Стекленёва Светлана Юрьевна
учитель географии высшей категории
МОУ «СОШ р.п Духовницкое»
Кухня – индикатор культуры и географии народа.
Программа предпрофильной подготовки курса по географии для учащихся 8- 9 классов
Пояснительная записка.
Программа курса «Кухня – индикатор культуры и географии народа» предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и ориентирована на гуманитарный и естественнонаучный профили.
Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности, творческих способностей и обобщению межпредметных связей. В содержании курса нашли отражение этнография и культурология, география и история, биология и литература. Данная программа является интегрированной.
Особенности приготовления и приема пищи, состав продуктов, технологии приготовления разнообразных блюд у разных народов могут рассказать о многом. О том, в каких природных условиях жили представители этого народа или живут сейчас, с какими народами и когда контактировали, куда и зачем путешествовали, о процессах глобализации в современном мире. Сейчас мир поделён не только по политическому, географическому принципу, но и по кулинарному.
Цели курса:
-
Ознакомление учащихся с этнографическим материалом, связанным с особенностями национальной кухни некоторых народов России.
-
Реализация личностно-ориентированного учебного процесса.
-
Умение логически мыслить и анализировать.
Задачи курса:
1. Изучение географии народов России и классификации народов.
2. Определение связи этнографических особенностей с географической средой.
3. Посещение краеведческого музея этнографии с целью описания предметов быта, связанных с приготовлением пищи.
4. Работа с литературными источниками, включающими описание быта народов России.
5. Практическая деятельность учащихся на основе технологических карт приготовления блюд (при соответствующем оснащении – приготовление блюд в ходе занятий).
Методы обучения:
1. Словестный (рассказ, беседа, лекция).
2. Практический.
3. Метод самостоятельной работы.
4. Проблемно-поисковый.
В процессе освоения программы элективного курса создаются благоприятные условия для актуализации навыков, необходимых в освоении ряда профессий и специальностей: географ, этнограф, историк, археолог, антрополог, филолог, экскурсовод, технолог пищевой промышленности, повар-кулинар и т.д. Воспитывается толерантность к иной культуре, к иным национальным особенностям. Ведь за великими географическими открытиями не раз стояли кулинарные интересы и для большой политики.
Содержание элективного курса «Кухня – индикатор культуры и географии народа» предполагает ознакомление учащихся с основами географических особенностей этнической кулинарии народов России, так как это важная составляющая национальной культуры, отражающая условия жизни и традиции народов.
Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с особыми аспектами этнографии, которые не входят в школьную программу, показывает через особенности питания образ жизни народов России, учит анализировать исторические, географические, конфессиональные аспекты формирования именно такого типа питания. Учитывая современные аспекты межэтнических отношений, этнический состав отдельных школ и классов, предлагаемый курс несет большую воспитательную нагрузку. Данный элективный курс может служить целям профориентации и выбора будущего образовательного маршрута, снабжает школьников интересной информацией, которая может быть им полезна в их будущей профессиональной деятельности.
Особенностью курса является сочетание информационной составляющей и практической деятельности. Теория курса нацеливает школьников на работу с разными источниками информации, в т.ч. предполагается посещение музеев, изучение научной, научно-популярной и художественной литературы и т.д. Практическая часть может быть организована совместно с учителем, музейным работником. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации и проведении занятий возможно создание творческих групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных методик, создание презентаций. Изучение программы курса помогает ученикам осознанно выбрать профиль обучения в старшей школ.
Содержание программы.
Введение (1 час)
Ознакомление с программой курса, планируемыми формами организации занятий, требованиями к учащимся, списком литературы. Ознакомление с правилами техники безопасности при работе на кухне.
Тестирование учащихся с целью определения уровня их знаний по географии населения и степени заинтересованности в изучении данного курса. Организация собеседования — какие блюда и продукты питания в нашей повседневной жизни имеют этническое происхождение, из культуры каких народов они пришли?
Тема 1. Национальный состав населения России и Саратовской области (2 часа)
Лекция: Национальный (этнический) и конфессиональный состав населения России. Работа с картографическими и текстовыми источниками информации. Изучение карты народов России, основных миграционных потоков современной России и Саратовской области, работа с контурной картой.
