Тема: «Современные проблемы охраны природы».
Класс: 11
Цель урока: освоение системы географических знаний о географических аспектах современных проблем человечества и путях их решения.
Задачи:
1)Сформировать понятие о глобальных экологических проблемах человечества, геоэкологических процессов и явлениях;
2)Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
3)Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с современными проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.
Тип урока – изучение нового материала.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний, подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Вы много знаете по вопросам экологии, чтобы перейти к теме урока давайте повторим следующие:
1. Что изучает наука экология?(взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой).
2. Что является объектом экологии?(экосистема).
3. Что такое экосистема?(совокупность живых организмов и среды обитания)
4. Какие разделы экологии вы знаете?(общая экология, социальная, глобальная)
5. Что изучает каждый раздел?( общая экология изучает виды и популяции, социальная — человечество в эко- системе Земли, демографическая экология, глобальная – взаимодействие эко-сфер Земли с её биотой. Глобальная экология межпредметная наука.)
6. Какие сферы Земли вы знаете?
7. Какое значение имеет природа в жизни человека и человеческого общества?
8. Как вы понимаете выражение экологическая культура?
(регулирует взаимоотношение человека и природы)
9. Что называют охраной природы?
(система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей)
10. Что такое природные ресурсы?(объекты природы, используемые человеком в производственных и других целях).
3.Объявление темы урока
Тема урока – современные проблемы охраны природы. В настоящее время особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальные проблемы вашими глазами – вот цель нашего урока. Что мы можем сделать в деле охраны природы здесь и сейчас. Мы можем создать письмо – обращение или плакат. Поэтому подумайте о том, что можно нарисовать, написать в ходе урока.
II. Главная часть
-
Изучение нового материала.
Роль природы в жизни человеческого общества. Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда — это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорот веществ и потоков энергии.
Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду . Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие. Для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.
Охрана природы — это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.
Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества невозможно без рационального природопользования, которым называют совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и действенных мер по их сохранению и восстановлению.
Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Естественно, что в связи с разными историческими этапами развития человеческого общества меняются и проблемы использования природных ресурсов и охраны природы. Человек — относительно молодой житель Земли, он включился в ее экологические системы около 3,5 млн лет назад. Тогда воздействие людей на окружающую среду было незначительным из-за небольшой их численности. Около 1,5 млн лет назад численность людей не превышала 500 тыс. особей. Люди кочевали небольшими группами, собирая съедобные растения, охотясь на животных, вылавливая рыбу. Следы их воздействия быстро сглаживались природой, как только собиратели, охотники и рыболовы покидали места своих стоянок. Первым был приручен волк, помогавший людям охотиться на животных, позже произошло одомашнивание крупного рогатого скота, потом лошадей. Примерно 10—12 тыс. лет назад в благоприятных условиях люди перешли к оседлому образу жизни и стали заниматься земледелием. Начальная фаза преобразования окружающей природной среды связана с развитием животноводства и земледелия. Нарастание преобразующей деятельности человеческого общества, связанное с развитием промышленности, продолжается и в настоящее время. Так, в первой половине XX в. особое беспокойство вызывало очень быстрое истощение природных ресурсов и возможная гибель человечества из-за полного исчерпания рудных месторождений и нефти.
Сейчас на первое место выдвигаются угрожающие загрязнения окружающей среды, нарушение природных биоценозов, вырубка лесов, почвенная эрозия, исчезновение редких видов животных и растений. Природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда, называются природными ресурсами. К ним относятся атмосферный воздух, вода, почва, полезные ископаемые, солнечная радиация, климат, растительность, животный мир. По степени их истощения они делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые
Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым относят те ресурсы, которые не возрождаются или возобновляются в сотни раз медленнее, чем они расходуются. К ним относятся нефть, каменный уголь, металлические руды и большинство других полезных ископаемых. Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.
Возобновимые природные ресурсы — почва, растительность, животный мир, а также такие минеральные соли, как глауберова и поваренная, осаждающиеся в озерах и морских лагунах. Эти ресурсы постоянно восстанавливаются, если сохраняются необходимые для этого условия,а скорость использования не превышает темпы естественного возрождения. Восстанавливаются ресурсы с разной скоростью: животные — за несколько лет», леса — 60 — 80 лет, а почвы, потерявшие плодородие, — в течение нескольких тысячелетий. Превышение темпов расходования над скоростью воспроизводства ведет к истощению и полному исчезновению ресурса.
Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические. Общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Основу их составляют соленые воды Мирового океана, но их пока мало используют. В отдельных районах воды морей и океанов загрязняются нефтью, отходам бытовых и промышленных предприятий, выносом с полей удобрений ядохимикатов, что ухудшает условия обитания морских растений и животных. Пресная вода, необходимая для человека, — исчерпаемый природный ресурс. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется в связи с обмелением рек и озер, возрастанием расхода воды на орошение и нужды промышленности, загрязнением вод производственными и бытовыми отходами.
Необходимо бережное расходование и строгая охрана водных ресурсов.
Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в – третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
Все глобальные проблемы можно объединить в 3 группы:
-
Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее злободневными являются:
— глобальная безопасность
— глобализация политической власти и структуры гражданского общества
— преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.
-
Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это:
— предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды
— обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием)
— освоение Мирового океана и космического пространства.
-
Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные). Главные из них:
— проблема роста народонаселения
— проблема охраны и укрепления здоровья людей
— проблемы образования и культурного роста.
