Наименование учебного заведения:

ОКООУСТ Клюквинская школа-интернат

Курского района Курской области

Составитель:

Болгова Н.Н., учитель географии

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Примерной программы по географии для старшей школы.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2014. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Количество часов: всего – 35 часов, в неделю – 1 часа;

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей. Для того чтобы учащиеся чувствовали себя максимально комфортно на уроках географии, и для построения занятий с учетом их индивидуальных особенностей в вводный теме добавлены творческое задание «Мой урок географии», и анкетирование учащихся!

Используемый УМК:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2012г.

  2. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

  3. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: Эксмо, 2011. – 592 с

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание программы

Раздел. Современная политическая карта мира (5ч).

Основные этапы формирования современной политической карты мира. Многообразие стран

современного мира. Государственное устройство стран мира. Международные отношения.

Практическая работа №1.

Раздел. География природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды (5ч).

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и

настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение. Рациональное и нерациональное

природопользование.

Практическая работа №2.

Раздел. География населения мира (7ч).

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Состав и структура населения.

География религий мира. Основные направления миграций в мире. Географические особенности

размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира.

Практическая работа №3.

Раздел. НТР и мировое хозяйство (5ч).

НТР, характерные черты и составные части. Основные этапы формирования мирового

хозяйства. Модели мирового хозяйства. МГРТ и его причины. Международная экономическая

интеграция.

Практическая работа №4

Раздел. География отраслей мирового хозяйства (13 ч).

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура

хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер,

регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные

магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира,

интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны – экспортеры основных видов

продукции.

Практическая работа №5.

Календарно-тематическое планирование

Болговой Натальи Николаевны учителя

географии на 2013-2014 учебный год

Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. и примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. (Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: Эксмо, 2009. – 592 с)

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Автор учебника

Контр. работ

Зачетов

Тестовых заданий

Лаб-практ. занятий

Демонстрация

география

10

34

1

2

3

5

6

В.П. Максаковский 2009

Календарно-тематическое планирование

пп

Название раздела, темы урока

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

ИКТ

Практические работы

Формы контроля

План

Факт

Современная политическая карта мира – 5ч

1

Введение. Политическая карта мира.

Изучение нового материала

Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе

Знать: основные географические понятия и термины

Уметь: выделять главное в содержании материала и составлять план — конспект, работать с учебником

Фронтальный опрос

Творческое задание «Мой урок географии»

Анкетирование

2

Типология стран.

Лекция с элементами беседы

О типологии стран , основанных на качественных признаках учитывающих уровень социально — экономического развития.

Знать :типологию стран мира

Определять: уровень экономического развития стран

Фронтальный опрос

3

Государственный строй стран мира.

Практикум

О разных формах государств

Знать: формы правления стран и их отличия

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Практическая работа№1

4

Международные отношения.

Диалог

Международные отношения, политическая география, геополитика, «большая восьмерка»

Уметь: характеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира; умение давать оценку геополитическому положению отдельных стран.

Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени.

Практическая работа№2,

5

Итоговый урок по теме «Политическая карта мира»

Обобщение

Закрепление умений и знаний.

Уметь обобщать изученный материал

Обозначение на к/к стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, страны (крупн.) с различным государственным устройством, « горячие точки» имеющиеся сегодня в мире.

тестирование. Работа с кк.

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. – 5 часов.

6

Взаимодействие общества и природы.

Вводная лекция

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. особенности использования разных видов природных ресурсов. рациональное и нерациональное природопользование.

Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических

объектов процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Уметь характеризовать различные виды ресурсов

Уметь обобщать изученный материал

Составление конспекта.

.

7

Загрязнение и охрана окружающей среды.

Семинар

Сообщения учащихся. Работа по вопросам семинара.

8

Минеральные ресурсы.

Практикум

Все виды минеральных ресурсов, ресурсообеспеченность

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору)

Практическая работа №3

.

9

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

Урок-конференция.

Водные ресурсы

Биологические ресурсы

Рекреационные ресурсы

Ресурсы Мирового океана

Презентация курортных городов.

Сообщения учащихся. Работа с компьютером.

10

Зачет по теме « Природные ресурсы мира»

Обобщение

Закрепление материала по теме

География населения мира – 7 часов.

11-12

Численность и воспроизводство население мира. Демографическая политика.

Изучение нового материала.

Численность и воспроизводство населенияю ЕП населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Размещение и плотность население. Миграция, виды миграции, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации.

Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровни и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Работа с картами. Составление картосхем.

13

Размещение и миграции населения.

Практикум

Миграции населения,

Эмиграция

Иммиграция

Знать размещение и миграции населения мира

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Практическая работа №4

14

Состав (структура) населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав.

Лекция с элементами беседы

Состав населения,

Половозрастная пирамида, языковые семьи, группы

Определять состав населения,

Характеризовать половозрастную пирамиду,

Знать языковые семьи и группы

Сравнение состава и структуры населения разных регионов Земли»

Самостоятельная работа

15

Религиозный состав населения Земли.

Семинар

Основные мировые религии

Уметь определять основные мировые религии

Сообщения учащихся. Работа по вопросам семинара

16

Расселение.

Урбанизация.

Лекция с элементами беседы

Урбанизация , мегаполис

Уметь характеризовать уровни урбанизации отдельных стран мира

Составление конспекта.

Выполнение заданий

17

Зачет по теме: население мира.

Обобщение

Закрепление умений и знаний.

Тестирование. Работа с картами

Научно – техническая революция и мировое хозяйство-5часов

18

Научно-техническая революция.

Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Научно-техническая революция. особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Самостоятельная работа с учебником

19

Мировое хозяйство

Лекция

Отрасли мирового хозяйства , мировая экономика, динамика, глобализация

Знать структуру мирового хозяйства, его основных отраслей

индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

20

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Семинар

Отраслевая и территориальная структура, специализация

Умение характеризовать три типа структуры мирового хозяйств

Работа с картами. Составление картосхем.

21

Основные факторы размещения производительных сил

Практикум

Факторы размещения отраслей специализации

Уметь характеризовать факторы отраслей , называть группировки стран

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Практическая работа№5

22

Зачет по теме: НТР и мировое хозяйство.

Обобщение

Закрепить основные теоретические знания по теме «НТР»

Уметь обобщать изученный материал

тестирование

География отраслей мирового хозяйства -13 часов.

23

Топливно-энергетический комплекс мира.

Вводная лекция

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений.

Умение давать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности их размещения по территории земного шара.

Выделение на карте основных топливно-энергетических районов мира.

Работа с кк

24

Электроэнергетика мира

Лекция с элементами беседы

Страны ОПЕК, типы электростанций, их специфика

Уметь характеризовать электроэнергетику мира, ее специфику

Индивидуальный опрос

25

Черная металлургия.

Практикум

Горнодобывающая промышленность

Составлять комплексную географическую характеристику.

Составление комплексной характеристики

26

Цветная металлургия

Лекция с элементами самостоятельной работы

Основные металлургические державы, бездоменное производство

Составлять комплексную географическую характеристику

Самостоятельная работа с учебником

27

Машиностроение

Изучение нового материала

Типы машиностроения, основные машиностроительные страны

Комплексная характеристика машиностроения Японии и Швеции

индивидуальный опрос, работа с картами, заполнение таблицы.

28

Химическая и легкая промышленность.

Комбинированный

Структура и особенности развития и размещения

Уметь составлять комплексную характеристику легкой промышленности Индии

Составление картосхем, заполнение таблиц.

29

Сельское хозяйство и рыболовство

Практикум

Потребительское с/х , аграрные отношения

Земледелие и животноводство

Уметь характеризовать аграрные отношения, земледелие и животноводство

Выделение на карте основных сельскохозяйственных районов мира». Сопоставление объемов производства важнейших видов промышленной и с/хозяйственной продукции стран и регионов мира»

Работа с кк и картами атласа.

30

География транспорта мира.

Комбинированный

Мировая транспортная система.

Пассажирооборот, грузооборот, каботажные перевозки

Давать комплексную характеристику транспортной системы на примере Германии

Нанести на к/к крупные порты, и важнейших направлений перевозок.

Работа с кк и картами атласа.

31-32

Основные формы всемирных экономических отношений.

Семинар

Внешняя торговля. Экспорт капитала.

Экономическая интеграция

Уметь составлять картосхемы внешней торговли стран мира

Составление картосхемы.

Сообщения учащихся. Работа по вопросам семинара

33

Повторение пройденного по теме « Мировое хозяйство

Практикум

Основные понятия темы

Уметь обобщать и анализировать изученный материал

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира

Практическая работа№6

34-35

Обобщающее повторение курса географии 10 класс

Обобщающий

Закрепление полученных знаний и умений

Знать основные понятия курса, знать основные темы, четко выражать свое мнение

тестирование

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» — правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» — правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» — правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» — неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

График контрольных и практических работ, зачетов.

Класс

Тема

Сроки

Вид

план

факт

1

10

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Практическая работа

2

10

Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени.

Практическая работа

3

10

Политическая карта мира

Контрольная работа (Тестирование)

4

10

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору)

Практическая работа

5

10

Природные ресурсы мира

Зачет

6

10

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Практическая работа

7

10

Население мира

Зачет

8

10

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Практическая работа

9

10

НТР и мировое хозяйство

Зачет

10

10

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира

Практическая работа

11

10

Итоговая контрольная работа по курсу

Контрольная работа (Тестирование, устный и письменный ответ на вопросы)

Литература

Учебник: Экономическая и социальная география мира.10 класс. Максаковский. В.П.– М.: Просвещение, 2009.

УМК: Географический атлас.10 класс. — М.: Дрофа,2011.

Дополнительная литература:

Литература для учителя:

  1. Сиротин В.И., Сиротин И.В.Школьная география в вопросах, ответах и заданиях 6-10 классы: пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2000 – 112 с

  2. Русско-татарский толковый словарь географических терминов = География терминнарының русча-татарча аңлатмалы сүзлеге / Авт. сост.: А.С. Тайсин, Г.В. Сонин, И.А. Уразметов и др., под общей редакцией А.С. Тайсина – Казань: «Магариф», 2010.-239 с.

  3. Левашов Е.А. Географические имена. Трудные случаи употребления : Словарь-справочник: Более 8000 географических имен/ Е.А.Левашов – М.: ООО «Издательство Астрель: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2013. – 575с

  4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: Эксмо, 2009. – 592 с

Для учащихся:

  1. Белякова О.В. География за 24 часа / О.В. Белякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009, — 285 с

  2. Родионова И.А., Бунаков Т.М. Учебное пособие по географии. Экономическая география. Московский лицей. – 664 с, — 2012 г.

  3. Родионова И.А. Экономическая география. Полный курс для поступающих в вузы. Учебно-справочное пособие.

Электронные ресурсы:

  1. Всемирная география wgeo.ru

  2. Географическая энциклопедия geoman.ru

  3. География.ру. Страноведческая литература. geografia.ru

  4. Все о географии geosite.com.ru

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here