Абдулкаримова Салтанат Мауленбаевна.

учитель географии
средней школы  имени Дзержинского сДМЦ
Каратальского района 
Алматинской области 
урок географии (11 класс)

Тема: Япония – развитая страна Азии.

Цель: — углубить знания учащихся о географическом положении, природных условиях, промышленности и хозяйстве Японии.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока.

Тема сегодняшнего урока “Япония”.

— Как вы считаете, что мы должны узнать за урок?

Итак, Япония — одно из древнейших государств мира.

— Какие ассоциации возникают у вас при слове “Япония”? (Икебана, бонсай, каллиграфия, театр теней, чайная церемония, кимоно, дзюдо, сумо, палочки для еды и т.д.).

— Давайте сегодня на уроке придерживаться японского менталитета, значит быть доброжелательными, дисциплинированными, с большим желанием познавать.

3. Изучение нового материала.

— Ребята, изучать новый материал мы будем в группах по методу «Зигзаг». Для этого вам необходимо выбрать стикер любого цвета.

А теперь объединитесь в группы по цвету стикера.

Каждая группа получает определенную информацию, которую вы должны изучить в группе и зафиксировать в форме кластера.

На эту работу вам отводится 2 минуты.

( Ребята изучают новый материал)

— Ребята, вы изучили материал, а теперь вы возвращаетесь в свои домашние группы. Задача каждого – донести полученную информацию своим товарищам в группе.

На данную работу вам дается 2-3 минуты.

Ученик под № 1. Географическое положение. Государственный строй.

Япония – крупное островное государство, расположенное в западной части Тихого океана. Основную территорию страны образуют острова Японского архипелага, общая протяженность которых составляет более 3 000 км. Япония – конституционная монархия, форма правления которой была определена Конституцией 1947 года. Глава Государства – император. Япония – унитарное государство, которое состоит из 47 префектур.

Ученик № 2. Природные условия. Сельское хозяйство.

Рельеф горный. Наивысшая точка – гора Фудзияма (3 776 м), 150 вулканов (15 действующих), самая большая река – Синао (367 км). Не богата полезными ископаемыми. Небольшие запасы медных и свинцово-цинковых руд, каменного угля и нефти, вынуждают покупать сырье в других странах. Территория страны расположена в трех климатических поясах: умеренном, субтропическом и тропическом, что благоприятно для жизни и хозяйственной деятельности человека. Преобладает растениеводство. Главная сельскохозяйственная культура – рис. Япония занимает одно из первых мест в мире по урожайности лука, зеленого гороха, риса, сахарной свеклы, табака. После Второй мировой войны получило развитие животноводство (рогатый скот, бройлерные куры, свиньи). Рыболовный флот страны занимает 4 место в мире по улову морепродуктов. Рыба и морепродукты – продукты повседневного потребления. Но все же Япония – крупнейший импортер сельскохозяйственной продукции.

Ученик № 3. Промышленность.

Промышленность – движущая сила Японской экономики, 2 место в мире после США. Япония занимает 1 место в мире по выпуску производственных роботов, станков с цифровым программным управлением, судов, легковых автомобилей, электроники и электротехники. Источник электроэнергии: гидроэлектростанции, АЭС, альтернативные источники энергии: ветровые, волновые и тепловые. Центры наукоемких отраслей: Токио, Осака, Иокогама, Фукуока. Промышленность страны дает мирового производства бытовых радиоэлектронных изделий: видеомагнитофоны, телевизоры, радиотехника. Япония постоянно осваивает наиболее сложные виды производства.

Ученик № 4. Транспорт. Внешние связи.

В Японии самый высокий уровень развития транспортных сообщений. Между 4-мя японскими островами установлена непрерывное транспортное сообщение (железные, автомобильные дороги, связанные между собой гигантскими мостами и тоннелями. Самый длинный в мире тоннель 54 км между Хонсю и Хоккайдо. На долю железнодорожного транспорта приходится пассажирских перевозок, Японских железных дорого – скоростные магистрали со сверхскоростными поездами. Во внешнеэкономических связях велико значение городского транспорта. Крупнейшие порты: Тиба, Кобэ, Йокохама, Нагоя, Осака, Китакюсю.

Внешняя торговля Японии – 3 место после США и Германии. Импортируют сырьё, продукцию машиностроения, продукты питания, а нефть со стран Ближнего Востока. Экспортируют компьютерную технику, бытовую электронику, автомобили, сталь и чугун, произведенные в стране. Главный торговый партнер – США. Япония имеет тесные торговые связи с Китаем, Республикой Кореей и странами юго-восточной Азии. Развиваются экономические отношения между Казахстаном и Японией. В крупных городах Казахстана имеются представительства Японских автомобильных концернов.

4. Закрепление.

Закрепление материала проведем в форме «Географического справочного бюро». Работа в группах.

Ваша задача – заполнить пустые места текста правильной информацией.

— Самого смелого прошу к доске, чтобы выполнить данное задание.

1) Япония – крупное островное государство, расположенное ……………………………………………………………………………………………….

2) Главная сельскохозяйственная культура – …………………………………………………………………………………………………………………..

3) По урожайности лука, зеленого гороха, риса, сахарной свеклы, табака Япония занимает ……………………………место.

4) Япония – крупнейший ………………………………………………………………………………сельскохозяйственной продукции.

5) Промышленность – движущая сила Японской экономики, 2 место в мире после …………………….

6) Япония — экспортер — ……………………………………………………..

7) Главный торговый партнер…………………………………………..

( Выслушать одну группу, сверить с тем, что на доске)

5. Проверка знаний. Тест

Ну а теперь традиционная проверка знаний. Я предлагаю вам мини — тест

1. Япония является

П) конституционной монархией

Р) президентской республикой

C) парламентской республикой

Т) республикой смешанного типа

2. Территория Японии расположена в климатических поясах…

Ы) умеренный;

Э) субтропический;

Ю) тропический;

Я) все ответы верны.

3. Главное экономическое ядро Японии – остров….

Т) Хонсю;

У) Сикоку;

Ф) Хоккайдо;

Х) Кюсю.

4. Движущая сила Японской экономики….

Ъ) сельское хозяйство;

Ь) промышленность;

Э) рыболовство;

Ю) животноводство.

— Сложите из вариантов правильных ответов слово (ПЯТЬ). Какое слово у вас получилось?

Молодцы! Значит данную тему вы усвоили на «отлично» и с вопросами в тестах по Японии вы справитесь легко.

6. Рефлексия.

Итак, мы закончили изучение Японии. Что вам больше всего нравится в этой стране?

Мне тоже это нравится, и на память об уроке я хочу вам подарить символ Японской экономики – машины различных марок. Представьте, что это ваши будущие реальные Тайоты, Хонды, Митцубисси, Нисаны.

— Благодарю вас за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here