МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОЛБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
142113 Московская область, Подольский район, п.Молодёжный,
Тел.(84967) 62-46-96,тел/факс(84967)62-46-95 ОКПО-56868302,
ОГРН-1035011453179,ИНН/КПП- 5074019245/507401001
Утверждаю
Директор ____________
А.Д.Данилова
«__»_____________2014
Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
10 класс
2014-2015 учебный год
Учитель Колесниченко Александр Владимирович
Ф.И.О.
Пояснительная записка к рабочей программе
по географии в 10 классе
Рабочая программа по географии 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 года а также программы общеобразовательных учреждений по география 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких. – 3 –е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. –56 с.
Программа курса Экономическая и социальная география мира соответствует образовательному стандарту. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место. Он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу и информационное сопровождение.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 10 классе 70 часов. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Резервное время при этом составляет 2 часа и предусматривает возможность обобщения и систематизации знаний учащихся.
Учебник:
1. Максаковский В.П. география. Экономическая и социальная география мира. 10 класс; учеб. для общеобразоват. организайий: базовый уровень/ В.П. Максаковский. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 397 с.: ил., карт.
2. Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких. – 3-е изд. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 56 с.
3. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 320 с.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения географии на базовом уровне обучающиеся 10 класса должны:
знать/понимать:
•основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
•особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
•географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
•особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь:
•определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
•оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
•применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
•составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
•сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
•нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
•понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Календарно-тематическое планирование
по географии в 10 классе
68 часов (2 часа в неделю)
2014-15 уч.год. Учитель А.В. Колесниченко.
Наименование темы | Кол-во часов | Плановые сроки изучения
| Скорректированные сроки изучения | |
I четверть 01.09.14 – 31.10.14
(9 учебных недель, 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть). | ||||
Часть 1. Общая характеристика мира (29 часов) | ||||
| Совр6еменная политическая карта мира (4часа) |
|
|
|
1. | Введение. Политическая карта мира | 1 | 01-05.09 |
|
2. | Государственный строй стран мира | 1 |
|
|
3. | Международные отношения. Политическая география и геополитика. | 1 | 08-12.09 |
|
4. | Политическая карта мира. | 1 |
|
|
| Итого: | 4 часа |
|
|
| География мировых природных ресурсов (5 часов) |
|
|
|
5. | Взаимодействие общества и природы | 1 | 15-19.09 |
|
6. | Загрязнение и охрана окружающей среды | 1 |
|
|
7. | Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы | 1 | 22-26.09 |
|
8. | Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана | 1 |
|
|
9. | Обобщение по теме «Природные ресурсы» | 1 | 29 -03.10 |
|
| Итого: | 5 часов |
|
|
| Научно-техническая революция и мировое хозяйство (3 часа) |
|
|
|
10. | Научно-техническая революция (НТР) | 1 |
|
|
11. | Мировое хозяйство | 1 | 06-10.10 |
|
12. | Мировое хозяйство в эпоху НТР | 1 |
|
|
| Итого: | 3 часа |
|
|
| География населения мира (8часов) |
|
|
|
13-14. | Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. | 2 | 13-17.10 |
|
15. | Размещение и миграции населения | 1 | 20-24.10 |
|
16. | Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав населения | 1 |
|
|
17. | Религиозный состав населения Земли | 1 | 27-31.10 |
|
18. | Расселение. Урбанизация | 1 |
|
|
II четверть 10.11.14 — 26.12.14
(7 учебных недель, 2 урока в неделю, 14 уроков за четверть). | ||||
19. | Обобщение по теме «Население» | 1 | 10-14.11. |
|
20. | Контрольная работа по теме «Население» | 1 |
|
|
| Итого: | 8 часов |
|
|
| География отраслей мирового хозяйства (9часов) |
|
|
|
21. | Топливно-энергетический комплекс мира | 1 | 17-21.11. |
|
22. | Электроэнергетика мира | 1 |
|
|
23. | Черная металлургия | 1 | 24-28.11. |
|
24. | Цветная металлургия | 1 |
|
|
