Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Директор МКОУ Песковатской СОШ—
__________________ ____________ ____________________________
Рабочая программа
Курса «Экономическая и социальная географии мира»
10 класс
Программа составлена
учителем географии
МКОУ Песковатской СОШ
Ковалевым В.А.
2013 — 2014_ учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. и примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
-
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
-
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
-
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Учебно-методический комплекс
-
Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.
-
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
-
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 1994 г. – 144 с.
-
Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М.: Просвещение,1992 г. – 143 с.
-
Атлас 10 класса. Экономическая и социальная география мира.
-
Рабочая тетрадь. Экономическая и социальная география мира.
Тематическое планирование
Тема раздела, урока
| Коли чество часов |
Тип урока |
Обязательные элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля, измерители |
Практические работы |
Домашнее задание | Дата проведения План | Дата проведения Факт | |
Введение |
|
| ||||||||
1 | Современные методы географических исследований. Источники географической информации
| 1 | вводный | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно — координированных географических данных. | Называть предмет изучения курса, его структуру, методы исследования в географии. Уметь работать с различными источниками географической информации. | беседа | Анализ карт различной тематики. | с. 5, позн. со струк-турой учебн | 3-8 сент.. |
|
Тема 1. Современная политическая карта мира – 4 часа |
|
| ||||||||
2 | Многообразие стран на политической карте мира. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время. Многообразие стран современного мира, их основные группы по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения.
| Иметь представление о политической карте, как о зеркале эпохи. Знать типологию стран, приводить примеры стран самостоятельно, показывать на карте. Самостоятельно давать характеристику странам. | беседа | №1. Типы стран современного мира (заполнение схемы в тетради) | Тема 1 §1 | 10-15 сент. |
|
3 | Международные отношения и политическая карта мира. | 1 | комбинированный | Этапы формирования политической карты мира. Региональные конфликты. Международный терроризм. Международные организации. Роль России в современном мире. | Иметь представление о влиянии международных отношений на политическую карту, о региональных конфликтах. Уметь работать с дополнительной информацией. | Фронтальный опрос |
| Тема 1 §2 | 17-22 сент. |
|
4 | Государственный строй стран мира. | 1 | комбинированный | Государственный строй стран, формы правления. Формы административно-территориального устройства.
| Знать основные формы правления государственного строя, административно-территориального устройства. Уметь работать со статистикой | Фронтальный опрос | к/к «Гос. строй и адм.-территориальное устройство» | Тема 1 §3 | 24-29 сент. |
|
5 | Политическая география. Тематический контроль знаний. ТЕСТ | 1 | практикум | Геополитика и политическая география. Политико-географическое положение. Политическая карта – зеркало эпохи | Иметь представление о сферах политической географии. Самостоятельно давать характеристику ПГП странам. | Беседа | №2: Характеристика ПГП страны. | Тема 1 §4 | 1-6 окт. |
|
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды – 6 часов. |
|
| ||||||||
6 | Взаимодействие человечества и природы | 1 | Вводная Л | Понятие о географической среде. Ресурсообеспеченность. Виды природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические, ресурсы Мирового океана, климатические, космические, рекреационные. | Знать основные термины и понятия. Понимать взаимосвязи между компонентами природы и обществом. Уметь анализировать картографическую информацию. | беседа |
| Тема 2 §1 | 8-13 окт. |
|
7 | Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы | 1 | комбинированный | Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Особенности распространения минеральных и земельных ресурсов. Мировой земельный фонд, его структура. Экологические проблемы. | Знать крупнейшие ресурсные базы мира, особенности использования различных видов природных ресурсов, их виды. Уметь сравнивать страны по уровню ресурсообеспеченности, анализировать картографический и статистический материал. | Фронтальный опрос, карточки | Работа с картой | Тема 2 §2, Задание 2-3 на стр.50-51 | 15-20 окт. |
|
8 | Водные, рекреационные и биологические ресурсы. | 1 | Урок-практикум | Проблема пресной воды. Пути решения водной проблемы. Растительные ресурсы. Обезлесение. Ресурсы животного мира. | Уметь оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов мира, анализировать картографический и статистический материал. | Работа в группах, отчет | №3: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира | Тема 2 §2, Задание 5, 6 На стр.51 | 22-27 окт.
. |
|
9 | Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы. | 1 | комбинированный | Минеральные ресурсы дна Мирового океана, энергетические, биологические. Ветровая, солнечная энергия. Агроклиматические ресурсы. Природно-рекреационные ресурсы и культурно-исторические достопримечательности. | Уметь пользоваться тематическими картами. Знать основные культурно-исторические достопримечательности мира и своей области. | Индивидуальный опрос | Схема «Природные ресурсы Мирового Океана» в тетради | Тема 2 §2 Задание 8 на стр.51 в тетради. Подготовиться к семинару. | 5-10 нояб. |
|
10 | Загрязнение окружающей среды. | 1 | Семинар | Рационально е и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Природоохранная деятельность и экологическая политика | Знать основные термины и понятия. Понимать взаимосвязи между компонентами природы и обществом. Предлагать пути решения экологических проблем конкретной территории. | Работа в группах, отчет | № 4. Обсуждения проблемы « Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология » и пути решения проблем. | Тема 2 §3 | 12-17 нояб. |
|
11 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | Урок проверки и контроля знаний | Урок анализа, проверки и контроля знаний по темам: политическая карта мира, понятие, виды, размещение природных ресурсов мира. | Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать картографическую информацию. | Тест. |
| Тема 2 §4 | 19-24 нояб. |
|
| Тема 3. География населения мира – 8 часов. |
|
| |||||||
12 | Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения.
