Контрольная работа № 2
Задание 1. Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса с целью научить работать с тематической картой
Практическая работа
Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов по материалам учебника, картам и статистическим материалам.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характери-стику металлургических районов по картам и статистическим данным и сравнивать их между собой.
Задание 1. Используя текст учебника (стр.27-29) и картосхему «География черной металлургии» (стр.28) заполните таблицу:
Центральный район | Сибирский район | |
Географическое положе-ние по отношению к потребителям |
|
|
|
| |
|
| |
Основные направления перевозок |
|
|
|
| |
|
| |
Металлургические заводы |
|
|
|
| |
|
| |
Доля района в обще-российском производ-стве проката, % |
|
|
|
| |
|
| |
Способы добычи |
|
|
|
| |
|
| |
Проблемы окружаю-щей среды |
|
|
|
| |
|
|
Общий вывод:_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. На контурную карту России:
-
Нанесите государственную границу России;
-
Обозначьте границы металлургических районов России: Центрального, Уральского, Сибирского, района Европейского Севера;
-
Используя карты атласа, нанесите крупнейшие месторождения железных руд и коксующихся углей России;
-
Кружками коричневого цвета обозначьте и подпишите названия металлургических заводов: Магнитогорск, Липецк, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Старый Оскол, Череповец;
-
Красными стрелками покажите пути транспортировки железных руд, а чёрными стрелками — коксующихся углей
Задание 2. Идея учебного проекта для учащихся 6-7 классов
Проект « Разведка весенних примет» (6 класс)
Идея проекта, его актуальность: Возникший интерес и потребность к исследованию природы, выявление особенностей природы по сезонам года.
Предметно-содержательная область: Монопредметный ( география)
Тип проекта по доминирующей деятельности: Исследовательский с элементами творческого
Цель: Провести разведку примет, подтверждающих наступление весны на территории нашего района, собрать как можно больше фактов, подтверждающих приход весны
Задачи:
-
Собрать необходимую информацию о весенних изменениях в природе, проанализировать факты, сделать выводы и заключения на основе полученной в ходе исследования информации
-
Овладевать практическими умениями исследовательской работы
-
Учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач
Планируемый результат: создание научно-популярного журнала: « Весенняя капель», как дидактический материал для уроков географии.
Этапы проекта
I этап: Весенняя экскурсия. Маршрут от школы к пруду.
Цель : Познакомиться с изменениями в природе с приходом весны.
Класс разбивается на 5 групп. Каждая группа получает задание-исследование:
№ 1 « Капель»
-
Причины образования капели?
-
Подсчитать количество сосулек в школьном дворе .
-
Измерить длину сосулек.
-
Сделать предсказание по народной примете: «Чем длиннее сосульки, тем длиннее весна».
№ 2 « Снег»
-
Произвести измерения снежного покрова при помощи линейки в трёх различных местах .
-
Сделать схему « высота снежного покрова»
-
Как проявляется влияние повышения температур на снежный покров?
-
Сделать выводы о высоте снежного покрова.
№ 3 « Талая вода»
-
Набрать в колбочки на разных участках школьного двора: сосульку, светлый снег, тёмный снег.
-
Произвести описание талой воды:
— физическое состояние
— измерить температуру талой воды в разных колбах
— описать быстроту таяния содержимого в колбах
— описание чистоты талой воды.
3. Сделать зарисовки наблюдений.
4. Записать основные выводы по наблюдениям.
№ 4 « Прогноз погоды»
-
Составить описание погоды в виде схемы:
— температура воздуха ( показания термометра)
— состояние облачности
— виды облаков
— направление ветра
— осадки
— тип погоды ( использовать форзац учебника)
2. Зарисовать схему состояния погоды на данный учебный день.
№ 5 «Народный календарь»
-
Составить перечень примет весны (из наблюдений). Используя дополнительную литературу, выписать народные весенние приметы на март месяц.
-
Провести анализ совпадения народных примет и состояние погоды в марте месяце.
-
Сделать вывод о подтверждении совпадения народных примет.
-
Составить народный календарь примет весны.
