Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия№4

города Канска Красноярского края

Конспект урока по географии
в 8 классе

«Климаты России»

подготовила

учитель географии

Гапченко Екатерина Валентиновна

г. Канск

2012

Работа представлена по четвертому направлению естественно научного цикла – география 8 класса «Природа России».

Тема урока: Климаты России.

Характеристика класса

Количественная – в классе 27 учащихся, из них 17 девочек, 10 мальчиков.

Социальная – учащиеся данного класса из социально — благополучных семей, полностью обеспечены атласами, контурными картами, тетрадями, учебниками.

Психологическая — класс соответствует возрастным и психологическим нормам.

Урок разработан на основе рабочей программы по курсу «Природа России» и учебник И.И. Баринова. Раздел 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», тема 2 «Климат и климатические ресурсы», параграф 10. На данную тему по программе отведено 5 часов, в неделю 2 часа, в год – 70 ч.

Урок разработан с использованием информационно- коммуникационной технологии и проектной деятельности.

Методы частично поисковый, исследовательский.

На первом этапе урока после просмотра небольшого видеофрагмента из новостей о погоде в Москве, учащиеся определяют тему урока. Используя прием — программируемый опрос, учащиеся ставят перед собой цель урока.

На втором этапе учащиеся получают новые знания. Ребята сами создают алгоритм, по которому будут находить знания. Работа ведется в группах с текстом учебника, атласом, картой России, Интернет – источниками, электронным учебником. Работа с разными источниками информации формирует у учащихся информационную компетентность. Полученные знания анализируются и заносятся в таблицу. Учащиеся получают критерии оценивания работы, помощниками выступает группа экспертов.

Третий этап – где ребята знакомят с результатами своей работы, группа выступает перед классом, используя климатическую карту России. Оценка выступления дается экспертами по предложенным критериям и заносится в оценочные листы. После того как создана единая таблица, учащиеся делают вывод по каждому показателю и фиксируют в тетради.

Ребята самостоятельно определяют по предложенной диаграмме тип климата и записывают в тетрадь.

Следующий этап – рефлексивный. Учащиеся дают оценку своей работе, выявляют ошибки, недочеты, выясняют, достигли ли цели урока.

Учащиеся на протяжении всего урока находятся в активной ситуации: самостоятельно определяют способы достижения цели, выбирают источники добывания информации, выстраивают коммуникации в группе, выполняют работу, презентуют образовательные продукты, самостоятельно определяют тип климата по диаграмме, рефлексируют собственную деятельность и деятельность всей группы. Таким образом, на уроке выстраиваются субъект — субъектные отношения по форме ученик-учитель.

Тема: Климаты России.

Тип урока: получения новых знаний

Форма проведения: урок-проект, групповая работа

Цель урока:

создать условия для формирования представлений об особенностях климатических поясов и типах климата России;

— развитие умение работать с климатической картой, определять тип климата по климатической диаграмме;

— способствовать воспитанию любви к Родине.

Ожидаемый результат: создание таблицы «Типы климатов России».

Оборудование: экран, проектор, ПК, карта России климатическая, атлас и учебник для 8 класса, тетрадь, Интернет – ресурсы, ЦОР.

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент. (1мин)

Приветствие.

Настроить на позитивную работу.

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

(4 мин)

Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, предлагаю вам посмотреть

Видеофрагмент из новостей.

Ваши версии, предположения.

Как вы думаете, с чем это связано?

Какая возникает проблема?

Что значит глобальное потепление?

Измениться ли климат России в ближайшее время?

Слайд 1

Просматривают видеофрагмент, выдвигают версии.

3.Целеполагание

(4 мин.)

Выберите верные утверждения:

Слайд 2

  • Наибольшее поглощение солнечных лучей свойственно чистому снегу.

  • Изотермы июля на территории России

располагаются субширотно.

  • Континентальный климат

умеренного пояса господствует в Восточной Сибири.

А почему вы затрудняетесь ответить?

Что нужно знать?

Это и будет целью нашего урока. Слайд 3

Определяют тему урока

«Климаты России», записывают тему в тетрадь

Ребята выбирают верные утверждения.

Затрудняются ответить,

делают вывод: что нужно узнать типы климатов России.

4. Получение новых знаний

(10 мин).

Какие показатели характеризуют климат?

Слайд 4

Откройте атласы, посмотрите, в каких климатических поясах находится Россия?

Слайд 5

Составьте таблицу, используя данные показатели.

Приложение 1

Слайд 6

Класс делиться на 7 групп. Слайд 7

1 группа – арктический;

2 группа – субарктический;

3 группа – умеренный

умеренно- континентальный;

4 группа – континентальный;

5 группа–резко-континентальный;

6 группа – муссонный.

7 группа – экспертов

Что нам необходимо для достижения цели урока?

Проводится инструктаж

Задание: Слайд 8

1. Используя разные источники информации, Интернет — ресурсы, определите показатели, характеризующие ваш климатический пояс.

2. Запишите данные в таблицу.

3.Презентация своей работы.

Критерии оценивания:

1.Правильно заполненная таблица.

2.Четко сформулированное выступление

Слайд 9

Ребята отвечают на вопрос.

Температура; осадки;

воздушные массы;

погоды.

Определяют климатические пояса: арктический;

субарктический;

умеренный: умеренно- континентальный;

континентальный;

резко-континентальный;

муссонный.

Ребята определяются в группы, распределяют роли.

Создание таблицы

Самостоятельно работают над проектом.

Обращаются к различным источникам информации: учебникам, энциклопедиям, электронному учебнику, ссылкам в Интернет-ресурсах.

5. Представление групповой работы

(18 мин.).

6.Самостоятельная работа

(5 мин.)

Выступление групп

Слайд 10

Сделайте вывод по каждому показателю, зафиксируйте в тетради.

Учитель предлагает определить тип климата по диаграмме, по вариантам

Приложение 2 Слайд 11

Представляют свои работы

Учащиеся записывают в тетрадь.

Эксперты заносят данные в общую таблицу на ПК, выставляют оценки в оценочные листы

Вывод: чем дальше от экватора, тем холоднее; амплитуда температуры и континентальность климата увеличивается с запада на восток; преобладающие ветры – западные.

Определяют тип климата по диаграмме.

7. Рефлексия

(2 мин.)

Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована?

Что получилось? Не получилось.

Какой была работа в группе?

Справились ли с ролями?

С чем уйдете с урока?

Какую оценку деятельности получили? Слайд 12

Рассказывают о том, какая была цель, как они ее решали, что помогло в достижении цели, кто был более успешен, у кого возникли проблемы, что сделать, чтобы решить их.

Эксперты озвучивают оценки за работу в группе.

8. Домашнее задание.

(1 мин.)

Выполнить задание на выбор:

Слайд 13

— найти и нанести на контурную карту «Климатические рекордсмены России»;

— описать климатический пояс в котором вы живете.

Благодарю за урок!

Фиксируют домашнее задание в дневник.

Приложение №1

Климатический пояс

Температура

Июля

Января

амплитуда

Осадки

Воздушные массы

Погоды

Арктический

Субарктический

Умеренный

Умеренно-конти-нентальный

Континентальный

Резко-континен-тальный

Муссонный

Приложение 2


I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Краснодар Кизляр

Список использованной литературы

1.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here