Урок 6.
Тема: Глобус, параллели и меридианы.
Цель:
-
Образовательная цель:
—сформировать знания о глобусе как модели Земли;
— дать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте;
-анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;
-выполнять визуальный анализ и описание по разным картам;
-проводить расчётно-аналитические вычисления, используя карты.
Оборудование: глобусы, карта полушарий.
Тип урока: открытие новых знаний в технологии деятельностного метода обучения.
Учебник: В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина- 5 класс ( ФГОС)
Учитель географии МОУ «СОШ №5» Г. Ржева: Кузьмина Наталья Викторовна
Содержание урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | ||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности.
|
-Какой теме был посвящен прошлый урок? ( Форма и размеры Земли) — О чем мы говорили на прошлом уроке? — Как вы думаете, зачем мы с вами уделяли столько внимания изучению нашей планеты? — Хорошо , правильно. Сегодня мы продолжим разговор о нашей планете Земля. Фронтальная работа, работа в парах. — Прежде чем приступить к изучению нового материала, что надо сделать? ( надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового) -Ответьте на следующие вопросы: — Кто определил размеры нашей планеты? ( Эратосфен) — Кто из древнегреческих ученых пришел к выводу о шарообразности Земли? ( Первым высказал мысль Пифагор, затем Аристотель) — Почему у него возникла такая мысль? — Какова же истинная форма Земли? ( геоид) — Что это за форма? — Что вы сейчас повторили? ПРОБНОЕ ЗАДАНИЕ. Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание. — Как вы думаете с какой целью я вам прелагаю новое задание? ( чтобы мы поняли, что мы не знаем; и поняли какая тема будет сегодня на уроке) Такое задание называется пробным. 1. – Как прекрасна наша планета на космических снимках! Подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты. – Так ли красиво выглядит её поверхность на глобусе? – Какой у вас возникает вопрос? – Зачем на карты и глобус наносят особые линии – параллели и меридианы? Сравните свой вопрос с авторским стр.171 — Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы. — У кого нет ответа? — Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы) — Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы? Вы можете доказать, что выполнили задание правильно? — Что вы не можете сделать? ( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)
Сформулируйте тему урока. Какова ваша цель на уроке? |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. 4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
| |||||||||||
III.Выявление причины затруднения
IV.Поиск решения. |
Фронтальная работа, работа в парах. — Что вы должны были сделать? ( показать на карте параллели и меридианы) -Чем вы пользовались при работе? (мы пользовались атласом) -Почему у вас возникли затруднения? ( мы не знаем , что такое параллели и меридианы)
1. – Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 36. 2. – В 1492 г. Мартин Бехайм создал первый глобус. На нём были показаны материки Старого Света. Какие материки и океаны можно было найти на этом глобусе? Какие ещё предстояло открыть? 3. – Что и как изображают на глобусе? 4. – Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар? 5. – Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов? 6. – Какие линии ещё показаны на глобусе и картах? Дайте им характеристику. Заполните таблицу.
7. – Зачем на глобусе и картах нанесены параллели и меридианы? Что они образуют? Как производят отсчёт градусов? Какие полушария выделяют на глобусе? 8. – Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Проверьте по учебнику, с. 39. 9. – Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые? 10. – Как ответим на основной вопрос урока?
|
Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
| |||||||||||
V.Первичное закрепление.
| Я вам предлагаю задание на тренировку.
— Покажите на карте параллели и меридианы.
-Вы готовы поработать самостоятельно проверить свое понимание. — Откройте контурные карты. Красным карандашом обведите параллели… Синим карандашом обведите меридианы… Учащиеся самостоятельно выполняют задание и сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.
| Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. 4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
| |||||||||||
VI. Включение в систему знаний и повторение.
|
1. – Ответьте на вопросы 1–6, с. 41. 2. – Выполните задание 7, 8, с. 41. | Познавательные УУД
| |||||||||||
VII.Рефлексия учебной деятельности. |
– Сделайте вывод по уроку. Домашнее задание: §6.
– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что?
| Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с логической цепочкой, таблицей.
* Отметить учеников, которые решали задачу.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.