Несколько лет в конце учебного года, я провожу летние научно-исследовательские полевые практикумы по географии, где с ребятами мы составляем топографические карты местности, занимаемся нивелированием, метеорологическими наблюдениями, гидрологическими исследованиями, ездим на экскурсии по достопримечательностям Пермского края, посещаем предприятия Пермского края. Для ребят все это очень интересно и познавательно.
Постепенно к моей работе стали присоединяться и другие учителя школы. Я представляю Вам программы летнего научного полевого практикума география-биология и география-литература.
Программа научно-полевого практикума
« География- биология»
Разработана преподавателем географии МБОУ «Средняя образовательная школа №65с углублённым изучением английского языка » г.Перми
Павловой И.В.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся среднего звена, интересующихся биологией и географией. В ходе исследовательского практикума, учащиеся ознакомятся с методами полевых исследований.
Практические занятия и экскурсии будут способствовать закреплению теоретических знаний, а проведение собственных исследований – отработке практических навыков и умений.
В программу включены такие вопросы, как осуществление наблюдений за природными объектами, метеорологические и гидрографические исследования, например, реки Кама, Чусовая, Кунгурской лесостепи.
Цель практикума:
Закрепить теоретические и расширить практические знания учащихся по биологии и географии путем знакомства с местными видами флоры и фауны, составом почв, геологическими породами, рельефом, климатом, воспитывать чувство гордости за свой край ,за историю своего края.
Задачи:
1. Ознакомление с полевыми методами исследований.
2. Формирование навыков исследовательской работы.
3. Привлечение учащихся к изучению и охране родного края.
4. Изучение работы и истории старейших предприятий Пермского края.
Время проведения: июнь (18 дней)
Состав учащихся: учащиеся 7-8 классов
Тематическое содержание курса
1. Введение
Ознакомление с содержанием программы и техникой безопасности полевого практикума.
2. Метеорологические наблюдения. Измерение температуры воздуха и давления, наблюдения за облачностью и видом осадков, обоснованность причин изменения погоды.
3. Определение географических координат на местности. Определение широты и долготы места.
4. Топографические исследования. Съемка местности, маршрутная и полярная, нивелирование берега реки.
5. Гидрологические исследования.
Измерение скорости течения реки, температуры, химического состава и прозрачности воды.
6. Изучение почв. Описание почвенных горизонтов, взятие почвенного монолита.
7. Изучение растительного покрова. Составление гербария, определение видов растений и их приспособляемости к окружающей среде (соснового леса, городского парка, берега реки).
8. Изучение водной и наземной фауны.
9. Обобщения.
10. Экскурсии:
— г.Чусовой, посещение краеведческого музея, металлургического комбината;
— посещение г. Лысьва, краеведческого музея, хозяйства по выращиванию рыб;
— посещение Белогорского монастыря;
— экскурсия на предприятие «Пермские моторы»;
— посещение г.Кунгура, Кунгурской лесотепи.
1 день
— Ознакомление с содержанием программ и техникой безопасности полевого практикума.
— Получение теоретических навыков составления гербария, метеорологических, гидрографических наблюдений.
2 день
— Нивелирование холма на берегу р. Камы.
— Взятие почвенного монолита берега р. Камы, соснового леса.
3 день
— Съемка местности маршрутная и полярная.
— Экскурсия в Белогорский монастырь.
— Работы с гербариями растений вокруг Белогорского монастыря.
4 день
— Гидрологические исследования реки Камы, родникового источника (взятие проб воды, определение скорости течения, прозрачности).
— Экскурсия в СЭС Кировского района г. Перми и химический анализ взятых проб воды.
5 день
— Экскурсия в г.Чусовой, посещение краеведческого музея, комбината полного цикла черной металлургии.
— Гидрология реки Чусовой.
6 день
— Метеорологические наблюдения.
— Сравнения ежегодного прироста зеленой массы разных экосистем (школьного участка, смешанного леса, антропогенного парка).
7 день
— Работа с экосистемой школьного леса, школьного участка.
— Экскурсия на предприятие «Пермские моторы».
