Муниципальное казеное учреждение «Отдел образования Администрации муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа С.Тучубаево муниципального районаБалтачевский район Республики Башкортостан
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ
Разработала:
Султанова Рушания Фаритовна ,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с.Тучубаево
2012
Оборудование:
Портреты знаменитых географов людей, в т.ч. мореплавателей и путешественников. Топографические карты, атласы для 8 класса (карта полушарий), настенная физическая карта. Компасы.
Дидактический материал: фрагмент топографической карты с заданиями, картинки с рисунками для ориентирования по местным признакам. Глобус.
Оформление доски:
Записано название игры «Магистры географии», план её проведения:
1 тур- «Картография: от древности до наших дней».
2 тур- «Эпоха русской картографии».
3 тур-«Географическая карта».
4 тур-«Весёлая география».
Эпиграф игры:
«География! Какая емкость слова!
География для нас не просто звук!
География – опора и основа
Всех без исключения наук!»
Ход игры:
Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, кто из участников игры достоин звания «Магистр географии».
(Представление ведущего, участников игры, жюри.)
Сейчас уважаемое жюри поклянется в своей объективности. Встаньте, пожалуйста, положите руки на глобус.
Ведущий (зачитывает клятву жюри):
«Мы, стоящие перед вами члены жюри, именем великих умов человечества, положа руку на святая святых на модель Земли – единственной из обитаемых во Вселенной планет, торжественно клянемся судить по совести!»
Жюри: «Клянемся!».
Ведущий: «Наш приговор будет так же неоспорим, как неоспорим закон чести, верен так же, как верен закон вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца!»
Жюри: «Клянемся! Клянемся! Клянемся!»
Ведущий: Спасибо, садитесь.
Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
1 тур – «Картография: от древности до наших дней».
Для ответа на поставленные вопросы отводится 10 секунд. Если команда не знает ответ, они кладут на стол штрафную карточку. И ответ формулирует следующая команда, и им зачитывается очко.
Вопросы:
-
Кто впервые высказал гипотезу о шарообразности Земли, полагаясь на свою интуицию? « Всё в природе должно быть гармонично и совершенно. Земля совершенна. Но совершеннейший из геометрических тел есть шар. Стало быть, Земля – шар?» — писал древнегреческий математик. Кто этот учёный?
(Пифагор, ок. 580 – 500 гг.до н.э.)
-
Известнейший древнегреческий учёный, «отец истории и географии», писал: «Смешно глядеть, как из множества составителей землеописаний ни один не показал Землю толково». Но и он ошибался, представляя Землю в виде выпуклого диска, вытянутого с запада на восток. Кто это? (Геродот.)
-
Кто и когда впервые научно доказал, что Земля имеет шарообразную форму? (Аристотель.)
-
Древнегреческий математик и географ, живший во 2 – 3 вв. до н.э., впервые ввел в употребление термин «география», сделал попытку определить размер Земли, создал новую географическую карту на основе данных, полученных после походов Александра Македонского, причем построил на карте подобие градусной сети из 8 меридианов и 8 параллелей, измерил длину меридиана и на на её основе вычислил размеры Земли. Ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). (Эратосфен.)
-
Знаменитый ученый – географ, живший в египетском городе Александрия, главную цель географии видел в картографировании земного шара. Написал руководство по картографии, названное «География». К руководству приложил 27 карт. Впервые создал подробную карту Земли. Он был создателем первого в мире географического атласа. Кто этот учёный? (Клавдий Птолемей.)
-
Немецкий географ и путешественник, создатель одного из первых, дошедших до нас глобуса «Земное яблоко» диаметром 0,54 м (экспонируется в Нюрнбергском музее). В 1492 г. основой для глобуса послужила карта мира, составленная главным образом по данным Птолемея. Кто является создателем этого глобуса? (Мартин Бехайм).
-
Известный мореплаватель, стремился открыть морской путь в Индию, плывя из Европы на запад. Открыл множество островов и даже целую часть света, хотя до конца жизни был убеждён, что достиг Индии. (Христофор Колумб).
