Методическая разработка урока географии в 5 классе Автор Шацких Н.В.
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока: Географические карты
Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном из видов геоизображений; сформировать понятие «географическая карта».
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием географических карт; широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от плана местности.
Развивающая:
Развитие способности применять полученные знания на практике.
Воспитательная:
Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: читать карты различных видов на основе анализа легенды; сопоставлять карты разного содержания; отличать географическую карту от плана; познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
коллективная, индивидуальная, групповая
Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 5 класса, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы
Основные понятия, изучаемые на уроке:
— географическая карта;
— отличие карты от плана местности;
— различие карт по основным группам
Технологическая карта
Этап | УУД | Деятельность | ЭОР | Время (в мину- тах) | |||||||||||||||||||
учителя | учащихся | ||||||||||||||||||||||
1 | Орг. момент | Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: Умение слушать. | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место. |
| 1 мин. | |||||||||||||||||
2 | Целеполагание и мотивация | Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
На этом этапе учащимся предлагается отгадать загадку: — Страны без людей Города без домов Лес без деревьев Море без воды… — Что это такое? и ответить на вопросы: -Что вам известно о картах? -Когда появились первые карты? Как они выглядели? -Сравните свои представления (слайд1) -Что обычно наносится на карту? Каким образом? -Почему карту называют «языком» географии?
| Учащиеся, отгадывая загадку, додумываются, что это географическая карта; формулируют тему и выводят цели урока, после ответов на вопросы учителя уточняют понятие и записывают определение в тетрадь.
| Презентация | 3 мин. | |||||||||||||||||
3 | Актуализация знаний | Познавательные: Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в табличной форме. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | Учащимся предлагается сравнить географическую карту и план местности и сделать вывод: На плане изображаются небольшие участки земной поверхности, на которых можно увидеть отдельные дома, луга, поля и т. д. На географической карте изображено более обобщённое уменьшенное изображение земной поверхности Земли с помощью условных знаков.
| Учащиеся заполняют таблицу
| Электронные кары | 10 мин. | |||||||||||||||||
4 | Изучение нового материала | Познавательные: Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины | Учащимся предлагается рассмотреть схему в учебнике, которая отображает всё разнообразие карт, самостоятельно привести примеры разных карт по назначению, используя настенные карты и презентацию. | Самостоятельно рассматривают схему учебника, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия.
| Учебник страница 46—47 | 10 мин | |||||||||||||||||
5 | Физкультминутка | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки | Выполняют движения под руководством учителя: Ветер дует с севера Ветер дует с юга Ветер дует с запада Ветер дует с востока Ураган Штиль |
| 1 мин. | |||||||||||||||||
6 | Первичное применение новых знаний | Познавательные: Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Регулятивные: Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество, умение работать в группе, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь | Организация работы по закреплению первичных знаний. Работа в группах. Загадка. Карты в нём одна к одной Сшиты в типографии Он теперь всегда с тобой Гид по географии .(Атлас) -Люди разных профессий могут иметь дело с картами. На уроке мы познакомимся не только с картами атласа, но и с профессиями людей, которые их используют в своей деятельности. Организуется 5 групп учащихся: климатологи, биологи, гидрологи, страноведы, геологи, каждая из которых получает письменное задание в конверте: — познакомиться с профессией; -выбрать нужную карту -дать ей характеристику по предлагаемому плану
| Учащиеся отгадывают загадку и расширяют свои представления об атласе из презентации (как выглядел самый первый атлас, самый дорогой…) и отвечают на вопрос: -Для чего нужен атлас?
Учащиеся работают в группах, получив задание в конверте, а затем отчитывается каждая группа.
| Слайды презентации |
10 мин.
| |||||||||||||||||
7 | Итог урока. Рефлексия | Познавательные: Оценка процесса и результата деятельности Регулятивные: Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. | Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока. Подводится итог по написанному кластеру. | Подводится итог новой теме, учащиеся каждой группы составляют кластер – что я узнал о географической карте. |
| 5 мин | |||||||||||||||||
8 | Инструктаж домашнего задания |
| Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж. | Записывают задание |
| 1 мин |