Иванова Наталья Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 82» г. Кемерово
Класс: 10
Рабочая тетрадь по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Поделюсь опытом организации самостоятельной работы учащихся на этапе ознакомления с текстом литературного произведения. Для того чтобы организовать вдумчивое чтение произведений, я предлагаю своим учащимся разработанные мной рабочие тетради – сборники вопросов и заданий по таким произведениям, как роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
На титульном листе рабочих тетрадей определены основные виды работы: выписываем цитаты, наблюдаем за текстом, учимся понимать автора, комментируем прочитанное, сопоставляем с изученным ранее. Последовательное чтение произведения от главы к главе, поиск информации в художественном тексте и выписки найденного в рабочую тетрадь – задача учеников. Систематизация найденной информации (в рамках характеристики отдельного персонажа или авторского замысла в целом) – задача учителя и учащихся на уроке. И не секрет, что урок литературы не может получиться глубоким и интересным без этапа предварительного ознакомления с текстом. Поэтому важно задать ученику наиболее четкую рамку, критерий полноты и качества его самостоятельной работы. Решить эту задачу мне помогают рабочие тетради.
Приведу систему заданий к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (здесь печатается без пробелов между заданиями, при использовании в качестве рабочей тетради пробелы добавляются).
По итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие осознанию композиционных особенностей произведения.
Рабочая тетрадь может быть предложена учащимся в виде электронного файла, и тогда видами работы будут следующие: соединить электронный файл текста романа с заданиями, выделить в тексте романа отрывки, иллюстрирующие ответы на вопросы рабочей тетради, мини-проект, в котором предстоит составить краткое содержание романа или его отдельной главы. Учащиеся получают возможность избежать выписывания (процесс для них менее популярный, чем компьютерное форматирование).
На этапе обобщения знаний учащимся предлагаются следующие задания по рабочим тетрадям: отобрать номера вопросов, которые
-
помогут охарактеризовать а) Раскольникова, б) Мармеладова, и.т.д.;
-
раскроют жанровые особенности произведения;
-
выявят художественные особенности произведения.
Полученные списки номеров вопросов значительно ускоряют работу над планом сочинения. За урок учащиеся могут разработать несколько полноценных планов сочинений, а это приобретает особое значение в связи с введением экзаменационного сочинения. При организации подготовки непосредственно к экзамену в условиях нехватки времени наличие заполненной рабочей тетради – огромное подспорье. Проверено опытным путем!
Часть 1, гл. 1. 1. В какое время начинаются события?
2. Какое чувство испытывает герой?
3.Как герой отвечает на вопрос: «Чего люди больше всего боятся?»
4. Какова атмосфера петербургских улиц?
5. В чем контраст портрета героя и окружающего его?
6. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа?
7. Какие детали отбирает автор для портрета старушонки?
8. Какое символическое значение имеет именно этот заклад?
9. Каково положение распивочной относительно улицы?
Часть 1, гл.2. 10. Как выглядит чиновник, привлекший внимание героя?
11. Что считает пороком Мармеладов?
12. Как выражается оппозиция «сострадание – наука»?
13. Как характеризует Мармеладов Катерину Ивановну?
14. Почему Мармеладов называет себя свиньей?
15. В каком поступке выразилось раскаяние Катерины Ивановны за произошедшее с Соней?
16. Из-за чего Лебезятников побил Катерину Ивановну?
17. В чем выразилось падение Мармеладова?
18. Как связаны для Мармеладова понятия «сострадания» и «жалости»? Кто способен пожалеть Соню, его самого – «пьяненького»?
*Сопоставьте финал исповеди Мармеладова с евангельскими притчами о судном дне, блуднице, блудном сыне.
19. Какое значение имеет время (11 часов), когда герой привел Мармеладова домой?
20. К каким размышлениям о привыкании человека к подлости приходит герой?
Часть 1, гл.3. 21. С чем сравнивает автор комнату героя?
22. Какую «работу» делает герой?
23. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «… ты наше всё, вся надежда, упование наше».
24. Ради чего терпела Дуня грубости Свидригайловых?
25. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых?
26. Почему Дуня подходит Лужину на роль жены?