-
Португальский мореплаватель, прошёл в 1497 – 1498 гг. морским путем из Европы в Индию. В 1502 – 1503 гг. совершил второе плавание по тому же пути. Благодаря экспедиции уточнены контуры Африки, установлено, что Индийский океан — не внутреннее море, как полагали раньше. (Васко да Гама).
2 тур – «Эпоха русской картографии».
Тема «Русские имена, увековеченные на карте».
Задание: назвать объекты карты, носящие имена географов, ученых, исследователей, мореплавателей, путешественников и других великих сынов и дочерей России. Показать их на карте ( правильный ответ – 2 балла, если участники объект называют, но не показывают на карте – 1 балл).
1. Ф.Ф. Беллинсгаузен – море Беллинсгаузена.
2. Дмитрий и Харитон Лаптевы – море Лаптевых, пролив Дм. Лаптева.
3. И.Ф. Крузенштерн — пролив Крузенштерна (разделяет Курильские острова).
4. И.П.Лазарев – море Лазарева (омывает Антарктиду).
5. Семен Челюскин – мыс Челюскина.
6. Ерофей Хабаров – город Хабаровск (Дальний Восток).
7. И.Черский – хребет Черского (Северо – Восточная Сибир)ь.
8.А.П.Федченко –ледник Федченко (на Памире).
9. Виллем Баренц – Баренцево море.
10. Витус Беренг – Беренгово море, Беренгов пролив.
11. Ф.П.Врангель – остров Врангеля.
12. Семён Дежнёв – мыс Дежнёва.
3 тур – «Географическая карта».
Задание 1 «Знание понятий».
-
лист фанеры или картона с прилепленной к нему чертёжной бумагой (или картой) и компасом. (Планшет.)
-
Прибор для ориентирования на местности. (Компас.)
-
Плоское мелкомасштабное изображение земной поверхности, на котором условными знаками показаны в обобщенном и сильно уменьшенном виде только самые крупные и важные географические объекты. (Карта.)
-
Угол на местности, образуемый направлением на север и на выбранный пункт. (Азимут.)
-
Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или на плане. (Масштаб.)
-
Направление на Полярную звезду. (Север.)
-
Умение определять на местности стороны горизонта. (Ориентирование.)
-
Прибор для измерения линий на планах, в т.ч. ломанных. (Курвиметр.)
-
Прибор для измерения относительной высоты. ( Нивелир.)
-
Какие линии на Земле имеют только одну координату? Что это за координата? ( Гринвичский меридиан, долгота 0, экватор, широта 0.)
-
Эти точки на Земле не участвуют в её суточном вращении вокруг своей оси, а сами они всегда расположены по отношению друг к другу только в одном, прямо противоположном направлении. Каком? Что это за точки?
( В северном и южном направлении – полюсы Земли.)
-
Длина дуги в градусах от экватора — это … (Географическая широта.)
-
Кратчайшие условные линии, соединяющие полюсы Земли. (Меридианы.)
-
Можно ли карту составить на один день? Поясните ответ примером. (Да. Это синоптическая карта.)
-
Величина дуги в градусах от начального меридиана. ( Географическая долгота.)
-
Чертёж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде. ( План.)
-
Материк, все точки которого имеют только восточную долготу. ( Австралия.)
-
Какой материк открыли позже других? ( Антарктиду.)
-
Как называется пересечение параллелей и меридианов на карте и глобусе? (Градусная сеть.)
-
Назовите самую длинную параллель. ( Экватор.)
Задание 2 « Определение координат по картам и по указанным координатам географических объектов.»
Задание практического характера: используя карту полушарий в атласе, в течении 5 минут дать ответ в письменной форме на карточке с таблицей.
Определить координаты по карте.
-
Географические объекты
Их координаты
1. Каир.
30 с.ш. и 32 в.д.
2. Москва.
56 с.ш. и 38 в.д.
3. Мыс Дежнева.
66 с.ш. и 170 з.д.
4. Устье р. Амазонки
1 ю.ш. и 52 з.д.