II этап: Оформление результатов экскурсии на альбомных листах (оформление страниц журнала)
Цель : — закрепление знаний по теме « Погода»
— развитее навыков практических наблюдений, исследований
— умение обрабатывать и применять исследованный материал
Оборудование: карточки – задания, дополнительная литература, картины и фотографии с изображением весны, рисунки
Форма : групповая.
III этап: Отчет каждой группы о проделанной работе. Оформление альбома научно- популярного журнала: « Весенняя капель» и его презентация.
Цель: Закрепить навыки исследовательской деятельности.
Задание 3. Идея учебного проекта для учащихся 8-9 классов
Проект «Причины демографического кризиса в Корочанском районе Белгородской области: проблемы и пути решения» ( 9 класс)
Цель: дать характеристику демографической ситуации в Корочанском районе Белгородской области.
Задачи:
-
Изучить статистические данные демографической обстановки в Корочанском районе Белгородской области;
-
Выявить динамику демографии;
-
Определить проблемы и найти пути решения демографической обстановки в районе.
Основополагающий вопрос (проблема): Решение демографической проблемы района
По доминирующей деятельности: информационный проект
Уровень познавательной самостоятельности учащихся: частично-поисковый и творческий (по группам)
По предметно-содержательной деятельности: межпредметный (география, экономика, информатика)
Форма проведения: групповая
Место выполнения работы: при предварительной подготовке – домашняя, при презентации результата – классная
Продолжительность выполнения: группы получают задания за 2 недели до урока- презентации
Источники информации: статистические данные, картосхемы, диаграммы, материалы исследовательских работ по изучению географии Корочанского района
Форма представления результата: промежуточного – выступления групп с текстом, графическими работами, обработанными статистическими материалами, конечного – презентация
Оценка численности населения Корочанского района
на 1 января 2011 года | на 1 января 2012 года | |||||||
всего | городское население | сельское население | всего | городское население | сельское население | всего | городское население | сельское население |
38698 | 5860 | 32838 | 38627 | 5867 | 32760 | 38513 | 5854 | 32659 |
Отбор дидактического и учебного материала, методов и форм обучения в соответствии с поставленными целями
Дидактические | Методы | Формы | Результат | |
Дать характерис-тику демографичес-кой ситуации в Корочанском рай-оне Белгородской области. | Учебник «Гео-графия Белгоро-дской области Интернет-ресу-рсы, архивные материалы, ста-тистика | Работа с учебником и дополнительной литературой, испо-льзование ИКТ, ис-следовательский ме-тод, анализ статис-тических данных | Индивиду-альная, групповая | Выводы по анализу ста-тистики, гра-фики, табли-цы, презен-тация |
Краткое описание проекта
Основополагающий вопрос (проблема):
1.Определить (по выбору)
Вопросы учебной темы:
1.Определение периодов снижения рождаемости и выяснение причин спада.
2.Прогнозирование повторения демографической ситуации в районе.
3.Возрастная структура населения района. Её зависимость от миграций, традиций.
4.Половой состав населения и трудовые ресурсы.
5. Национальный состав
Содержательные вопросы для исследований учащихся:
-
Почему в настоящее время мы говорим о демографическом кризисе в районе?
-
Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы
-
Движение населения: естественное (включает в себя брачность, разводимость, рождаемость, смертность) и механическое (миграция)
-
Связь демографической ситуации и динамики экономического развития района
5. Социологический опрос «Какие проблемы в первую очередь влияют на рождаемость в настоящее время?», «Сколько детей Вы бы хотели иметь при отсутствии у Вас серьезных сдерживающих причин и проблем?», «Какую позицию в отношении притока имми-грантов Вы занимаете?»
Темы для исследования.
1.Анализ статистических данных по численности населения района
2.Динамика демографических процессов в Корочанском районе и ее причины.
3.Влияние демографической политики государства на рост численности населения Корочанского района.
4.Анализ и сравнение статистических данных Корочанского района с демографической ситуацией в области и России .
5. Проблемы и пути решения демографического кризиса в Корочанском районе Белгородской области
Результаты проекта: Отчет групп о проделанной работе, представление итоговых презентаций проекта «Причины демографического кризиса в Корочанском районе Белгородской области: проблемы и пути решения»