27. Какой «проект» составила Дуня о будущем брата?
28. Какое значение имеет страх матери, не посетило ли сына «новейшее модное безверие»?
Часть 1, гл. 4. 29. Почему герой называет предстоящее замужество Дуни Голгофой?
30. Как относится Раскольников к жертве собою сестры и матери?
31. В чем сходство поведения Сони и Дуни?
32. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?
33. Как относились к Раскольникову товарищи по университету?
34. Как характеризуется Разумихин?
Часть 1, гл. 5. 35. В связи с чем в романе упоминается зеленый свет?
36. Составьте схему пространства, увиденного Раскольниковым во сне.
37. Какое значение имеет упоминание о кресте?
38. Почему после сна раскольников впервые словами описывает задуманное преступление?
39. С какими словами герой обращается к Богу?
40. Какое значение имеет то, что Раскольников сошел с прямого пути домой?
41. Как характеризуется Лизавета?
42. Почему Раскольников чувствует себя приговоренным?
Часть 1, гл.6. 43. Какие мысли, высказанные студентом в трактире, зародились и в голове Раскольникова?
44. Почему Раскольникову пригрезилась Африка?
45. С какой целью упоминается машина, в которую попадает клочок одежды?
46. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь?
47. Объясните фразу: «Не рассудок, так бес».
48. В чем сходство мыслей Раскольникова с мыслями приговоренных к казни?
Часть 1, гл. 7, 49. В какую сторону направлено острие топора в момент удара?
50. Объясните, как с «пробами» Раскольникова связана «крысиная» косичка старухи?
51. Какое значение имеет эпизод с ключами?
52. Как защищалась Лизавета от удара?
53. Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»?
Итоги 1 части. Каковы причины преступления Раскольникова?
Часть 2, гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»?
2. С каким намерением Раскольников входит в контору?
3. С какой целью автор помещает героя в «безвоздушную» атмосферу?
4. По какому поводу героя вызвали в контору?
5. Как характеризует Раскольникова его стычка с поручиком?
6. Что почувствовал Раскольников после исповеди квартальным?
7. В чем причина обморока Раскольникова?
Часть 2, гл.2. 8. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень?
9. Почему герой не заглянул в кошелек?
10. Почему Раскольников не принял помощь Разумихина?
11. Почему не принял милостыню?
12. Какое впечатление на героя производит панорама собора?
13. Какова дистанция для героя между прошлым и настоящим?
14. Как объяснила Настасья бред Раскольникова об избиении хозяйки?
Часть 2, гл. 3. 15. Какие известия, сообщенные Разумихиным, были неприятны Раскольникову?
16. Какие услуги оказал Разумихин больному другу?
Часть 2, гл. 4. 17. Как относится Разумихин к недостаткам людей (Заметова)?
*Притча: из ада была освобождена женщина, совершившая во всю жизнь только один хороший поступок – подала милостыню печеной луковицей.
18. Чем следствие доказывает вину красильщика Митрия?
19. Как доказывает Разумихин невиновность Митрия?
Часть 2, гл.5. 20. Объясните выражение лица Раскольникова: «как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки».
21. Какое впечатление производят наряд Лужина и его манера поведения?
22. Какова экономическая теория Лужина?
23. До каких «последствий» доводит теорию Лужина Раскольников?
24. Что заинтересовало Зосимова в поведении Раскольникова?
25. Как объясняются многочисленные контакты Раскольникова с людьми его мыслями об «аршине пространства» приговоренного к смерти?
26. В чем сходство ощущений Раскольникова во время разговора с Заметовым и у двери старухи в день убийства?
27. Какое значение имеет попытка женщины утопиться?
28. Почему Раскольникову приятно слушать звук колокольчика в квартире старухи?
29. Какие мотивы сближают письмо матери и разговор работников?
Часть 2, гл. 7. 30. Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове?
31. Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони?
32. Почему встреча преступника и полицейского происходит на лестнице? Как автор расположил героев? Что имел в виду Раскольников, отвечая Никодиму Фомичу?
33. Какое новое ощущение возникло в Раскольникове?
34. Какое значение имеет время (11 часов)?
35. В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова?