Работа с книгой: А. П.Куртасов «Здесь наши корни»
Тема 2. Кухня народов Поволжья. Кухня народов, проживающих на территории Саратовской области (3 часа)
Лекция: Русская кухня в прошлом и настоящем. (1 час)
Практические работы: Изучение карты природных зон России, сопоставление с картой народов. Работа с контурной картой. Составление меню из традиционных блюд русской кухни (для постных и скоромных дней) (1 час)
Экскурсия в краеведческий музей. (1 час) Работа с видеофильмами: «Собачье сердце», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото -66», Фрагменты передачи «Жить здорово» с Е. Малышевой.
Тема 3. Кухня народов Европейского севера» (1 час)
Семинар: Блюда кухни народов европейского Севера: литературно-географическое путешествие (1 час)
Тема 4 Кухня тюркских народов (1 часа)
Лекция: Кухня кочующих народов (0,25 часа).
Практическая работа: Приготовление лепешек и степного чая. (0,75 часа)
Тема 5. Кухня народов Северного Кавказа (1 час)
Семинар: (1 час)
Экскурсия в кафе «Белые ночи». Дегустация салатов из кавказской кухни.
Работа с видеофильмом «Кавказская Пленница»
Тема 6. Татарская кухня (1 час)
Семинар: Отражение конфессиональных особенностей в традициях питания. Обряды, связанные с продуктами питания и особыми блюдами. (1 час)
Работа с видеофильмом «Путешествие по Татарстану»
Тема 7. Кухня моей семьи. Семейные традиции (2 часа)
Семинар: Продукты питания моей семьи. (1 час)
Творческая работа: Сопоставление традиционного и современного типов питания. Мое любимое блюдо. Составление правил здорового питания современного человека (1 час).
Итоговое занятие (1 час)
Итоговый зачет (1 час). Итоговый зачет в форме презентации мини-портфолио.
Учебно-тематический план.
Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
лекции | практические | экскурсии | ||||
| Введение
| 1 | 1 |
|
| Тест Собеседование |
| Национальный состав населения России и Саратовской области | 1 | 1 |
|
| Конспект |
| Кухня народов Поволжья. Кухня народов, проживающих на территории Саратовской области.
| 3 | 1 | 1 | 1 | Занятия на базе краеведческого музея. Сообщения. Оценка задания на контурной карте
|
| Кухня народов Европейского Севера.
| 1 | 1 |
|
| Конспект |
| Кухня тюркских народов. | 1 |
| 1 |
| Собеседование |
| Кухня народов Северного Кавказа
| 1 |
|
| 1 | Собеседование Результаты экскурсии. |
| Татарская кухня
| 1 | 1 |
|
| Собеседование |
| Кухня моей семьи. Семейные традиции | 2 | 1 | 1 |
| Творческая работа: «Мое любимое блюдо» Сопоставление традиционного и современного типов питания |
| Итоговое занятие | 1 |
| 1 |
| Итоговый зачет в форме презентации мини-портфолио |
| Итого | 12 | 6 | 4 | 2 |
|
Требования к уровню подготовки школьников.
Учащиеся должны знать/понимать:
1. Расовый и этнический состав народов России, Саратовской области.
2. Особенности образа жизни народов, связь их с природными условиями и проявление этих особенностей в типичном наборе продуктов питания, калорийности питания, технологий приготовления блюд, наборе кухонной утвари, правилах приема пищи.
3. Основные национальные блюда групп народов и распространение их в современной российской кухне, правила приготовления некоторых блюд.
4. Соблюдение правил приема пищи с позиций сохранения и укрепления здоровья и этических норм.
Учащиеся должны уметь:
1. Показывать на карте основные регионы проживания народов и групп народов.
2. Работать с информацией (отбирать, анализировать, обобщать).
3. Вести личные наблюдения.
4. Проводить опрос населения.
5. Определять и сравнивать кухню народов России.
6. Работать в парах и группах, выполняя проектные задания, оформлять презентации, бережно относиться к музейным экспонатам.
Литература.
-
Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., наука. 1981.
-
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., Наука. 1993.
-
Гумилёв Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.
-
Ковалёв В.М. Русская кухня: функции и обычаи. 1990.
-
Куртасов А.П. Здесь наши корни: очерки по истории Духовницкого р-на Саратовской области. – Саратов. Изд-во «детская книга», 2008.
-
Кухня разных народов. – Казань. Татарское книжное издательство. 1992.
-
Мифы о неправильном питании // «Саратовский Арбат», № 1, 2.01. 2002.
-
Уставщикова С.В. Этнический состав населения Саратовской области. Изд. Саратовского Университета, 2006.