обосновывать суждения, приводить аргументы, примеры, задавать вопросы);

  • Формирование компетентности решения проблем (целеполагания, планирования и оценки результата деятельности).

Оборудование: различные карты, космические снимки, аэрофотоснимки.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

II.

Поиск решения.

— Здравствуйте, ребята, садитесь.

— Какой раздел мы изучаем на уроках? (Источники географической информации).

Создает ситуацию актуализации личного опыта учащихся по теме урока.

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

Выдвигают версии решения проблемы,

Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

— Верно. С какими источниками географической информации мы уже знакомы? (Нам знакомы географические карты, план местности, глобус. Аэрофотоснимки, космические снимки).

А теперь, давайте поиграем в игру «Учитель, ученик»

Вы будете работать в парах. Каждый из вас должен придумать по одному вопросу друг другу на определение следующих понятий: план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Задать вопрос соседу и оценить его ответ, пользуясь записями в тетради и текстом учебника.

(если ребята затрудняются, учитель задает первый вопрос. Например: Что такое план местности? (это чертеж, на котором условными знаками показано сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности.)

Формирует мотивацию учащихся

Создает проблемную ситуацию

Формируются познавательные логические умения.

1) Что такое географическая карта? ( карта — плоское обобщенное изображение небольшого участка или всей поверхности Земли.)

2) Что такое аэрофотоснимок? (Аэрофотоснимок – это фотографии местности, полученные с самолета.)

3) Что такое космические снимок? (космический снимок — это фотографии местности, полученные с космического аппарата.)

4)Что такое план местности? (чертеж, на котором условными знаками показана сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности)

— Поднимите руку, кто легко справился с данным заданием, у кого задания вызвали затруднения? Почему? Как нужно поступить, чтобы усвоить эти понятия? Возникли у вас интересные мысли?

— У учеников обсуждающих эту тему, возникли разные мнения. Давайте прочитаем два мнения:

1) Некоторые пользователи Интернета считают, что географические карты в будущем не потребуются. Уже сейчас широко используют аэрофотоснимки и космические снимки.

2) По мнению учёных, аэрофотоснимки и снимки из

космоса сегодня важны, но без карт и планов географическая наука ещё долго не сможет обходиться.

— Сравните два мнения.

— С каким из этих мнений вы согласны? Объясните почему?

— Итак, у вас возникли противоречия, сформулируйте эту проблему? (сравните формулировку с авторским вариантом).

— Почему аэро- и космические снимки не могут заменить географические карты?

— Давайте представим себя в разных ситуациях.

— Ситуация 1. Мы собираемся пойти в поход за железнодорожный вокзал.

— Ситуация 2. Ученые, изучают движения огромных воздушных вихрей -тропических ураганов.

— Ситуация 3. Корабль терпит бедствие в Индийском океане. Просит помощи по указанным координаты 20 ю.ш, 60 в.д.

— Какой источник географической информации вы возьмете в каждой из этих ситуаций?

— Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Ситуация 1. Я бы взяла план местности. На плане местности показаны небольшой участок местности, дороги, лесные массивы, дома, реки, большая подробность изображаемых объектов

— Ситуация 2. Космические снимки. По космическим снимкам можно проследить путь и вычислить скорость движения огромных воздушных вихрей.

— Ситуация 3. Географическая карта.С помощью градусной сетки можно определить географические координаты.

— Итак, какой вывод можно сделать.

— Ребята мы убедились, что в каждом конкретном случае необходим тот или другой источник географической информации: либо план местности, либо географическая карта, либо аэрофотоснимки или снимок их космоса

— К какому источнику географ информации обращаются чаще всего? (к географической карте).

— Почему? Как называется набор географических карт, которые собраны в виде альбома? (атлас).

— Итак, открываем атлас стр 18, 20, 24. Читаем названия географических карт.

— Какой вывод можно сделать?

— Географические карты бывают разные.

— Итак, сформулируем цель урока?

Познакомится с разнообразием географических карт и научится считывать с них информацию.

— Сформулируйте тему урока?

— Разнообразие географических карт

— Открываем тетради, записываем число и тему урока: Разнообразие географических карт.

— Посмотрите на рис 58. Классификация географических карт по содержанию.

— Определите, какие бывают карты? (общегеографические и тематические.

— Чем они отличаются?

— Что показана на тематических картах? (только определенные географические объекты и явления).

— Что показано на общегеографических картах?

— Рассмотрим карту на рис 58. Откроем атласы стр 18.

— Что показана на этой карте? (Океаны, материки …).

— Прочитаем, как эта карта называется? (Физическая карта).

— Откройте атласы, стр 18, определите какая эта карта по содержанию? Стр 20- какая карта. Стр 23 – какая карта?.

— Итак, какие бывают карты? (общегеографические и тематические).

— Посмотрите на схему

— Тематические и общегеографические карты отличаются своим содержанием

-Итак, начинаем заполнять схему, вы будете работать в группах).

— Остальную часть схемы вы заполняете с помощью текста учебника.

— Давайте проверим, что у вас получилось. (учащиеся читают классификацию и потом вешают свои карточки на доску).

— Итак, какую работу вы сейчас выполнили? (перевели текстовую информацию в схему «классификация карт»).

III. Самостоятельное применение знаний.

ΙV.

Итог урока

— А теперь, пользуясь данной классификацией, охарактеризуем настенную карту (физическая карта мира). По содержанию – общегеографическая, по назначению – учебная, по охвату территории – мировая, по масштабу – мелкомасштабная.

— Предлагаю работу выполнить в парах. Охарактеризуйте карту атласа 1 вариант- стр 20, второй вариант — стр 22,

— Проверяем правильность выполнения по эталону.

— Итак, подведем итоги. Какой вывод можно сделать по уроку? (карты разнообразны по содержанию, масштабу, охвату территории. Карта – основной источник информации).

— Какая была цель урока? (узнать виды карт).

— Мы смогли ответить на вопрос?

— Как работали на уроке, где добывали информацию? (в тексте учебника, в географической карте).

— Как оформляли полученную информацию? (изучили текст учебника и доработали схему «Классификация карт»).

— У кого есть вопросы по этой теме?

— Что показалось трудным?

Домашнее задание п10, задание 4,7.

— тематические

— общегеографи

ческие

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here