5. Канберра
35 ю.ш. и 149 в.д.
Определить объекты по их координатам.
-
Координаты
Географические объекты
60 с.ш. и 30 в.д.
Санкт — Петербург
34 ю.ш. и 19 в.д.
Город Кейптаун
35 с.ш. и 139 в.д.
Вулкан Фудзияма
6 ю.ш. и 106 в.д.
Вулкан Кракатау
29 с.ш. и 78 в.д.
Город Дели
Задание 3.
Определить на каком из рисунков изображен холм, на каком впадина.
Задание 4.
Смоделировать самодельный компас, используя: иголку, магнит, листок бумаги, привязанный за нитку.
( Острие иголки потереть одним концом магнита, а ушко – другим. Иголка намагнитится. После этого проколоть иголкой листок бумаги, привязанный за нитку. Иголка, если держать её навесу, займет положение север – юг.)
4 тур – « Весёлая география».
В стране сообразилии ( география +смекалка).
Географические загадки.
Её с собой берет геолог,
Турист, водитель, археолог. ( Карта.)
* * *
Карты в нём одна к одной
Сшиты в типографии.
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии. (Атлас.)
* * *
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. ( Глобус.)
* * *
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь –
Дорогу обратно легко найдешь. ( Компас.)
* * *
Он и летом и зимой –
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. ( Горизонт.)
* * *
Засосет и бегемота
Это топкое … ( Болото.)
* * *
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике
А широкий — в море. ( Река..)
Рядом, рядом острова,
Не один да и не два,
А десятки, сотни сотен.
Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как – никак.
Значит, здесь… ( Архипелаг.)
* * *
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. ( Туман.)
* * *
Должен ответить, дружок, без труда:
Что меньше моря, но больше пруда? ( Озеро.)
* * *
С высоты большой срываясь,
Грузно он ревет.
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад.)
* * *
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде. ( Ветер.)
* * *
Росли на болоте растения.
Теперь – это топливо и удобрения. ( Торф.)
* * *
Я вам этот континент
Опишу в один момент:
Там танцуют под тамтамы,
Там живут гиппопотамы,
Волосатые гориллы
И большие крокодилы. ( Африка.)
* * *
У тебя, краса – река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. ( Лена.)
* * *
Географические анаграммы.
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или географические термины, или названия географических объектов.
* УДАР — Р _ _ _ ( полезное ископаемое) ( Руда.)
* ФОРТ – Т _ _ _ ( полезное ископаемое) (Торф.)
* ПОРТИК – П _ _ _ _ _ ( река, впадающая в другую) (Приток.)
* ПОДВОДА — В _ _ _ _ _ _ ( падающий поток воды) ( Водопад.)
* КАРЕ – Р _ _ _ ( водоём .) ( Река..)
* ЮРАМАЛ – Ю _ _ _ _ _ ( город в Латвии ) ( Юрмала.)
* ИГРА – Р _ _ _ ( столица Латвии) ( Рига.)
* ЛАСКА – С _ _ _ _ ( каменная крутая гора ) ( Скала..)
* АРБА – А _ _ _ ( национальность ) ( Араб.)
* ПОРТИК – Т _ _ _ _ _ ( параллель на глобусе ) (Тропик.)
Географические шарады.
Чтоб разгадывать шарады,
Географию надо знать!
Метаграмма, дети, эта
Абсолютна несложна:
С «У» — далёкая планета,
С «И» — в Азии страна.
|
|
|
| И |
|
|
|
(Уран – Иран.)
С «А» — Российская река,
Но не Волга, не Ока.
С мягким знаком – враг труда,
Не дружи с ним никогда.
|
| А |
|
|
|
| Ь |
(Лена – лень.)
С буквой «К» — теку привольно
Меж зелёных берегов.
А вот с «С» — кусаюсь больно,
Хоть совсем я без зубов.
К |
|
|
| С |
|
( Ока – оса.)
С буквой «З» оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» — гнилое место,
Там земля как будто тесто.
|
|
|
|
|
| Б |
|
|
|
|
|
(Золото – Болото.)