| 1 | Вводная Л с элементами беседы | Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Демографический кризис, демографический взрыв. Демографическая политика. Теория демографического перехода. Качество населения. | Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать диаграммы, графики, понимать взаимосвязь между типом воспроизводства населения и типом страны. Решать задачи на численность и воспроизводство населения. | беседа | №5 Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (устно) | Тема 3 §1, Задание 2, 3 на стр.85 | 26-1 дек. |
|
13 | Размещение и миграции населения. | 1 | Лекция с элем беседы | Размещение и плотность населения. Миграции. Виды миграций. | Знать основные термины и понятия, факторы размещения населения в прошлом и сегодня. Иметь представление о направлениях миграционных потоков. | Индивидуальный опрос |
| Тема 3 §3, Подготовить материал к след. уроку | 3-8 дек. |
|
14 | Структура населения. | 1 | Урок-практикум | Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. | Уметь анализировать половозрастные пирамиды, связывать их особенность с типом стран. Знать основные языковые семьи и крупные народы, их места проживания, распределение мировых религий. | Работа в группах, отчет | №6: Сравнение половозрастных пирамид стран, | Тема 3 §2, доклады, задание 7 на стр.85 | 10-15 дек. |
|
15 | Религиозный состав населения | 1 | Урок изучения нового материала | Мировые религии. Национальные религии. Основные центры. |
|
|
|
| 17-22 дек. |
|
16 | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. | 1 | Комбинированный урок | Трудовые миграции. Проблема нелегальных трудовых мигрантов. Центры притяжения трудовых ресурсов. «Утечка умов». | Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать диаграммы, графики, различные тематические карты, пользоваться дополнительными источниками информации. | Индивидуальный опрос, работа в группах, отчет | №7: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира | Тема 3 §3 | 24-29 дек.
1 полугодие |
|
17 | Расселение населения. Урбанизация | 1 | Лекция с элем беседы | Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни. Ложная урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира. | Знать основные термины и понятия, крупнейшие города и городские агломерации мира и России. | Фронтальный опрос | Работа с к/картой | Тема 3 §4 | 14-19 янв. |
|
18 | Сельское население. Население и окружающая среда. | 1 | Комбинированный урок | Групповая и рассеянная формы расселения в сельской местности. Население и окружающая среда: воздействие урбанизации. | Знать основные формы расселения в сельской местности. Иметь представление о воздействии урбанизации на окружающую среду. | Фронтальный опрос | Работа с картой | Тема 3 §4 | 21-26 янв. |
|
19 | Зачет по теме «Население мира» | 1 | Урок — игра | Урок анализа, систематизации и контроля знаний и умений по теме |
|
|
|
| 28-2 февр. |
|
| Раздел 4. НТР и мировое хозяйство – 4часа |
|
| |||||||
20 | НТР. Производство и управление | 1 | Урок усвоения нового материала
| Научно-техническая революция. Характерные черты и составные части НТР. Наукоемкие производства. Функции техники: трудосберегающая, ресурсо-сберегающая, природоохранительная, информационная. Производство: шесть главных направлений развития. Управление: на пути к высокой информационной культуре. Глобальное информационное пространство. Геоинформационные системы. | Иметь представление об изменениях, которые внесла НТР во все сферы человеческой деятельности. Знать составные части и структуру НТР. | Беседа |
| Тема 4 §1 | 4-9 февр. |
|
21 | Современное мировое хозяйство | 1 | Комбинированный урок | Понятие о Мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Основные центры МХ. | Знать основные термины и понятия. Знать основные региональные и отраслевые группировки стран, приводить примеры стран. | Индивидуальный опрос | Работа с к/картой «Важнейшие региональные и отраслевые группировки стран» | Тема 4 §2, задание 5 на стр. 118. | 11-16 февр. |
|
22 | Отраслевая и территориальная структура м.х. | 1 | беседа | Структуры экономики: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Основные модели мирового хозяйства. Четыре основных типа экономических районов: высокоразвитые районы, старопромышленные, аграрные, районы нового освоения. Региональная политика. | Иметь представление о типах структур экономики, давать им характеристику. Знать основные модели мирового хозяйства. Приводить примеры стран с разной территориальной структурой хозяйства. | Индивидуальный опрос |
| Тема 4 §3 | 18-23 февр. |
|
23 | Факторы размещения. Тестирование по теме. | 1 | Урок анализа и систематизации знаний | Факторы размещения: фактор территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации, наукоемкости, экологический. Технопарки, технополисы. | Знать факторы размещения населения и хозяйства, приводить примеры. Объяснять расположение того или иного объекта хозяйства, анализировать карты различной тематики. | Тест | Анализ карт различной тематики. | Тема 4 §4, задание 8 | 25 февр-2 марта |
