Программа личностного развития
учащихся 5 классов через систему обучения и воспитания в кружке «Юный следопыт»
Выполнила:
ДавыдоваТ.А., учитель географии,
МБУ СОШ №72 г. Тольятти
Научный консультант:
Пучкова Г.В., К. ПСХ Н. доцент
Г. Тольятти
2014г.
Введение
Данная программа направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе, целью которого является индивидуально-личностное развитие школьников в условиях кружковой деятельности.
В современной социально-образовательной ситуации очевидно, что решение проблем воспитания и обучения ребенка на основе общечеловеческих ценностей с учетом личных ценностей каждого ученика в соответствии с культурой, традициями, историей развития семьи, потребностями общества, невозможно без интеграции учебной и внеучебной деятельности .
Сегодня делается акцент на комплексный подход к образованию человека, ощущающего себя гражданином Вселенной, Мира, Отечества, своего Города, человека
способного и готового решать личные и социальные, и жизненно важные проблемы.
В качестве основного ориентира организации учебной и воспитательной работы в кружке выбрана географическая тематика. Выбор данной тематики обусловлен:
-
интересами детей, педагогов, родителей;
-
базовыми ценностями, на которых строится учебно-воспитательный процесс
(образование, нравственность, здоровье, патриотизм и другие );
-
ранней профессиональной ориентацией детей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для индивидуально-личностного развития школьников 5х классов через систему воспитания и обучения в кружке «Юный следопыт».
ЗАДАЧИ
Образовательные:
-
Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
-
Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
-
Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
-
Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.
Развивающие:
1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.
Воспитательные:
-
Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
-
Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
-
Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
-
Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Методы работы
-
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
-
Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
-
Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
-
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.
Учебно-тематический план
Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | ||
Теория | Практика | |||
1 | Введение, вводный урок | 1 |
|
|
2 | География-наука о Земле. Понятие о географии как науке Составление календаря погоды Оформление уголка кружка | 3 1 1 1 |
0,5
|
0,5 1 |
3 | История развития географии Как люди научились путешествовать Великие путешественники | 3 1 2 |
1 1 |
1 |
4 | План и карта Чем отличается план и карта Определение расстояний на карте Определение азимута Составление плана местности Топографическая игра | 5 1 1 1 1 1 |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 1 |
5 | Тольятти на карте мира Карта города Тольятти Достопримечательности Тольятти | 3 1 2 |
0,5 |
0,5 2 |
6 | Природа окрестностей города Тольятти. Рельеф и полезные ископаемые Климат и внутренние воды Почвы, растительный и животный мир Викторина «Природа моего края» | 8 2 2 3 1 |
1 1 1
|
1 1 2 1 |
7 | Возникновение и развитие города | 3 | 1 | 2 |
8 | Население города | 2 | 1 | 1 |
9 | Улицы и учебные заведения нашего города | 4 | 2 | 2 |
10 | Промышленные предприятия города | 4 | 1 | 3 |
11 | Знаменитые люди города | 2 | 1 | 1 |
12 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
|
| Итого | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы
-
Введение (1 час) Цели и задачи кружка «Юный следопыт». Инструктаж по технике безопасности
Тема 2.География наука о Земле (3 часа)
Основные понятия: география, наблюдение, календарь погоды.
Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие ( составление календаря природы и его заполнение, конкурс рисунков «Земля- наш общий дом», оформление уголка кружка ( название, девиз, эмблема )
Содержание темы: что такое география, наблюдение –главный метод географии, знакомство с основным методом –наблюдением за погодой.
Практические занятия: составление календаря природы, оформление уголка кружка, конкурс рисунков «Земля- наш общий дом»
Тема 3.История развития географии (3 часа)
Основные понятия: .
Форма занятий: теоретическое занятие, просмотр учебных фильмов практическое занятие, игровые моменты.
Содержание темы: как древние люди изучали Землю, их представления о Земле, выдающиеся географические путешествия и открытия.
Практические занятия: составление презентаций.
Тема 4. План и карта (5 часов)
Основные понятия: план местности, карта, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности.
Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)
Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.
Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт, игра.
Тема 5.Тольятти на карте мира (3 часа)
Основные понятия: достопримечательность,
Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на ПК, экскурсия.
Содержание темы: нахождение Тольятти на Земле, план города, достопримечательности.
Практические занятия: нахождение улицы, школы ,дома в программе Дубльгис, на карте Яндекса .
Тема 6. Природа окрестностей города Тольятти.(8 часов)
Основные понятия: рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, почва, растительный и животный мир. «Красная книга»
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, экскурсия в музей
Содержание темы: что такое рельеф, изучение коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города; метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой; что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки города Тольятти, озера в окрестностях города и их происхождение. Опасные природные явления. Что такое почва, растительный и животный мир города.
Практические занятия: экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки. Работа над мини-проектом «Капелька». Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.
Тема 7. Возникновение и развитие города. (3 часов)
Основные понятия: город, герб, флаг — символы власти.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.
Содержание темы: Герб и флаг города Тольятти. Возникновение и развитие города.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.
Тема 8. Население города. (2 часа)
Основные понятия: миграция, национальный состав.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История заселения. Численность населения г.Тольятти. Национальный состав города. Миграции населения.
Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.
Тема 8. Улицы и учебные заведения города. (4 часов)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия.Первые учебные заведения города. История развития образования в городе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах».
Тема 9. Промышленные предприятия города. (3 часа)
Основные понятия: промышленные предприятия.
Форма занятий: теоретические занятия, экскурсии.
Содержание темы: Развитие хозяйства города. Промышленные предприятия Тольятти. Источники загрязнения воды и атмосферы в городе. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха горожан.
Практические занятия: Экскурсии на предприятие. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.
Тема 10. Знаменитые люди города. (2 часа)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов
Содержание темы: Знаменитые люди города (труженики промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие города и страны.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.
Средства обучения
-
Видеозаписи
-
Презентации
-
АРМ
-
Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение
-
Коллекция гербария
-
Коллекция горных пород и минералов
-
Карты (настенные, атласы)
-
Схемы и таблицы
-
Портреты путешественников
-
Энциклопедии
-
Наборы фотографий животного мира
Способы проверки результатов работы
-выставки
-учебно-исследовательские конференции
-олимпиады
-неделя естествознания
Список литературы
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
-
Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
-
Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.
-
Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС — ПРЕСС, 2010
-
http://3.olimpiada.ru/index.php
-
http://www.ug.ru/
-
http://teacher.org.ru/
-
http://www.rgo.ru/