Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Общеобразовательная средняя школа № 3»
Урок-игра «Географический марафон»
для 6-8 классов
подготовила учитель географии
Балина Юлия Леонидовна
г. Нягань
2012
Географический марафон
Цели: 1. Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
2. Продолжить формирование приемов работы в группах.
3. Развивать интерес к географии.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация марафона, карточки с приложениями 1 и 2.
Класс делится на несколько групп. Географический марафон предусматривает несколько станций, на которых учащиеся выполняя задания зарабатывают баллы. В конце подводится итог, кто заработал наибольшее количество баллов тот и выиграл.
1 станция «Загадочная».
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет триста рос. (Слон).
Этот маленький медведь
На ветвях привык сидеть.
Есть и сумка у него
Для потомства своего. (Коала).
Длинным мехом славится
Горная красавица.
На верблюда не похожа,
Но ему кузина все же. (Лама).
В зарослях бамбука водится медведь,
Со шкурой черно-белой, как зовут его, ответь? (Большая панда).
Муравьев ест на обед
Нехороший … (Муравьед).
Угадайте, что за зверь я?
У меня на лбу – деревья. (Олень).
Ее скрывает, словно маска,
От всех защитная окраска.
Размечена, как переход,
Она по Африке идет. (Зебра).
В воде – кочкой,
Из воды – бочкой. (Бегемот).
Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь –
Упрямец ужасный. (Осел).
Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться? (Норка).
Среди птиц по бегу он –
Самый первый чемпион. (Страус).
Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках,
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив,
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин).
В Антарктиде есть чудак:
Днем и ночью носит фрак. (Пингвин).
В дальней он живет сторонке,
Там, где речка Амазонка,
Птица эта – попугай,
Его имя отгадай. (Ара).
По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одежки,
Золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой. (Береза).
Лист его – Канады знак.
Дерево зовется как? (Клен).
В нем почти сто метров роста,
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезен.
У него одна работа –
Осушение болота. (Эвкалипт).
Злак в субтропиках растет,
В жизни раз всего цветет,
А потом он погибает.
Кто из вас его узнает? (Бамбук).
Я – болотное растенье,
Конопатят мною стены. (Мох).
Этот вкусный желтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год дает. (Банан).
2 станция «Зоошутки»
Задание. Назвать, из частей каких животных составлен чудо-зверь.
(Приложение1)
Рис 1. Рис 2.
(Рис 1. Хвост – лисы, туловище и передние ноги – оленя, задние ноги – тигра, голова – бегемота, рога – лося.
Рис 2. Хвост – крокодила, туловище и передние ноги – зебры, задние ноги – слона, голова – обезьяны, рога – тура (горного барана)).
3 станция «Вопрос – ответ».
-
Назовите самое большое сооружение, созданное морскими животными. (Большой Барьерный риф).
-
На каком материке нет змей? (В Антарктиде).
-
Какой самый распространенный на Аляске домашний скот, был завезен туда из России? (Северные олени).
-
Назовите любимую птицу японцев изображенную даже на их деньгах. (Журавль).
-
На каком материке можно встретить птиц, которые не летают, млекопитающих, которые несут яйца, рыб, которые дышат легкими? (В Австралии: страусы, утконосы и ехидны, церадоты).
-
Как называется бескрылая птица Новой Зеландии? (Киви).
-
В какой стране коров нельзя не только есть, но и просто обижать, они там священные животные? (Индия).
-
На гербе какой страны изображены страус эму и кенгуру? (Австралия).
-
Какой симпатичный «пожиратель бамбука» в Китае объявлен национальным сокровищем? (Большая панда).
-
Назовите животное имени путешественника Пржевальского. (Лошадь Пржевальского).
-
Для Американцев этот хищник – «горный лев», «серебристый лев», «лев Анд», а как мы зовем эту «кошечку»? (Пума).
-
В каком море Северного Ледовитого океана находятся медвежьи острова? (В Восточно-Сибирском море).
-
Какое дерево является символом России? (Береза).
-
Какой мох образует залежи торфа? (Сфагнум).
-
Что называют «белым золотом»? (Хлопок).
-
Как называется помидор из другого полушария? (Томат).
-
Какую липучую траву с большими листьями привезли во Францию из России в 1814 году? Французы долго звали ее «русской заразой». (Лопух, репейник).
-
На гербе какого государства мы видим кактус? (Мексика).
-
Где на земном шаре грибы бывают выше окружающих деревьев? (Тундра).
-
Жители какой страны всем цветам предпочитают тюльпаны? (Жители Нидерландов).
4 станция «Лабиринт».
Задание. Пройдя по лабиринту, определите, где родина этих цветов.
(Приложение2)
(Астры – Китай, Монголия; георгины – Мексика; маргаритки – Европа; гладиолусы – Африка; флоксы – Северная Америка; акация беловатая – Австралия).
5 станция «Югра».
-
Когда был образован Ханты-Мансийский автономный округ? (10 декабря 1930 г.).
-
Какому европейскому государству ХМАО уступает по площади? (Франция).
-
О чем идет речь: исток реки Хулга, исток реки Северная Сосьва, исток реки Вах? (это крайние северная, западная и восточная точки округа).
-
Где расположена крайняя южная точка округа? (Кондинский район, недалеко от поселка Куминский).
-
Какие крупные реки России пересекают территорию ХМАО? (Обь, Иртыш).
-
С каким автономным округом граничит ХМАО? (Ямало-Ненецкий автономный округ).
-
Что лишнее и почему?
Области: Томская, Свердловская, Тюменская, Новосибирская. (Новосибирская область, т.к. не граничит с ХМАО).
-
На какой равнине расположен наш округ? (Западно-Сибирская равнина).
-
Какие крупные формы рельефа характерны для округа? (Увалы, возвышенности, низменности).
-
Что лишнее и почему?
Сибирские Увалы, Среднерусская возвышенность, Полуйская возвышенность, Средне-Обская низменность. (Среднерусская возвышенность, т.к. расположена за пределами округа).
-
Как называются крупные скопления полезных ископаемых, имеющие промышленное значение? (Месторождения).
-
Что лишнее и почему?
Газ, торф, поваренная соль, нефть (Поваренная соль, т.к. не добывавется на территории округа и не относится к горючим полезным ископаемым).
-
В каких районах сосредоточено до 80% всех месторождений округа? (Нижневартовский, Сургутский, Нефтеюганский).
-
Какой сезон года наиболее продолжителен на территории ХМАО? (Зима).
-
К каким районам по природным условиям относится территория округа? (К районам крайнего севера).
Подведение итогов
Литература:
-
Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. и др. География ХМАО Учебное пособие для 8-9 классов. – М.: Экопрос, 1996.
-
А.Безруков, Г.Пивоварова. Занимательная география: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
-
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
-
Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. –М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
-
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
Задание. Назвать, из частей каких животных составлен чудо-зверь.
Рис 1. Рис 2.
Пройдя по лабиринту, определите, где родина этих цветов.