Методическая разработка урока по географии в 9 классе по теме «Машиностроение РФ, факторы размещения».


Методический материал по географии (9 класс).
Автор: Замолоцких Елена Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ с. Сторожевое Усмаснкого района Липецкой области

Базовый учебник: Дронов В. П. География России. Население. Хозяйство. 9 класс / В. П. -Дронов, В. Я. Ром,. — М.: Дрофа, 2009.

Цель: сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;


Задачи:1) Развитие познавательных умений (выделять главное, составлять схемо-конспект, устанавливать причинно-следственные связи);
2) Развитие умений частично-поисковой, познавательной и исследовательской деятельности (частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы и ее решение, самостоятельное видение проблемы);
3) Развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы;


Основные ЗУН: Машиностроение, его значение и отраслевой состав. Связь с другими отраслями.

Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

У. За последние 10 лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%. Машиностроение – это лидер экономики страны. Почему? Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года? Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем заключаются проблемы отечественного машиностроения.

Подводящий диалог.
Учитель (У). Что является продукцией машиностроения? Приведите примеры продукции машиностроительного комплекса, с которыми вы встречаетесь в жизни.

Ученик (Уч). Разные машины. Примеры ,как правило простые.

У. На самом деле МК выпускает огромное количество продукции и включает в себя более 200 отраслей. Мы можем разбить их на три большие группы.

Работа с рис. 28 на стр. 64

Составление вместе схемы состава машиностроения.

Факторы размещения:

1. Металлоемкость 4. Ориентация на потребителя

2. Наукоемкость 5. Транспортный

3. Трудоемкость 6. Военно-стратегический

Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

У.Давайте рассмотрим в атласе карту машиностроения. Пунсонов много, что они означают, как размещены.( Работа с легендой карты).

Уч. Пунсонов много, размещены не равномерно, не понятно.

У. Какой вопрос возникает?

Уч. Факторы размещения машиностроения ( план характеристики комплекса они знают)

У. Значит какая главная задача урока?

Уч. Факторы размещения машиностроения.

Тема урока фиксируется на доске.

У. Давайте рассмотрим на примере машиностроения Липецкой области.

Какие какую продукцию машиностроительного комплекса выпускают предприятия Липецкой области?

Уч.1. тракторы, станки, электротехническое оборудование

Побуждающий диалог

У.Посмотрим по схеме к каким группам отраслей относятся наши предприятия.

Ответ. Точное, общее, среднее, транспортное.

У.Что производит предприятие Липецкий тракторный завод? Что нужно для производства продукции?….В процессе беседы выясняем — трудовые квалифицированные ресурсы и наукоемкость.

Чем объясняется специализация машиностроительных предприятий Липецкой области?

Вывод- ориентация на квалифицированные ресурсы и наукоемкость.

(При работе с учениками старших классов желательно выдвижение гипотез, но допустима проверка гипотез учителем, сообщение аргумента.)

По схеме работаем и карте, выясняя факторы размещения, заполняем схему.

У. особенности машиностроения – специализация и кооперирование. Даем определение (работа с учебником).

Применение знаний учениками.
Деловая игра. Ребята, представьте, что вы предприниматели. Выбрав города по карте атласа, установите, какое машиностроение там развито, почему? Какое предприятие вы бы еще разместили в этом городе, ответ обоснуйте.

Подведение итогов работы:

  1. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы учебной цели? В какой степени?

  2. Оцените свою работу.

  3. Домашнее задание: прочитайте §14, 15, 16 и предложите свои варианты создания новых машиностроительных предприятий на территории Липецкой области. Варианты- обоснуйте.

  4. Определите круг проблем, связанных с географией машиностроительного комплекса.



ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here