Открытый урок географии в 5-м классе по теме: Разнообразие географических карт.
Цель:
По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
1. Объяснять роль географических карт, как различных источников географической информации.
По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:
-
Овладение умениями классифицировать географические карты по содержанию, по охвату территории и по масштабу.
-
Находить преимущества и недостатки общегеографических и тематических карт и делать обобщающие выводы
-
Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.
Задачи:
-
Организовать деятельность обучающихся, направленную:
-
Развитие информационных умений обучающихся при работе с текстом учебника, физическими картами мира и России, схемами
-
Развитие коммуникативных компетенций при работе в парах (обосновывать суждения, приводить аргументы, примеры, задавать вопросы);
-
Формирование компетентности решения проблем (целеполагания, планирования и оценки результата деятельности).
Оборудование: различные карты, космические снимки, аэрофотоснимки.
Содержание урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | |
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
II. Поиск решения. | — Здравствуйте, ребята, садитесь. — Какой раздел мы изучаем на уроках? (Источники географической информации). | Создает ситуацию актуализации личного опыта учащихся по теме урока. | Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
Выдвигают версии решения проблемы,
Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
— Верно. С какими источниками географической информации мы уже знакомы? (Нам знакомы географические карты, план местности, глобус. Аэрофотоснимки, космические снимки).
| |||
А теперь, давайте поиграем в игру «Учитель, ученик» Вы будете работать в парах. Каждый из вас должен придумать по одному вопросу друг другу на определение следующих понятий: план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Задать вопрос соседу и оценить его ответ, пользуясь записями в тетради и текстом учебника. (если ребята затрудняются, учитель задает первый вопрос. Например: Что такое план местности? (это чертеж, на котором условными знаками показано сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности.) |
Формирует мотивацию учащихся
Создает проблемную ситуацию
Формируются познавательные логические умения.
| ||
1) Что такое географическая карта? ( карта — плоское обобщенное изображение небольшого участка или всей поверхности Земли.) 2) Что такое аэрофотоснимок? (Аэрофотоснимок – это фотографии местности, полученные с самолета.) 3) Что такое космические снимок? (космический снимок — это фотографии местности, полученные с космического аппарата.) 4)Что такое план местности? (чертеж, на котором условными знаками показана сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности)
— Поднимите руку, кто легко справился с данным заданием, у кого задания вызвали затруднения? Почему? Как нужно поступить, чтобы усвоить эти понятия? Возникли у вас интересные мысли? — У учеников обсуждающих эту тему, возникли разные мнения. Давайте прочитаем два мнения: 1) Некоторые пользователи Интернета считают, что географические карты в будущем не потребуются. Уже сейчас широко используют аэрофотоснимки и космические снимки. 2) По мнению учёных, аэрофотоснимки и снимки из космоса сегодня важны, но без карт и планов географическая наука ещё долго не сможет обходиться. — Сравните два мнения. — С каким из этих мнений вы согласны? Объясните почему? — Итак, у вас возникли противоречия, сформулируйте эту проблему? (сравните формулировку с авторским вариантом). —— Почему аэро- и космические снимки не могут заменить географические карты? — Давайте представим себя в разных ситуациях. — Ситуация 1. Мы собираемся пойти в поход за железнодорожный вокзал. — Ситуация 2. Ученые, изучают движения огромных воздушных вихрей -тропических ураганов. — Ситуация 3. Корабль терпит бедствие в Индийском океане. Просит помощи по указанным координаты 20 ю.ш, 60 в.д. — Какой источник географической информации вы возьмете в каждой из этих ситуаций? — Почему? Аргументируйте свой ответ. — Ситуация 1. Я бы взяла план местности. На плане местности показаны небольшой участок местности, дороги, лесные массивы, дома, реки, большая подробность изображаемых объектов — Ситуация 2. Космические снимки. По космическим снимкам можно проследить путь и вычислить скорость движения огромных воздушных вихрей. — Ситуация 3. Географическая карта.С помощью градусной сетки можно определить географические координаты. — Итак, какой вывод можно сделать. — Ребята мы убедились, что в каждом конкретном случае необходим тот или другой источник географической информации: либо план местности, либо географическая карта, либо аэрофотоснимки или снимок их космоса | |||
— К какому источнику географ информации обращаются чаще всего? (к географической карте). — Почему? Как называется набор географических карт, которые собраны в виде альбома? (атлас). — Итак, открываем атлас стр 18, 20, 24. Читаем названия географических карт. — Какой вывод можно сделать? — Географические карты бывают разные. — Итак, сформулируем цель урока? — Познакомится с разнообразием географических карт и научится считывать с них информацию. — Сформулируйте тему урока? — Разнообразие географических карт — Открываем тетради, записываем число и тему урока: Разнообразие географических карт. — Посмотрите на рис 58. Классификация географических карт по содержанию. — Определите, какие бывают карты? (общегеографические и тематические. — Чем они отличаются? — Что показана на тематических картах? (только определенные географические объекты и явления). — Что показано на общегеографических картах? — Рассмотрим карту на рис 58. Откроем атласы стр 18. — Что показана на этой карте? (Океаны, материки …). — Прочитаем, как эта карта называется? (Физическая карта). — Откройте атласы, стр 18, определите какая эта карта по содержанию? Стр 20- какая карта. Стр 23 – какая карта?. — Итак, какие бывают карты? (общегеографические и тематические). — Посмотрите на схему — Тематические и общегеографические карты отличаются своим содержанием -Итак, начинаем заполнять схему, вы будете работать в группах).
| |||
| |||
— Остальную часть схемы вы заполняете с помощью текста учебника. — Давайте проверим, что у вас получилось. (учащиеся читают классификацию и потом вешают свои карточки на доску). — Итак, какую работу вы сейчас выполнили? (перевели текстовую информацию в схему «классификация карт»).
| |||
III. Самостоятельное применение знаний.
ΙV. Итог урока | — А теперь, пользуясь данной классификацией, охарактеризуем настенную карту (физическая карта мира). По содержанию – общегеографическая, по назначению – учебная, по охвату территории – мировая, по масштабу – мелкомасштабная. — Предлагаю работу выполнить в парах. Охарактеризуйте карту атласа 1 вариант- стр 20, второй вариант — стр 22, — Проверяем правильность выполнения по эталону. — Итак, подведем итоги. Какой вывод можно сделать по уроку? (карты разнообразны по содержанию, масштабу, охвату территории. Карта – основной источник информации).
|
| |
— Какая была цель урока? (узнать виды карт). — Мы смогли ответить на вопрос? — Как работали на уроке, где добывали информацию? (в тексте учебника, в географической карте). — Как оформляли полученную информацию? (изучили текст учебника и доработали схему «Классификация карт»). — У кого есть вопросы по этой теме? — Что показалось трудным? Домашнее задание п10, задание 4,7.
|
|
— тематические
— общегеографи
ческие