36. Почему Раскольников прощается с Разумихиным на лестнице? Как автор расположил героев?
Итоги 2 части. По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит?
Часть 3, гл.1. 1. Чего потребовал Раскольников от сестры?
2. Что сделал Разумихин для сестры и матери Раскольникова?
3. За что Разумихин целует руки Дуни?
4. Как выглядит Авдотья Романовна?
*Сравните образы Прасковьи Павловны Зарницыной и Агафьи Матвеевны Пшеницыной (Гончаров «Обломов)
Часть 3, гл. 2. 5. Какую характеристику дает Разумихин Раскольникову?
6. Чего потребовал Лужин от Пульхерии Александровны?
Часть 3, гл.3. 7. Какая мучительная мысль заставляет Раскольникова встать с места?
8. Что говорят Раскольников с матерью о квартире?
9. Какой клеветой Лужин пытался рассорить Раскольникова с родственниками?
Часть 3, гл. 4. 10. Каково выражение глаз, лица Сони?
11. Почему Дуня отнеслась к Соне уважительно?
12. Как объясняет Раскольников Разумихину цель посещения Порфирия Петровича?
Какова истинная цель посещения Порфирия Петровича?
13. Как выглядит Порфирий Петрович?
*Петь Лазаря – лгать. Каково происхождение фразеологизма?
14. Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку?
Часть 3, гл.5. 15. Как выглядит Порфирий Петрович?
16. Почему Раскольников считает, что с ним играют как кошка с мышью?
17. В чем причина преступлений с точки зрения социалистов?
Какое слово часто встречается в его монологе?
18. В чем видит Разумихин цель развития общества?
19. Чему посвящена статья Раскольникова?
20. На какие разряды делит людей автор статьи?
*Совместимы ли гений и злодейство? Как решался этот вопрос Пушкиным?
21. Какой вывод делает Разумихин из статьи Раскольникова?
22. Как соотносятся гениальность и страдание?
23. Объясните цель упоминания о Наполеоне. Сопоставьте с отрывком из «Евгения Онегина»:
… Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
*Какие фигуры мировой культуры могут быть противопоставлены Наполеону?
24. Какая ловушка заключалась в вопросе Порфирия Петровича о красильщиках?
Часть 3, гл. 6. 25. Почему Раскольников был ошеломлен встречей с мещанином в халате.
26. О какой арифметике рассуждает раскольников сам с собой?
27. Почему Раскольников в мыслях объединяет Лизавету и Соню?
28. Объясните сон Раскольникова о смехе старушонки.
Итоги 3 части. Почему нельзя согласиться с тем, что Раскольников совершает преступление, потому что «среда заела»?
Часть 4, гл. 1. 1. Какое мнение о манерах Свидригайлова сложилось у Раскольникова?
2. Как соотносится рассказ Свидригайлова о привидениях с состоянием Раскольникова?
3. Как представляет Свидригайлов справедливость загробной жизни?
4. Как характеризует себя Свидригайлов?
5. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова?
Часть 4, гл. 2. 6. О каких подозрениях на Свидригайлова говорит Лужин?
7. Цитату из какой притчи использует Раскольников, говоря о Соне?
Часть 4, гл.3. 8. Что поразило Лужина в Авдотье Романовне?
9. Как могла бы Дуня способствовать карьере Лужина?
10. В чем суть проекта Разумихина?
11. Что заставляет Раскольникова отказаться от семейных связей?
12. Как воспринял Разумихин состояние Раскольникова?
Часть 4, гл.4. 13. Начертите план комнаты Сони. Объясните, почему разговор героев происходит именно в таком пространстве?
14. С какой целью автор указывает точное время?
15. С каким чувством говорит Соня о Катерине Ивановне?
16. Какое качество выделяет Соня в Катерине Ивановне?
17. В какой «жестокости» сознается Соня?
18. Чего добивается от Сони Раскольников, говоря о будущем семьи Мармеладовых?
Добился ли он нужной ему реакции?
19. Как объясняет Раскольников целование ноги Сони?
20. За что Раскольников называет Соню «великой грешницей»?
21. Как понимает Раскольников, ради кого Соня не покончила с собой?
