Конспект урока в 5 классе.
ТЕМА: СОСЕДИ СОЛНЦА.
Учитель географии Знаменской школы-интерната Орловской области СОБАКИНА Е. М.
Технологическая карта конструирования урока.
Предмет – география
Класс – 5.
Тема- «Соседи Солнца».
__________________________________________________________________________________________
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
— дать определение понятий «планета»; «Солнечная система», «кратер».
— перечислить планеты земной группы;
— назвать их отличительные признаки;
— перечислить особенности Земли как планеты;
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
-составлять план рассказа (сначала по тексту учебника и лекции учителя, а далее к собственному рассказу)
— давать определения терминов и понятий,
— анализировать иллюстрации;
— грамотно пользоваться учебником;
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
— общаться в группах, слушать и делать выводы;
— продолжить формирование умений планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.
__________________________________________________________________________________________
Словарь урока:
Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.
Солнечная система – Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.
Кратер – чашеобразное углубление на поверхности планеты.
__________________________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
— учебник, рабочая тетрадь;
— листы самооценки (на каждого ученика) или взаимооценки (для оценивания учащихся в парах или группе);
— мультимедийная техника: компьютер, проектор, электронное приложение.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | |||
1 этап Орг. Момент |
|
| не более 1 мин. | ||
2 этап. Мотивация | -создание учебной ситуации: Спор учащихся. Задает вопрос классу: Кто из мальчиков прав? Формулирование темы урока: как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? | — участвуют в обсуждении; — отвечают на вопросы; — формулируют предполагаемую тему урока. | не более 2 мин. | ||
3 этап. Целепола- гание
| Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Цели урока: после урока вы сможете — дать определение понятий «планета»; «Солнечная система», «кратер». — перечислить планеты земной группы; — назвать их отличительные признаки; — перечислить особенности Земли как пла планеты; — составлять план рассказа — анализировать иллюстрации; — грамотно пользоваться учебником; — общаться в группах, слушать и делать выводы;
| — отвечают на вопросы | Не более 1 мин. | ||
План. 1 Солнечная система. 2.Планеты земной группы | — задают уточняющие вопросы; — узнают последовательность учебных действий |
| |||
4 этап. Актуализация знаний. | — задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме. Какие небесные тела вы знаете? Назовите известные вам планеты. | — вспоминают нужную информацию, отвечают на вопросы.
| не более 1мин. | ||
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) |
| ||||
1 вопрос. Солнечная система. | Задание 1. рассмотреть рис.52 в учебнике. Дать определение понятий- Солнечная система, планета. — знакомство с другими ответами; — дополнение списка; — запись в тетрадь определений.
| — участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы; — сравнивают варианты ответов, делают выводы; -оформляют записи в тетрадях. | не более 3-4-х мин.
не более 5 мин.
| ||
2 вопрос. Планеты земной группы | 1. Работа с текстом учебника – определение планет земной группы 2. Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстом и иллюстрациями. 3. Работа с электронным приложением. | — работа с учебником – поиск и извлечение нужной информации; — работа в группах и презентация результатов; — слушают и смотрят приложение. | 10-12 мин.
3 мин. | ||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний | Работа в тетрадях – заполнение таблицы. | — работают в малых группах (или парах) над заданием. — планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата; | 7-10 мин. | ||
— Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).
| — презентуют полученные результаты работы. | по 1 мин. на одно выступление | |||
7 этап. Рефлексия и оценивание. | — организация самооценивания или взаимооценивания | — заполняют оценочные таблицы | 2-3 мин. | ||
8 этап. | Домашнее задание. |
| 1-2 мин. |
Ход урока
1 этап
Орг. Момент
2 этап.
Мотивация.
