МОУ « Знаменская сош»
Открытый урок — игра
по теме: «Знакомство с буквой «Д, д».
Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д»
1 класс
Учитель: Лицегевич Н.Н.
ноябрь 2010 год.
Тема: «Знакомство с буквой «Д, д».
Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д»
Цели урока:
Обучающая (образовательная):
-познакомить детей с согласными звуками (д), (д), буквой д;
-вырабатывать навыки осознанного чтения;
-продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
Развивающая:
-способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
-развивать произвольное внимание;
Воспитательная:
-способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
Тип урока: изучение нового материала (урок игра).
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные, групповые.
Ход урока
-
Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
— Прежде, чем за парту сесть, посмотрите, всё ли есть: рабочая тетрадь, букварь, карандаш, резинка (дети проверяют готовность к уроку рабочих мест).
Улыбнёмся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться! (девиз)
(Обращаю внимание детей на картинки со зверями)
Это что же случилось, ребята?
И куда так спешат зверята?
Я скажу вам: вот что случилось-
Это школа лесная открылась!
Весело звенит звонок.
Начинается урок.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Нас пригласили на урок в лесную школу!
2.Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
— Как вы думаете,кто в лесу хозяин?
-Кто это? (Вывешиваю картинку с лесовичком)
— Правильно –лесовичок.
Привет, а вот и я – лесовичок!
Я слышал, вы в школу лесную собрались,
Но тот лишь дорогу к ней сможет найти,
Кто быстро слова мне подскажет,
Что встретятся вам на пути.
— А на пути у нас вот что:
3) Показываю картинки, говорю текст, дети договаривают предложение.
Тут наш … (дом)
Над домом …(дым)
У дома…(дерево).
На дереве .. . (дупло)
У дупла …(дятел)
К дому ведёт …(дорожка)
В доме сидит…(дед Дима)
Он слушает пение… (птиц)
-Как вы, думаете какое слово здесь лишнее? (птица)
— Почему? (все буквы начинаются на букву Д)
— Молодцы, вот мы добрались до лесной школы!
4) В класс учитель Филин вошел.
Оглядел всех строго.
— А сможете ли вы узнать
Тему нашего урока?
Сообщение темы и цели урока.
-
Знакомство с буквой Д, д.
Работа над новым материалом.
5) — А зачем мы изучаем заглавные буквы? (Чтобы написать имена, фамилии, клички, названия городов, деревень)
-У нас в классе есть фамилия на букву «Д»? (нет)
-А имя? (Даниил)
-Название города? (Дивногорск, Дудинка — города Красноярского края, Донецк, Днепропетровск)
6)- Посмотрите на предметы в классе. Найдите предметы, в названии которых встречается новый звук. (Доска, дверь, дневник, одежда, дубленка, карандаш).
7)- Любопытный зайчик
Звуки хочет знать
Гласный от согласного
Не может отличать.
— Поможем зайчику?
— Откроем букварь на стр.98.
Звукобуквенный анализ слов душ, дятел. (фишками потом буквами). — (Двое у доски)
8) Дыхательная гимнастика.
— Сядьте поудобнее. Скажите,
— Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…). Давайте позовём зверей на игру подудим.
— Глубоко вдохните и произносите слог «ду» пока хватит дыхания, (2 раза)
— Молодцы!
9) -Звери медведь, лиса затеяли игру,
Хотят узнать
Кто самый ловкий и внимательный у нас
(игра — буксир)
Читаем слоги по цепочке, потом парами.
— У кого получилось?
— У кого нет? Почему?
Мудрая сова нас учит:
— Сядьте прямо, глазки умные, спинки ровные.
10) Найди слоги.
Белка Валя с белкой Галей
На урок к нам прискакали.
Всё не знают, как им быть?
Не могут слоги они слить.
По правую и левую стороны классной комнаты слоги, их нужно соединить.
(Ди-ма, Ли-да, бе-да, до-ма, сре-да, дра-ка, Анд-рей, де-ло, мед-ведь, ло-шадь, вед-ро, сол-дат)
-Что обозначает слово среда? – (день недели, все, что нас окружает; окружающая среда)
-Какой у нас день недели сегодня? (Среда)
-Назвать дни недели по порядку.