Сегодня мы рассмотрим более подробно экологические проблемы. Начнем мы с диалога – «Колокола тревоги» (заранее готовятся листочки с диалогом для учащихся, затем по очереди, они озвучивают.):
1-ый: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали «во дни торжеств» и людских бед. По ком звонят они сегодня? Они звонят по каждому живущему на планете Земля! Они возвещают о приблизившейся ко всем нам экологической катастрофе.
2-ой: Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу…
3-ий: Прежде люди не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать: наш дом, — планета Земля, в опасности! Она медленно погибает…
4-ый: Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.
5-ый: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
6-ой: В минуту вырубаются 20га тропических лесов.
7-ой: 5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу.
8-ой: На грани превращения в пустыню 20 млн квадратных километров территории – это территория в два раза превышающая площадь Канады. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя, истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух.
9-ый: «Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезла еще одна рептилия, еще одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я, точно знаю, что еще чьи – то дни уже сочтены…» — эти горькие слова произнес известный английский писатель – натуралист Джеральд Даррелл. Мы живем, словно, на пороховой бочке. Рядом с нами – бомбы замедленного действия, готовые в любой момент взорваться.
Учитель: Да! Это так называемые ползучие катастрофы, когда беда накапливается незаметно. Бомба замедленного действия – вода. Ее гибель – наша гибель. Бомба замедленного действия – это воздух. Бомбы замедленного действия – перенаселение планеты, истощение природных ресурсов, истончение озонового слоя, «парниковый эффект».
Так что же? Земля – исчезающая планета?
Нет! Колокола тревоги зазвучали вовремя. Но опасность катастрофы слишком велика.
(В руках глобус) Давайте окинем мысленным взором нашу планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня она нуждается в скорой экологической помощи. Учеными – экологами проводится «врачебный» осмотр планеты.
— Каков же диагноз?
Если говорить, пользуясь терминологией американского ученого – биолога Поля Эрлиха, — «кожа» нашей планеты, ее живая оболочка – биосфера – заболела раком. Повсюду распространились «опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов; завесы смога над городами. Словно гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» — асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. В опасности «легкие» планеты – тропические и хвойные леса. Исчезновение их приобрело всемирный характер: «полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса.
Затуманились глаза Земли – озера, моря, океаны. Уже более 35 лет назад в дневнике путешествия на судне «Ра» известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымазаться в грязи…»
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж «белых» пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
— Ребята, какие очаги «экологического нездоровья», экологические проблемы знаете вы?
III. Заключительная часть
1. Выявление понимания изученного материала. (Дискуссия за круглым столом).
Учитель приглашает всех за круглый стол. Ребята рассказывают о проблемах, учитель задает вопросы, направленные на участие каждого в деле охраны природы.
2. Совершенствование знаний. (Выполнение заданий).
После дискуссии об экологических проблемах, учащиеся выполняют задания:
1) Определите степень санитарного благоустройства нашего села по показателям:
1. Выявите наличие ливневой канализации, мусоросборников, урн, асфальта.
2. Отметьте санитарно-гигиеническое состояние участков около магазинов, пищевых бачков, мусорных контейнеров, урн.
3. Выявите причины загрязнения территории отходами.
4. Как местные жители (Вы) воспринимают загрязнение территории их проживания отходами.
2) Составьте список предметов, которые из отходов могут превратиться в доходы.
3) Класс поделить на 2 команды: на листе бумаги перечислите причины загрязнения воздуха в нашем районе.
Расскажите о влиянии состояния воздуха на самочувствие жителей нашего города и села.
4) Перенесемся в 2100 год. Воздух в городе кристально чист и прозрачен – ни копоти, ни пыли, ни газа. Пофантазируйте, каким образом удалось прекратить загрязнение окружающей среды.
5) Назовите причины загрязнения берегов рек бытовыми отходами.
6) Сколько воды мы потеряем за сутки, месяц, год, если из плохо закрытого крана капает вода – 50 капель в минуту.
Учитель способствует выявлению и раскрытию индивидуальных позиций, взглядов учащихся. После обсуждения проблем учитель предлагает создать «продукт» урока (в течение 5). И защищают его.
Продолжает учитель.
Так что же нам делать?! Детство, отрочество, юность – прекраснейшая пора, когда не только весь мир, но и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это великое чувство вечности зеленого мира будет утрачено?
Мы не должны этого допустить! Мне хочется зачитать вам слова астронома Х. Шепли, взятые эпиграфом к книге В. Астафьева «Царь – рыба»: «Если мы будем вести себя как следует, то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет, потому что на Солнце есть большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется».
Человечество вступает в новую эру существования – в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения противоречий. Иначе говоря, мы вступили в эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится думать по-иному.
Вы слышали о Всемирной стратегии охраны природы, которую называют еще стратегией выживания человечества? Документ подготовлен Международным союзом охраны природы, одобрен Генеральной ассамблеей ООН и представляет собой своего рода кодекс поведения на Земле. Стратегия призывает все страны мира объединить силы для спасения флоры и фауны.
Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее.
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано… Земля с ее биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.
Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Один из 6млрд людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.
3. Домашнее задание.
Учитель задает домашнее задание: Рассмотрите карту своего района. Где и какие меры охраны природы должны применяться в вашем районе в первую очередь? Написать письмо-обращение к жителям села.
-
Итоги урока
-
Что значит «охранять природу» на современном этапе развития человеческого общества?
-
Какое значение имеет природа в жизни человека и человеческого общества?
-
Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия на нее животных?