25. | Машиностроение мира | 1 | 01-05.12. |
|
26. | Химическая и легкая промышленность мира | 1 |
|
|
27. | Сельское хозяйство мира | 1 | 08-12.12. |
|
28. | География транспорта мира | 1 |
|
|
29. | Обобщение по теме «Мировое хозяйство» | 1 | 15-19.12. |
|
Часть 2. Региональная характеристика мира (35 часов) | ||||
| Зарубежная Европа (10 часов) |
|
|
|
30. | Европа. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы. | 1 |
|
|
31. | Население Зарубежной Европы | 1 | 22-26.12. |
|
32. | Хозяйство стран Европы | 1 |
|
|
III четверть 12.01.15 – 20.03.15
(10 учебных недель, 2 урока в неделю, 20 уроков за четверть). | ||||
33. | Сельское хозяйство стран Европы | 1 | 12-16.01. |
|
34. | Транспорт. Туризм | 1 |
|
|
35. | Общие особенности населения и хозяйства ФРГ | 1 | 19-23.01. |
|
36. | Субрегион Восточная Европа | 1 |
|
|
37. | Сопоставление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы: Швеции и Италии | 1 | 26-30.01. |
|
38. | Интеграционные процессы в Европе | 1 |
|
|
39. | Обобщение по теме «Европа» | 1 | 02-06.02. |
|
| Итого: | 10 час. |
|
|
| Северная Америка (6 часов) |
|
|
|
40. | Экономико-географическое положение США | 1 |
|
|
41. | Население США | 1 | 09-15.02. |
|
42-43. | Природные ресурсы и хозяйство США | 2 | 16-20.02. |
|
44. | Макрорайоны США | 1 |
|
|
45. | Обобщение по теме «США» | 1 | 23-27.02. |
|
| Итого: | 6 часов |
|
|
| Зарубежная Азия. Австралия (9 часов) |
|
|
|
46. | Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии | 1 |
|
|
47. | Хозяйство стран Азии | 1 | 02-06.03. |
|
48. | Восточная Азия | 1 |
|
|
49. | Мы изучаем Японию | 1 | 09-13.03. |
|
50. | Культура Японии | 1 |
|
|
51. | Китай. | 1 | 16-20.03. |
|
52. | Китай. | 1 |
|
|
IV четверть 30.03.15 – 29.05.15
(9 учебных недель, 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть). | ||||
53. | Индия | 1 | 30.-03.04. |
|
54. | Обобщение по теме «Азия» | 1 |
|
|
| Итого: | 9 часов |
|
|
| Африка (5 часов) |
|
|
|
55. | Африка. История открытия и освоение европейцами. Население | 1 | 05-10.04. |
|
56. | Природные ресурсы и хозяйство стран Африки | 1 |
|
|
57. | Различия регионов Африки | 1 | 13-17.04. |
|
58. | Обобщение по теме «Африка» | 1 |
|
|
59. | Контрольная работа по теме «Африка» | 1 | 20-24.04. |
|
| Итого: | 5 часов |
|
|
| Латинская Америка (5 часов) |
|
|
|
60. | Латинская Америка | 1 |
|
|
61. | Население Латинской Америки | 1 | 27.-01.05. |
|
62. | Хозяйство стран Латинской Америки | 1 |
|
|
63. | Различия регионов Латинской Америки | 1 | 04-08.05. |
|
64. | Обобщение по теме «Латинская Америка» | 1 |
|
|
| Итого: | 5 часов |
|
|
Часть 3. Глобальные проблемы человечества (2 часа) | ||||
65. | Урок-конференция «Глобальные проблемы человечества» | 1 | 11-15.05.
|
|
66. | Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты | 1 |
|
|
| Итого: | 2 часа |
|
|
67. | Резерв. Обобщающее повторение. | 1 | 18-22.05. |
|
68. | Резерв. Обобщающее повторение. | 1 | 25-29.05 |
|
Список литературы.
-
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира : учеб. для !0 кл. общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2013г.
-
Баринова И.И. Занимательная география. Любопытные факты, кроссворды. // М., Школа-Прсее, 1992.
-
Горбатова О.Н. География 6-11 классы. Технология решения творческих задач. // Волгоград, Учитель, 2009.
-
Домогацких Е.М. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений. // М., Русское слово, 2008.
-
Дубровская О.Н. Краткая история географических открытий. //М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
-
Иванова В.Н. и др. География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские равботы, уроки, проекты. //Волгоград, Учитель, 2009.
-
Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. // М, Просвещение, 1989.
-
Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. // М., Просвещение, 1990.
-
Маркин В.А. География. Я познаю мир. Дет. энццикл. // М., АСТ, 2002.
-
Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. Справочно-методическое пособи. // М., Астрель, 2002.
-
Платонова В.И. Занимательная география. // Калининградское книжное изд-во, 1992.
-
Разумовская О.К. Веселая география. Викторины, ребусы, кроссворды. // Ярославль, Академия Развития, 1997.
-
Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI—X классы. Под ред. И.И. Бариновой. Библиотека журнала «»География в школе», вып. 4. //М., Школа-Пресс, 2001.
-
Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. 6-10 классы. // М., Просвещение, 1991.
-
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 10 класс. В помощь школьному учителю. //М., «ВАКО», 2007.
Согласовано.
Протокол заседания методического
совета школы
№1 от ___.08.2014г
Согласовано.
Зам.директора по УВР__________
Т.С.Шварёва
«____»____________________2014г.