Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия№4
города Канска Красноярского края
Конспект урока по географии
в 8 классе
«Климаты России»
подготовила
учитель географии
Гапченко Екатерина Валентиновна
г. Канск
2012
Работа представлена по четвертому направлению естественно научного цикла – география 8 класса «Природа России».
Тема урока: Климаты России.
Характеристика класса
Количественная – в классе 27 учащихся, из них 17 девочек, 10 мальчиков.
Социальная – учащиеся данного класса из социально — благополучных семей, полностью обеспечены атласами, контурными картами, тетрадями, учебниками.
Психологическая — класс соответствует возрастным и психологическим нормам.
Урок разработан на основе рабочей программы по курсу «Природа России» и учебник И.И. Баринова. Раздел 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», тема 2 «Климат и климатические ресурсы», параграф 10. На данную тему по программе отведено 5 часов, в неделю 2 часа, в год – 70 ч.
Урок разработан с использованием информационно- коммуникационной технологии и проектной деятельности.
Методы частично поисковый, исследовательский.
На первом этапе урока после просмотра небольшого видеофрагмента из новостей о погоде в Москве, учащиеся определяют тему урока. Используя прием — программируемый опрос, учащиеся ставят перед собой цель урока.
На втором этапе учащиеся получают новые знания. Ребята сами создают алгоритм, по которому будут находить знания. Работа ведется в группах с текстом учебника, атласом, картой России, Интернет – источниками, электронным учебником. Работа с разными источниками информации формирует у учащихся информационную компетентность. Полученные знания анализируются и заносятся в таблицу. Учащиеся получают критерии оценивания работы, помощниками выступает группа экспертов.
Третий этап – где ребята знакомят с результатами своей работы, группа выступает перед классом, используя климатическую карту России. Оценка выступления дается экспертами по предложенным критериям и заносится в оценочные листы. После того как создана единая таблица, учащиеся делают вывод по каждому показателю и фиксируют в тетради.
Ребята самостоятельно определяют по предложенной диаграмме тип климата и записывают в тетрадь.
Следующий этап – рефлексивный. Учащиеся дают оценку своей работе, выявляют ошибки, недочеты, выясняют, достигли ли цели урока.
Учащиеся на протяжении всего урока находятся в активной ситуации: самостоятельно определяют способы достижения цели, выбирают источники добывания информации, выстраивают коммуникации в группе, выполняют работу, презентуют образовательные продукты, самостоятельно определяют тип климата по диаграмме, рефлексируют собственную деятельность и деятельность всей группы. Таким образом, на уроке выстраиваются субъект — субъектные отношения по форме ученик-учитель.
Тема: Климаты России.
Тип урока: получения новых знаний
Форма проведения: урок-проект, групповая работа
Цель урока:
— создать условия для формирования представлений об особенностях климатических поясов и типах климата России;
— развитие умение работать с климатической картой, определять тип климата по климатической диаграмме;
— способствовать воспитанию любви к Родине.
Ожидаемый результат: создание таблицы «Типы климатов России».
Оборудование: экран, проектор, ПК, карта России климатическая, атлас и учебник для 8 класса, тетрадь, Интернет – ресурсы, ЦОР.
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word.
Деятельность учителя | Деятельность учеников
| |
1.Организационный момент. (1мин) | Приветствие. Настроить на позитивную работу.
| Проверка готовности к уроку. |
2.Актуализация знаний. (4 мин)
| Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, предлагаю вам посмотреть Видеофрагмент из новостей. Ваши версии, предположения.
Как вы думаете, с чем это связано? Какая возникает проблема? Что значит глобальное потепление? Измениться ли климат России в ближайшее время? Слайд 1
|
Просматривают видеофрагмент, выдвигают версии.
|
3.Целеполагание (4 мин.) |
Выберите верные утверждения: Слайд 2
располагаются субширотно.
умеренного пояса господствует в Восточной Сибири.
А почему вы затрудняетесь ответить? Что нужно знать? Это и будет целью нашего урока. Слайд 3
|
Определяют тему урока «Климаты России», записывают тему в тетрадь
Ребята выбирают верные утверждения.
Затрудняются ответить, делают вывод: что нужно узнать типы климатов России. |
4. Получение новых знаний (10 мин). |
Какие показатели характеризуют климат?
Слайд 4
Откройте атласы, посмотрите, в каких климатических поясах находится Россия?
Слайд 5
Составьте таблицу, используя данные показатели. Приложение 1 Слайд 6
Класс делиться на 7 групп. Слайд 7 1 группа – арктический; 2 группа – субарктический; 3 группа – умеренный умеренно- континентальный; 4 группа – континентальный; 5 группа–резко-континентальный; 6 группа – муссонный. 7 группа – экспертов Что нам необходимо для достижения цели урока?
Проводится инструктаж Задание: Слайд 8 1. Используя разные источники информации, Интернет — ресурсы, определите показатели, характеризующие ваш климатический пояс. 2. Запишите данные в таблицу. 3.Презентация своей работы.
Критерии оценивания: 1.Правильно заполненная таблица. 2.Четко сформулированное выступление Слайд 9 |
Ребята отвечают на вопрос. Температура; осадки; воздушные массы; погоды. Определяют климатические пояса: арктический; субарктический; умеренный: умеренно- континентальный; континентальный; резко-континентальный; муссонный.
Ребята определяются в группы, распределяют роли.
Создание таблицы
Самостоятельно работают над проектом. Обращаются к различным источникам информации: учебникам, энциклопедиям, электронному учебнику, ссылкам в Интернет-ресурсах.
|
5. Представление групповой работы (18 мин.).
6.Самостоятельная работа (5 мин.)
|
Выступление групп
Слайд 10 Сделайте вывод по каждому показателю, зафиксируйте в тетради.
Учитель предлагает определить тип климата по диаграмме, по вариантам Приложение 2 Слайд 11
| Представляют свои работы Учащиеся записывают в тетрадь. Эксперты заносят данные в общую таблицу на ПК, выставляют оценки в оценочные листы Вывод: чем дальше от экватора, тем холоднее; амплитуда температуры и континентальность климата увеличивается с запада на восток; преобладающие ветры – западные.
Определяют тип климата по диаграмме.
|
7. Рефлексия (2 мин.) |
Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована? Что получилось? Не получилось. Какой была работа в группе? Справились ли с ролями? С чем уйдете с урока? Какую оценку деятельности получили? Слайд 12 |
Рассказывают о том, какая была цель, как они ее решали, что помогло в достижении цели, кто был более успешен, у кого возникли проблемы, что сделать, чтобы решить их. Эксперты озвучивают оценки за работу в группе.
|
8. Домашнее задание. (1 мин.) |
Выполнить задание на выбор: Слайд 13 — найти и нанести на контурную карту «Климатические рекордсмены России»; — описать климатический пояс в котором вы живете.
Благодарю за урок!
|
Фиксируют домашнее задание в дневник. |
Приложение №1
Температура Июля Января амплитуда | Осадки | Воздушные массы | Погоды | |
Арктический |
|
|
|
|
Субарктический |
|
|
|
|
Умеренный Умеренно-конти-нентальный |
|
|
|
|
Континентальный |
|
|
|
|
Резко-континен-тальный |
|
|
|
|
Муссонный |
|
|
|
|
Приложение 2
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Краснодар Кизляр
Список использованной литературы
1.