С «У» — она есть у людей,
Лапой звать то ж у зверей.
С «Е» — длиннющий водоём,
Не стоит водица в нём.
У |
|
|
|
| Е |
|
|
(Рука – река.)
Он бредёт едва- едва
И кричит: «Устал! И – а!»
Букву «С» на «Р» сменил –
Город – птицу получил.
С |
|
|
|
| Р |
|
|
(Осёл – Орёл.)
На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты «Н» прибавил мне,
Я – в Африке река.
|
| Н |
|
|
(Ил – Нил..)
Я к углеводам отношусь,
Сластёнам нужен я всегда.
Но я в пустыню превращусь,
Едва ко мне прибавишь «А».
А |
| А |
|
|
| А |
| А |
| А |
(Сахар – Сахара.)
Меня ребёнок каждый знает:
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой.
Л |
|
|
|
|
|
| Н |
|
|
|
|
(Елисей – Енисей.)
С «К» — я в класс на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» — от вас не утаю –
В том же классе я стою.
|
|
|
|
| П |
|
|
|
|
(Карта –парта.)
Геологика.
По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, то и считается выигравшим.
-
Теплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной … (дождь).
-
Материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый … (остров).
-
Живая, мёртвая, жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, сточная, проточная, пресная, солёная, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная, огненная … (вода).
-
Людская, молочная, подземная, бурная, спокойная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная, светлая, мутная … (река).
-
Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, приливно – отливная, морская, океаническая … (волна).
-
Нервная, благодатная, подготовленная, плодородная, рыхлая, влажная, песчаная, глинистая, подзолистая, чернозёмная… (почва).
-
Плоская, волнистая, грядовая, ступенчатая, горизонтальная, возвышенная, нагорная … (равнина).
-
Наземный, подводный, спящий, потухший, действующий, грозный, огнедышащий, извергающийся … (вулкан).
-
Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые … (облака).
Весёлые стихи на внимание.
В России – язык русский,
Во Франции – французский,
В Германии – немецкий,
А в Греции – грецкий. ( Не грецкий, а греческий.)
* * *
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно – ровно на восток. ( Не на восток, а на запад.)
* * *
Шесть океанов на планете,
Вы согласны с этим дети ? ( Нет, их четыре.)
* * *
Край снегов, морозов, вьюг
Называется словом юг. ( Не юг, а север.)
* * *
Знает каждый капитан:
Волга – это океан. ( Не океан, а река.)
* * *
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас – гора. ( Не гора, а озеро.)
* * *
Взял с собою зонтик Рома,
Чтобы спрятаться то грома. ( Не от грома, а от дождя.)
* * *
Есть отличная примета:
Выпал снег – встречайте лето. ( Не лето, а зиму.)
* * *
Роща в золото одета.
Так бывает только летом. (Не летом, а осенью.)
Песенная география.
Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни, романсы. Нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия, и потом спеть. Кроме этого ещё вспомнить песни в которых встречаются географические названия и объекты.
Белеет ли в … ( ровная местность — 1) пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в … (ровная местность — 1) пороша
Иль гулкие … (атмосферное явление — 2) шумят,
Стоит над … ( возвышенность — 3) Алёша,
Алёша, Алёша,
Стоит над … (возвышенность – 3) Алёша,
В … ( страна — 4 ) русский солдат.
( 1 – поле, 2 – ливни, 3 – горою, 4 – Болгарии.)
(«Алёша», сл. К.Ваншенкина)
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами … (населённый пункт – 1),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас … (атмосферное явление – 2) и… (осадки – 3),
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.
Надежда – мой … (географический прибор – 4) земной,
А удача награда за смелость.
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
(1- города, 2 – туманы, 3 – дожди, 4 – компас.)
(«Надежда», сл. Н. Добронравова.)
Ведущая. Вот и подошла к концу наша игра. Для подведения итогов слова даётся членам жюри.
(Подведение итогов игры. Вручение грамот и призов.)