МОБУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл
Урок географии в 8 классе.
Учитель географии I категории Скрябина Е.С.
Тема: Водные ресурсы. Охрана вод.
Задачи:
1.Формирование знаний о водных ресурсах.
2. Формирование умения отличать водопользование и водопотребление.
3. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, водным ресурсам.
4. Развитие познавательного интереса к изучению географии.
Оборудование: карта «Водные ресурсы России», атласы, комплект ИКТ, вопросы викторины «Реки России»
Ход урока:
I.Орг.момент. Задачи урока.
Повторение изученного материала:
1слайд. Определение озера по очертанию: в тетради – 1 к доске. 1 – Ладожское
2 – Ханка
3 – Таймыр
4 – Чудское
5 – Онежское /проверка/
.2 слайд. Форма озер. /рисунки- схемы/
Вопросы классу:
1 — Каково происхождение котловины на рисунке А? /ледниково-тектоническое
1.1 Где преобладают озера, имеющие такое происхождение котловины /Северо-Запад/.
2 — Каково происхождение котловины на рисунке Б? /термокарстовое
2.2 Где преобладают озера, имеющие такой тип котловины? /Якутия/
3слайд. Архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля.
Вопросы классу:
1- На каком архипелаге наиболее благоприятные условия для развития оледенения:
/Земля Франца-Иосифа/
1.1 Почему? /Более северное г.п./
4 слайд. Кавказ.
Вопрос классу: 1. Занимая самое южное положение, Кавказ, тем не менее имеет наибольшую площадь оледенения. Почему? /высота гор/
2. Перечислите факторы, способствующие развитию оледенения: /высота гор, положение снеговой линии, влажность/
2.2 На каком склоне Кавказа Ледники расположены ниже? /На западном. Более влажном/.
Мы рассмотрели озера и ледники, какие другие виды внутренних вод вы назовете? /болота, многолетняя мерзлота, подземные воды/
II. Объявление темы. Мы продолжаем знакомиться с внутренними водами, сегодня рассмотрим, как человек использует воду, к каким последствиям это приводит.
5 слайд. Тема : Водные ресурсы. Охрана вод.
План:
1.Водные ресурсы и их использование.
2. Водный кадастр.
3. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
4. Охрана вод. /Запись/
Прежде чем приступить к новой теме ответьте на вопрос:
1 — Какую воду пресную или соленую использует человек? /пресную/
2 – Как образуется пресная вода? /В результате круговорота/
3 – Какова доля пресной воды в природе? /2 %
4 — Нам известно понятие ресурсы, что оно означает? /компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности/
5 — Составьте определение, понятия «Водные ресурсы» /ответы детей/
6 слайд. Водные ресурсы –
Воды суши во всем их многообразии, пригодные для хозяйственного использования.
Вопрос классу:
1-где используется вода? /ответы детей/
7 слайд. Водные ресурсы:
1 – Промышленность и сельское хозяйство
2 – Водные пути
3 – Энергия рек, приливов /ГЭС, ПЭС/
4 – Использование в пищу и бытовые нужды.
/Работа с учебником стр.126; чтение вслух/
Вопрос классу:
1 – Сколь требуется воды для бытовых нужд?
2 – Какое количество потребляет производство?
/ответы детей/
Откройте в атласах карту «Водные ресурсы».
1 — Покажите на карте крупнейшие реки России /Обь с Иртышом,Лена, Енисей, Амур, Волга/.
2 – В какой части страны преобладают реки? /в азиатской, в восточной/
8 слайд. Водный кадастр: Свод сведений о водных ресурсах России.
| Азиатская часть | |
Население — 80 % | > в 4 раза | Население — 20 % |
Обеспеченность 8500 м3 в год на человека | < в 12 раз | Обеспеченность100 000м3 в год на человека |
Говоря об использовании воды, различают 2 процесса.
9 слайд. Использование воды
Водопотребление /с изъятием/ | |
1.Рыбное хозяйство | 1.Промышленность |
2. Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/ | 2. Сельское хозяйство |
3. Речной транспорт | 3. Коммунальное хозяйство |
4 .Купание в реке | |
5. Рыбная ловля |
Каковы последствия влияния человека?
10 слайд. Последствия хозяйственной деятельности человека
Водопотребление | |
Загрязнение воды, ухудшение качества воды | Уменьшение количества воды, Ухудшение качества из-за стоков |
Возникает проблема охраны вод от загрязнения. Предлагаю вам поучаствовать в разработке предложений по решению этой проблемы. Прочитайте в учебнике стр.129 и обсудите в группах по 4 человека ваши предложения. Для обсуждения можно повернуться назад, поговорить негромко. /Ответы детей/.
1 слайд. Система оборотного водопотребления.
Многократное использование воды. Вода повторно используется после очистки.
12 слайд. Вид поселка.
1. Сообщения детей о водных ресурсах Марий Эл .
Вопросы:
1
III. Итоги урока. Оценки за урок.
Д/з п.21, вопросы викторины «Реки России» /распечатка/
Примечание: Выделенное курсивом, предназначается для записи в тетрадь.