Учебная ситуация: Недавно я встретила двух мальчиков, которые поспорили. Один говорил, что планеты, расположенные близко к Земле – такие же как и Земля и ничем от нее не отличаются, на них тоже живут люди и растут цветы. Другой мальчик уверял, что эти планеты совсем не похожи на Землю и сильно от нее отличаются. Как вы думаете кто из них прав? Давайте разрешим их спор. Что нам нужно для этого знать?
Как вы думаете, какой теме будет посвящен урок?
Соседи Солнца.
3 этап.
Целеполагание
Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Чему сегодня на уроке вы научитесь:
— дать определение понятий «планета»; «Солнечная система», «кратер».
— перечислить планеты земной группы;
— назвать их отличительные признаки;
— перечислить особенности Земли как планеты;
— составлять план рассказа
— анализировать иллюстрации;
— грамотно пользоваться учебником;
— общаться в группах, слушать и делать выводы;
Работать будем по плану:
1 Солнечная система.
2.Планеты земной группы
4 этап.
Актуализация знаний.
Какие небесные тела вы знаете?
Назовите известные вам планеты.
5 этап.
«Открытие» нового знания (изучение новой темы)
1 Солнечная система.
Что такое планета?
Что такое Солнечная система?
(определения записываем в тетрадь)
Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.
Солнечная система – Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.
2.Планеты земной группы
Задание для 4 групп:
1группа – Меркурий,
2группа – Венера,
3группа – Земля,
4группа – Марс.
Прочитать текст учебника, пользуясь текстом и иллюстрациями в учебнике, выделить характерные черты каждой планеты по плану:
-
Название планеты.
-
размеры и масса,
-
поверхность,
-
наличие атмосферы,
-
наличие спутников.
Результаты занести в таблицу:
размеры и масса
| Характер поверхности
| наличие атмосферы
| наличие спутников.
| |
|
|
|
|
|
Луна – спутник Земли. Давайте дадим характеристику и ей. (5 группа).
Презентация результатов – зачитать таблицы и прикрепить их на доску.
В процессе работы встретили термин «кратер». Дадим определение и запишем в тетрадь.
Кратер – чашеобразное углубление на поверхности планеты.
Просмотр информации из электронного приложения. Что нового узнали?
6 этап. Включение нового знания в систему знаний
Заполнение таблицы. Пользуясь результатами своей работы в группах, прикрепленными на доске заполните таблицу в тетради:
Размеры и масса
| Характер поверхности
| Наличие атмосферы
| Наличие спутников.
| Удаленность от Солнца | |
Меркурий |
|
|
|
|
|
Венера |
|
|
|
|
|
Земля |
|
|
|
|
|
Марс |
|
|
|
|
|
Выступление некоторых учащихся (2-3 человека).
Теперь можем ответить на вопрос, чем Земля отличается от других планет земной группы или похожа на них? Какой из мальчиков был прав?(пользуясь таблицей, выделяем сходства и отличия, записываем в тетрадь).
5 этап. Оценивание
1 вариант. Для проверки предметных знаний можно пройти тест в электронном приложении.(10 вопросов – по 0,5 балла каждый).
2 вариант. Лист самооценки.
критерии оценки | выполнение | |
1 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) |
|
2 | оформлял записи в рабочей тетради |
|
3 | формулировал аргументы |
|
4 | выступал публично |
|
5 | участвовал в обсуждении |
|
Шкала оценки:
от 0 — 3 баллов – «3»;
от 4 до 6 баллов – «4»
от 7 и более баллов – «5»
3 вариант. Лист оценки работы в группе (взаимооценки)
критерии оценки | Иванов | Петров | Сидоров | …. | |
1 | оформлял записи в рабочей тетради |
|
|
|
|
2 | формулировал аргументы |
|
|
|
|
3 | выступал публично |
|
|
|
|
4 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) |
|
|
|
|
5 | участвовал в обсуждении |
|
|
|
|
Домашнее задание.
-
Ответить на вопросы на стр 56. или
-
Выполнить задания в рабочей тетради №1-4, и №6 по желанию.