8 день
— Экскурсия в г.Лысьва, посещение краеведческого музея, рыбного хозяйства при старейшем Лысьвенском металлургическом комбинате.
9 день
— Экскурсия по г. Кунгуру.
— Изучение карста.
— Изучение растений, почвы Кунгурской лесостепи (составление гербария, монолита чернозема).
10 день
— Обработка, получение результата.
— Сдача зачетов.
— Составление отчета по практике.
— Рефлексия.
11 день
— Минералы Пермского края.
— Работа в кабинете географии с коллекцией минералов (определение твердости, размера.)
12 день
— Сбор гербарного материала по семействам.
13 день
— Оформление гербария.
— Работа в кабинете биологии.
14 день
— Составление топографической карты.
— Полярная съемка местности.
15 день
— Оформление топографической карты.
— Работа в кабинете географии.
16 день
— Сбор раздаточного материала по морфологии (корневая система, листья, простые и сложные, и т.д.)
17 день
— Оформление собранного материала в кабинете биологии.
18 день
— Занятие – подведение итогов полевой практики по биологии и географии.
По итогам учебной полевой практики каждый ученик представил отчёт о практике.
Программа курса «Неизвестное в известном»
Летний научно- практический практикум
география-литература.
Разработана программа преподавателем географии
МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Павловой И.В.
Пояснительная записка
Полученные знания по большинству школьным учебным дисциплинам носят в основном теоретический характер. Важным этапом в изучении географии и литературы является формирование практических знаний, умений и навыков. Реализуя исследовательский подход в обучении при формировании творческой и инициативной личности учащихся, была разработана и предложена программа исследовательского летнего практикума.
Данная программа предназначена для учащихся среднего звена, интересующихся литературой и географией.
Цель летнего практикума:
— Формирование практических умений и навыков по географии и литературе, воспитание патриотизма и чувства гордости за свой родной край.
Задачи:
-
Ознакомление с полевыми методами исследований
-
Формирование навыков исследовательской работы
-
Ознакомление с основами журналистской работы
-
Привлечение учащихся к изучению и охране родного края
Время проведения с 1 по 15 июня (10 дней)
Состав участников: учащиеся 7-8, 10 классов
Тематическое содержание курса
-
Введение
Ознакомление с содержанием программы и техникой безопасности летнего практикума
-
Определение географических координат на местности. Определение широты и долготы места
-
Топографические исследования. Съемка местности, маршрутная и полярная.
-
Нивелирование берега р. Камы
-
Экскурсии в Пермский Государственный университет (ботанический сад, музеи)
-
Работа с научной литературой, статистическими, информационными материалами.
-
Знакомство с различными стилями журналистской публицистики (заметкой, репортажем, интервью)
1 день
— Ознакомление с содержанием программ летнего практикума и техникой безопасности
— Ознакомление с основами журналистской публицистики (статьей, репортажем, интервью)
— Работа с учебной научной литературой
2 день
— Работа с информационными материалами.
— Сбор материала о Пермском Государственном университете, о географическом, филологическом факультетах, о ботаническом саде, о музеях университета.
3 день
-Экскурсии в Пермский Государственный университет.
-Интервью у студентов Государственного университета.
4 день
— Написание статьи, репортажа о Пермском Государственном университете с использованием собранного материала.
5 день
— Составление топографической карты в районе утиного болота.
6 день
— Оформление полученной топографической карты.
— Работа с учебной и научной литературой.
— Обучение основам написания литературной творческой работы.
7 день
— Нивелирование берега р. Кама в районе школы.
— Наблюдение и описание природы данной местности.
8 день
-Составление профиля берега р.Кама.
— Написание творческой литературной работы о данной местности.
9 день
— Экскурсия в минералогический музей Детского дома творчества.
10 день
— Составление отчета по практике.
— Создание презентации о практике.
— Рефлексия.
По итогам учебной полевой практики каждый ученик предоставил отчёт о практике. Учащаяся 8 « Б» класса Леханова К. составила свой отчёт в виде газеты, которую мы представляем Вашему вниманию.