22. Почему мысль о помешательстве рассудка Сони вызвала вопрос о Боге?
23. Какой эксперимент ставит Раскольников, прося Соню прочесть эпизод воскрешения Лазаря? (2 варианта)
24. Что чувствует Соня перед чтением Евангелия?
25. О чем «мечтается» Соне во время чтения?
26. Какое определение происходящему дает автор в конце эпизода?
27. В чем видит Раскольников сходство Сони с собой?
28. К какой цели Раскольников зовет Соню?
Часть 4, гл. 5. 29. Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу?
30. Какие «загадочные словечки» Порфирия Петровича могли Раскольникову показаться намеками на обвинение в преступлении?
31. С какой целью Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова раньше времени?
32. Объясните уверенность Порфирия Петровича, почему Раскольников не сбежит «в глубину отечества».
33. Почему Порфирий Петрович рассказывает Раскольникову о всех имеющихся подозрениях?
34. Почему Раскольников не верит в искренность Порфирия Петровича?
Часть 4, гл. 6. 35. Как отнеслись к признанию Николая Порфирий Петрович? Раскольников?
36. Какое объяснение получает «сюрприз» Порфирия Петровича?
Итоги 4 части. С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Лужиным? Соней?
Порфирием Петровичем?
Часть 5, гл. 1. 1. С какой целью Лужин поселился у Лебезятникова?
2. Как выглядит Лебезятников?
3. Как характеризуется Лебезятников автором?
4. С какой целью упоминаются система Фурье? теория Дарвина? коммуна? любовник жены? некрещеные дети?
5.С какой целью Лебезятников мог бы пойти на поминки?
6. Почему Лебезятников жалеет, что его родители умерли?
7. С какой целью упоминаются Добролюбов? Белинский?
8. Что, по мнению Лебезятникова, выше и полезнее Рафаэля и Пушкина?
9. Как собирается Лебезятников относиться к изменам жены?
Часть 5, гл. 2. 10. Какова причина «бестолковых поминок»?
11. Как относится Катерина Ивановна к людям?
12. какую обиду Катерина Ивановна не сможет простить?
Часть 5, гл. 3. 13. Как «оправдывает» Лужин «похищение» Соней 100 рублей?
14. предположите, о чем думает Раскольников во время сцены со 100 рублями?
15. Каким образом Лебезятников спасает Соню?
16. Как Раскольников объясняет цели Лужина?
17. Может ли Соня постоять за себя?
Часть 5, гл. 4. 18. Какой выбор не осмеливается сделать Соня?
19. В чем заметил Раскольников сходство поведения Лизаветы и Сони?
20. Что в словах и поступках Сони «размягчило» душу Раскольникова?
21. Объясните значение слов Раскольникова: «…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был».
22. Что пытается Раскольников объяснить через сопоставление себя с Наполеоном?
23. На какие цели Раскольников хотел употребить украденное?
24. Как оценивают человека Соня и Раскольников?
25. В чем суть «мрачного катехизиса» Раскольникова?
26. Какой вывод делает Соня из признания Раскольникова?
27. На какие вопросы о себе Раскольников хотел получить ответ через преступление?
28. К каким выводам об убийстве пришел Раскольников?
29. Какой совет дает Соня Раскольникову?
30. В чем проявляется грех гордыни в Раскольникове?
31. Почему Соня хочет дать Раскольникову крест?
Часть 5, гл. 5. 32. Какие слова Лебезятникова о сумасшествии и слезах связаны с основной проблемой романа?
33. С какой целью Дуня приходит к Раскольникову?
34. Как соотносятся последние слова Катерины Ивановны с эпизодом сна Раскольникова?
35. Как Свидригайлов распорядился 10000 рублей?
36. Какое значение для Раскольникова имеют намеки Свидригайлова?
Итоги 5 части. С какой целью автор сопоставил образы Катерины Ивановны и Сони с образом Раскольникова?
Часть 6. Гл. 1. 1. Объясните состояние Раскольникова в течение 3-х дней после смерти Катерины Ивановны.
2. Сопоставьте слова Свидригайлова о воздухе с предыдущими эпизодами.
3. Какие надежды возникают у Раскольникова после слов Разумихина?