|
| Раздел 5. География мирового хозяйства – 11 часов |
|
| |||||||
24 | География промышленности. ТЭК. | 1 | Вводная лекция | Территориальная структура мировой промышленности. География ТЭК. Мировой энергетический кризис. | Знать основные термины и понятия. Знать структуру и географию ТЭК, главные ресурсные базы, экологические проблемы отрасли. | Беседа | Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры ТЭК. Составление диаграмм. | Тема 5 §1 | 4-9 марта |
|
25 | Электроэнергетика | 1 | Комбинированный | Территориальная структура электроэнергетики, горнодобывающей промышленности. Топливно-энергетический баланс мира. Мировой сырьевой кризис. | Приводить примеры стран-лидеров по производству электроэнергии, по типу электростанций. Иметь представление о Мировом сырьевом кризисе. | Фронтальный опрос | Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры горнодоб. промышленности.. | Тема 5 §1 | 11-16 марта |
|
26 | Черная и цветная металлургия | 1 | Урок-практикум | География черных металлов. Типы ориентации металлургической промышленности. Территориальная структура черной металлургии. Основные центры и регионы. География цветных руд, страны-лидеры. Территориальная структура черной металлургии. | Иметь представление о типах ориентации металлургической промышленности в прошлом и сегодня. Знать и показывать на карте основные центры и регионы. | Фронтальный опрос | Работа со схемами, таблицами, картами | Тема 5 §1 | 18-23 марта
|
|
27 | Машиностроение | 1 | Комбинированный урок | Отрасли машиностроения. Особенности и центры размещения. Специализация стран. | Знать структуру машиностроения, основные центры машиностроения. |
|
| Тема 5 §1 | 1-6 апр. |
|
28 | Химическая и легкая промышленность | 1 | Комбинированный урок | Особенности и факторы размещения центров химической и легкой промышленности. | Знать отрасли химической промышленности, значение отрасли. Уметь показывать на карте центры химической и легкой промышленности | Работа с карточками |
| Тема 5 §1 | 8-13 апр. |
|
29 | Лесная, деревообрабатывающая и легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда. | 1 | Урок-беседа | Ареалы лесной промышленности. Пять главных регионов мировой текстильной промышленности. Экологические проблемы. | Знать и показывать на карте основные центры и регионы деревообрабатывающей и легкой промышленности. Иметь представление об экологических проблемах, связанных с промышленностью. | Фронтальный опрос | Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры. Составление диаграмм. Работа с к/картой. | Тема 5 §1 | 15-20 апр. |
|
30 | Итоговая контрольная работа за 2 полугодие | 1 | Урок проверки и контроля знаний | Урок анализа, проверки и контроля знаний по темам: политическая карта мира, понятие, виды, размещение природных ресурсов мира. | Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать картографическую информацию. | Тест. |
|
| 22-27 апр. |
|
31 | Сельское хозяйство мира География растениеводства животноводства | 1 | Комбинированный урок | Типы сельского хозяйства. Различия в с/х между развитыми и развивающимися странами. «Зеленая революция», ее компоненты. Мировые сельскохозяйственные культуры, территориальное распределение.. Ареалы разведения крупного рогатого скота, свиноводства, овцеводства. Экологические проблемы, связанные с с/х. Рыболовство. Марикультура. | Знать типы с/х, различия в с/х освоении между развитыми и развивающимися странами. Знать основные с/х культуры и ареалы их распространения. Знать ведущие отрасли животноводствастраны-лидеры по отраслям. Знать основные термины. | Индивидуальный опрос | Анализ картосхем, диаграмм. №10: Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур. | Тема 5 §2 | 29 апр. – 4 мая |
|
32 | География транспорта.
| 1 | Урок самост. изучения материала | Мировая транспортная система, географические отличия. Региональные транспортные системы. Автомобильный, железнодорожный, трубопроводный транспорт. | Знать основные термины и понятия, отличия развитых стран по уровню развития транспортной системы. Знать важнейшие трубопроводы. | Индивидуальный опрос | Анализ картосхем, диаграмм.
| Тема 5 §3, подготовиться к семинару | 6-11 мая |
|
33 | Международная специализация и кооперирование. Внешние экономические связи. | 1 | лекция | Всемирные экономические отношения (ВЭО). Свободные экономические зоны (СЭЗ). Мировая торговля: оборот, структура, географическое распределение. Транснациональные корпорации (ТНК). Международные финансово-кредитные отношения. Международный туризм. | Знать основные термины и понятия, приводить примеры СЭЗ, ТНК | Индивидуальный опрос | Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию ВЭО | Тема 5 §4, творческое задание (тур. маршрут) | 13-18 мая |
|
34 | Итоговый урок по курсу | 1 | беседа | Обобщение и анализ полученных знаний по теме «мировое хозяйство»: природные ресурсы и их размещение, отрасли мирового хозяйства. |
|
|
|
| 20-25 мая
|
|