— Какое «плохое» слово? (Драка)
-Почему? (Надо жить дружно)
-Как образовалось слово драки? — Прочитать букварь стр.99
Ребята, почему звери такие ловкие, быстрые? (Любят бегать, прыгать)
Хомячок приглашает вас на зарядку.
11)Физминутка. Хомка.
12) (Вывешиваю картинку с волком).
— Ребята вам не кажется, что слышен чей — то вой?
Волк начинает громко выть
Не может звук определить.
— Поможем ему?
Поиграем в игру «Поймай звук».
Называю слова. Звук «Д» слышится твёрдым — встают мальчики.
Звук «Д» – мягкий — встают девочки.
(дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка)
13) Работа в группах. Букварь стр.99.
Сороки — .белобоки заспорили на дороге
Не могут догадаться и в споре разобраться.
— Поможем им выяснить где Надя, а где Лида?
14 Работа в прописи. Стр.52
На урок пришел ежик. Он опоздал. И хочет нам что-то рассказать.
Рядом с лесной школой стоит пенёк.
Мимо него я пройти не мог.
И вдруг неизвестно откуда.
На пеньке возникло чудо!
Закорючки, кругляшки,
Букву «д» теперь пиши.
— На что похожа буква Д? (напоминает парус)
Объясняю написание заглавной «Д». Написать в воздухе.
— Обратите внимания, как сидят звери на картинке на уроке.
Мудрая сова говорит: пододвиньте стул, спина прямая.
Написать заглавную «Д» в прописях.
Взаимопроверка.
— Поменяйтесь тетрадями с соседом. Подчеркните карандашом самую красивую, правильную букву.
— Поднимите столько пальцев, сколько вы подчеркнули букв.
Записать имена Дима и Дина.
-Что общего у согласных звуков? (Первые мягкие, звонкие. Вторые твердые звонкие, оба с заглавной буквы)
-Чем отличаются? (Имя мальчика и девочки. Третья буква М и Н)
15) Физминутка.
Отложите-ка тетрадки. Раз –два!
Становитесь на зарядку. Раз – два!
Сладко – сладко потянулись, и прогнулись, и пригнулись!
Ваши мышцы все проснулись? -Да!
Ваши губки улыбнулись? -Да!
Пальчики к письму готовы? — Нет!
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли отталкиваем тучки.
-Пальчики к письму готовы? -Да!
Мы работать будем снова? Да!
— Тихо садитесь.
16) Строчная д. Рассказать из каких элементов состоит письменная строчная буква д. (Овал и линия с петлей внизу)
— В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у)
— письмо на доске строчной д.
— Прописываем в воздухе. Пишем в прописях.
Записать слова дом. Дым. Люди, дела.
17) Итог.
— Чему мы сегодня научились?
— Как вы сегодня поработали?
— Кто лучше всех работал?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Кто считает, что мог работать лучше?
— Что понравилось?
— Покажите своё настроение.
— Ребята мы должны поблагодарить лесных жителей за урок. Зима- добывать пищу им труднее и труднее. Давайте угостим белочек подберезовиками, сыроежками, если вам урок понравился. Белыми грибами, если нет.
Я тоже угощу белочек, потому что мне понравилось, как вы работали.
Пояснительная записка
Мой открытый урок по обучению грамоте я провела с самыми маленькими, любознательными «почемучками» учащимися 1 класса. Работаю по программе «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой по учебнику С.В. Иванова, А.О.Евдокимовой. Согласно учебному плану МОУ «Знаменская СОШ» рабочая программа предусматривает обучение в объёме 130 часов при недельной нагрузке 8 часов.
В классе 17 человек, 11 девочек и 6 мальчиков, 1 из них на повторном обучении в 1 классе. Класс среднего уровня обученности.
Тема урока: «Знакомство с буквой «Д, д». Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающая (образовательная):
-познакомить детей с согласными звуками «д» -твердый, «д» -мягкий, буквой д, Д;
-вырабатывать навыки осознанного чтения;
-продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
Развивающая:
-способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
-развивать произвольное внимание;
Воспитательная:
-способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
Методы обучения:
— наглядный;
— практический;
— проблемно-поисковый метод (определение темы урока);
— частично-поисковый метод (при составлении слов из слогов);
— исследовательский метод (при работе по букварю, выяснить где на картинке Надя, а
где Лида?)
Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные, групповые.