Часть 6, гл. 2. 4. На что надеялся Порфирий Петрович в конторе (часть 4, гл. 5-6)?
5. Как характеризует Порфирий Петрович Раскольникова?
6. Как объясняет Порфирий Петрович, почему Миколка принял меню на себя?
7. Как связывает Порфирий Петрович преступление и современность?
8. На что, по мнению Порфирия Петровича, способен Раскольников?
*Какое значение имеет упоминание Шиллера?
9. Чему должен раскольников научиться у Миколки?
Часть 6, гл. 3. 10. Предположите, чего «нового» искал Раскольников в Свидригайлове?
11. Как Свидригайлов характеризует Петербург?
12. Предположите, чего «новенького» ждал Свидригайлов от Раскольникова?
13. С какой целью приехал Свидригайлов в Петербург?
14. Что пришлось б делать Свидригайлову, если бы он не занялся развратом?
15. К какому выводу о Свидригайлове приходит Раскольников?
Часть 6, гл. 4. 16. Как «спасала» Дуня Свидригайлова?
17. Какое впечатление на Раскольникова производит рассказ о «невесте» Свидригайлова?
18. Объясните мотивы поведения Свидригайлова с «невестой» и 13-летней девочкой из «клоаки».
Часть 6, гл. 5. 19. В чем видит Свидригайлов тождество своих взглядов с теорией Раскольникова?
20. С точки зрения Свидригайлова, есть ли в Раскольникове совесть?
21. Что говорит Свидригайлов о русских людях?
22. Как относится Свидригайлов к Дуне?
23. Почему Дуня отбросила револьвер?
24. Что остается Свидригайлову, когда он теряет надежду на счастье с Дуней?
Часть 6, гл. 6. 25. Какое значение для романа имеет перемена погоды?
26. На какие цели Свидригайлов дает деньги Соне?
27. Каково истинное значение 15000 для «невесты» Свидригайлова?
28. Объясните выбор автором названия гостиницы – «Андрианополь».
29. *В романе «Идиот» положительный герой, воплощенный Христос, носит фамилию Мышки. Объясните символику сна о мыши.
Почему Свидригайлов грезит об утопленнице?
30. Почему Свидригайлов намерен отправиться под куст, облитый дождем?
31. Почему Свидригайлову приснился кошмар о 5-летней девочке?
32. Что означает для Свидригайлова «поехать в Америку»?
Часть 6, гл. 7. 33. Для чего Раскольников пришел к матери?
34. Почему Раскольников не утопился в Неве?
35. в чем видит Дуня искупление греха брата?
36. Как относится Раскольников к своему преступлению?
37. Чего не произошло бы с Раскольниковым, если бы его никто не любил?
Часть 6, гл. 8. 38. Что, по мнению Сони, кроме боязни смерти, должно удержать Раскольникова от самоубийства?
39. Для чего приходит Раскольников к Соне?
40. Объясните символику эпизода с нищей.
41. С каким чувством Раскольников целует землю?
42. Почему Раскольников не произносит на площади слов признания?
43. Как подействовало на Раскольникова известие о самоубийстве Свидригайлова?
44. Как встреча с Соней под лестницей повлияла на решение Раскольникова признаться?
Итоги 6 части. Чего ищет Раскольников от встреч со Свидригайловым?
Эпилог. Глава 1. 1. Как меняется время действия?
2. Как меняется пространство для героя?
3. Какие факты из прошлого Раскольникова смягчили приговор?
4. Каково настроение Раскольникова в течение 9 месяцев каторги?
Эпилог. Глава 2. 5. Какова причина болезни Раскольникова?
6. Чего стыдился Раскольников?
7. Чему бы Раскольников мог обрадоваться?
8. Объясните, почему в остроге Раскольников чувствует себя «на свободе»?
9. В чем видел Раскольников свое преступление?
10. Что удивило Раскольникова в остроге?
11. В чем обвинили Раскольникова каторжники?
12. Как относились каторжники к Соне?
13. Каково значение сна-бреда?
14. Что видит Раскольников с берега реки?
15. Что означает «воскресение» для Раскольникова?
16. Каково отношение Раскольникова к религии в финале?