МОБУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл

Урок географии в 8 классе.

Учитель географии I категории Скрябина Е.С.

Тема: Водные ресурсы. Охрана вод.

Задачи:

1.Формирование знаний о водных ресурсах.

2. Формирование умения отличать водопользование и водопотребление.

3. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, водным ресурсам.

4. Развитие познавательного интереса к изучению географии.

Оборудование: карта «Водные ресурсы России», атласы, комплект ИКТ, вопросы викторины «Реки России»

Ход урока:

I.Орг.момент. Задачи урока.

Повторение изученного материала:

1слайд. Определение озера по очертанию: в тетради – 1 к доске. 1 – Ладожское

2 – Ханка

3 – Таймыр

4 – Чудское

5 – Онежское /проверка/

.2 слайд. Форма озер. /рисунки- схемы/

Вопросы классу:

1 — Каково происхождение котловины на рисунке А? /ледниково-тектоническое

1.1 Где преобладают озера, имеющие такое происхождение котловины /Северо-Запад/.

2 — Каково происхождение котловины на рисунке Б? /термокарстовое

2.2 Где преобладают озера, имеющие такой тип котловины? /Якутия/

3слайд. Архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля.

Вопросы классу:

1- На каком архипелаге наиболее благоприятные условия для развития оледенения:

/Земля Франца-Иосифа/

1.1 Почему? /Более северное г.п./

4 слайд. Кавказ.

Вопрос классу: 1. Занимая самое южное положение, Кавказ, тем не менее имеет наибольшую площадь оледенения. Почему? /высота гор/

2. Перечислите факторы, способствующие развитию оледенения: /высота гор, положение снеговой линии, влажность/

2.2 На каком склоне Кавказа Ледники расположены ниже? /На западном. Более влажном/.

Мы рассмотрели озера и ледники, какие другие виды внутренних вод вы назовете? /болота, многолетняя мерзлота, подземные воды/

II. Объявление темы. Мы продолжаем знакомиться с внутренними водами, сегодня рассмотрим, как человек использует воду, к каким последствиям это приводит.

5 слайд. Тема : Водные ресурсы. Охрана вод.

План:

1.Водные ресурсы и их использование.

2. Водный кадастр.

3. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

4. Охрана вод. /Запись/

Прежде чем приступить к новой теме ответьте на вопрос:

1 — Какую воду пресную или соленую использует человек? /пресную/

2 – Как образуется пресная вода? /В результате круговорота/

3 – Какова доля пресной воды в природе? /2 %

4 — Нам известно понятие ресурсы, что оно означает? /компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности/

5 — Составьте определение, понятия «Водные ресурсы» /ответы детей/

6 слайд. Водные ресурсы –

Воды суши во всем их многообразии, пригодные для хозяйственного использования.

Вопрос классу:

1-где используется вода? /ответы детей/

7 слайд. Водные ресурсы:

1 – Промышленность и сельское хозяйство

2 – Водные пути

3 – Энергия рек, приливов /ГЭС, ПЭС/

4 – Использование в пищу и бытовые нужды.

/Работа с учебником стр.126; чтение вслух/

Вопрос классу:

1 – Сколь требуется воды для бытовых нужд?

2 – Какое количество потребляет производство?

/ответы детей/

Откройте в атласах карту «Водные ресурсы».

1 — Покажите на карте крупнейшие реки России /Обь с Иртышом,Лена, Енисей, Амур, Волга/.

2 – В какой части страны преобладают реки? /в азиатской, в восточной/

8 слайд. Водный кадастр: Свод сведений о водных ресурсах России.

Европейская часть

Азиатская часть

Население — 80 %

> в 4 раза

Население — 20 %

Обеспеченность 8500 м3

в год на человека

< в 12 раз

Обеспеченность100 000м3

в год на человека

Говоря об использовании воды, различают 2 процесса.

9 слайд. Использование воды

Водопользование /без изъятия/

Водопотребление /с изъятием/

1.Рыбное хозяйство

1.Промышленность

2. Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/

2. Сельское хозяйство

3. Речной транспорт

3. Коммунальное хозяйство

4 .Купание в реке

5. Рыбная ловля

Каковы последствия влияния человека?

10 слайд. Последствия хозяйственной деятельности человека

Водопользование

Водопотребление

Загрязнение воды,

ухудшение качества воды

Уменьшение количества воды,

Ухудшение качества из-за стоков

Возникает проблема охраны вод от загрязнения. Предлагаю вам поучаствовать в разработке предложений по решению этой проблемы. Прочитайте в учебнике стр.129 и обсудите в группах по 4 человека ваши предложения. Для обсуждения можно повернуться назад, поговорить негромко. /Ответы детей/.

1 слайд. Система оборотного водопотребления.

Многократное использование воды. Вода повторно используется после очистки.

12 слайд. Вид поселка.

1. Сообщения детей о водных ресурсах Марий Эл .

Вопросы:

1

III. Итоги урока. Оценки за урок.

Д/з п.21, вопросы викторины «Реки России» /распечатка/

Примечание: Выделенное курсивом, предназначается для записи в тетрадь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here