Проект урока
Разработала: Цурикова М. С. учитель начальных классов
1.Тема урока: САНТИМЕТР
2.Класс: 1класс «Б» МБОУ « СОШ№98»
3.Предмет: Математика
4.Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с единицей измерения длины- сантиметр; дать возможность учащимся самостоятельно сделать выводы о необходимости измерения длины единой единицей измерения – сантиметром; осуществить самооценку уровня удовлетворенности своей деятельностью.
5.Задачи:
— создать условия для знакомства учащихся с новой единицей измерения длины – сантиметр;
— способствовать развитию умения: пользоваться изученной единицей измерения, сравнивать, делать обобщения на основе наблюдений;
— научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
-показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
— способствовать формированию умения работать в группе, паре.
5.Условия, необходимые для проведения урока:
-Схематические изображения;
-Раздаточный материал (полоски- отрезки);
-Демонстрационный материал (линейка, рулетка,сантиметр);
-Учебник «Математика» 1часть 1 класс М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
-ТПО «Математика» 1 часть 1 класс М.И. Моро, С.В. Волкова
-Компьютер, экран, мультимидийная презентация.
6. Планируемые результаты деятельности учащихся:
предметные: учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения- сантиметр; научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, делать выводы;
метапредметные:
познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие; научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в работе группы и пары; получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; формирование адекватной самооценки; личностной и социальной активности в достижении поставленной цели.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |
Организационный момент | — Прозвенел звонок. Начинается урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. — Настроение хорошее? К нам сегодня пришли гости, повернитесь, поприветствуйте их и подарите им кусочек хорошего настроения! Я желаю вам успешного труда, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.
| Дети приветствуют урок, гостей и вспоминают правила работы на уроке. | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока |
Актуализация знаний. Мотивация.
Устный счет | — Итак, начинаем урок математики. -Ребята,а чему нас учит математика? -А все ли мы тайны математики узнали? -Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите? -Тогда сначала повторяем то, что знаем: а) Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; индивидуально посчитает от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9. б) Восстановите числовой ряд:1,2,3,_,4,_,6,_,_,9,10. -Назовите соседей числа7? -Какое число при счете идет за числом 4? -Назовите, число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; кот. след. за ч.7; стоит перед ч.2; между числами 5 и 7; справа от ч.8; слева от ч.5. в) Деление на группы Посмотрите на эти записи, что необходимо сделать? Поставьте знаки сравнения. -На какие группы можно разбить записи? — Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы не зря вспомнили и эти знания нам сегодня ещё пригодятся, а для чего узнаете позднее. Но только после минутки отдыха.
| Дети дают ответы на вопросы учителя.
Считают хором. Счет ведет только один ученик
Один у доски переворачивает карты с числом, дети с места отвечают. Дети выполняют работу с числовым рядом.
Дети рассматривают записи с окошком, делают вывод- нужно сравнить. Ребята приходят к выводу, что они поработали с равенствами и неравенствами. | Использование ранее изученных предметных знаний. -Счет до 10, обратный счет; -Состав числа 4; -Сравнение чисел, выражений; — Прием прибавления 1. |
Физ. минутка (выполнение действий с картинками) Сколько точек будет в круге?….Столько раз поднимем руки! Сколько клеток до черты?……Столько раз тихонько подпрыгни ты! Сколько веточек зелёных?…..Столько сделаем наклонов! | |||
Самоопределение к деятельности 1)Практическая работа ( проблемная ситуация)
2)Определение темы
| -Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру) Работа в парах и малых группах. -Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом) -Совпали? — да (доказали). -Теперь положите полоски обратной стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. -Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное). -Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).(Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске). Мы знаем, что для измерения длины раньше использовались разные мерки, а измерительные приборы те, которые были всегда при себе: локоть, пядь, сажень, вершок, ладонь, ярд, дюйм, фут). С л а й д -Эти мерки были неудобны, потому что получались разные результаты, т.к. у каждого человека индивидуальное строение тела. — Значит, эти мерки нужно усовершенствовать, я вас правильно поняла?
—В наше время даже герои мультфильмов используют совершенно новые мерки. -Какова длина удава?
38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка. -Почему длина удава выходила всё время разной? – Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета? – Почему? – Как же быть, какой выход вы можете предложить? -С помощью какого инструмента мы можем измерять? Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю.
— Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. -Какие еще есть инструменты для измерения длины? -Рулетка, линейка, сантиметр- это нужные нам инструменты? — Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»). — Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться?
| -У детей на парте цветные полоски, дети сравнивают по цвету, форме, размеру.
Делают вывод о размере своих полос.
Дети считают мерки, делают вывод.
Ребята приходят к выводу о применении различных мерок.
Просматривают слайды о старинных мерках.
Дети делают вывод о том, что эти мерки неудобные.
Дети просматривают кадры из мультфильма «38 попугаев» Отвечают на вопрос, приходят к выводу, что нужен инструмент!
Рассматривание линейки. Знакомятся со шкалой на линейке. Узнают, что такое 1 см.
Дети называют виды инструментов для измерения длины, говорят где их применяют.
| Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще неизвестно.
Сравнение путем наложения полос друг на друга.
Учатся делать выводы по своим результатам.
Анализ объектов с целью выделения признаков
Принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя, Выполнять действия практические, в устной форме.
Дети сами добывают знания.
Использование жизненного опыта.
Учатся решать проблемную ситуацию.
Использование знаковых средств.
|
ФИЗ. МИНУТКА Ветер дует нам лицо Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше, выше! | |||
Закрепление новых знаний | 1)Работа с учебником -Откройте учебник на с. 66 -Чему нас будет учить страничка? -Рассмотрите задание в клеточном поле. -Сколько клеточек занимает 1 см? -. Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков -С помощью линейки измерьте Красный отрезок, зеленый, синий, оранжевый. -Какой отрезок самый длинный? -Какие отрезки имеют одинаковую длину? -Сколько см их длина? Рассмотрите красного цвета отрезок. Сколько мерок по 1см поместилось на нем? Рядом в окошечко карандашом впишите 7. Эта запись читается так: 7СМ Уберите учебник на уголок. 2) Практическая работа На каждой парте лежит еще одна полоска. -Измерьте парой ее длину. -Сколько см ваша полоска? | Дети открывают учебник.
Рассматривают задание.
Измеряют длины отрезков. (4см, 3см, 2см, 3см) Называют самый длинный, равные по длине.
7
Дети закрывают учебник.
Ребята работают с раздаточным материалом в паре. Выполняют измерения, сообщают свои результаты. | Применение полученных знаний на практике.
Дети учатся работать в паре, слушать товарища, приходить к общему мнению, умение договариваться. |
Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.
| —Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Учитель приводит примеры из жизни, рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.) -Я вам предлагаю дома понаблюдать и привести примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей.
| (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).
Дети получают задание.
| Использование жизненного опыта, приведение примеров из жизни.
Расширение кругозора о применении научных знаний на практике. |
Рефлексия.
| —Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины) -С какой единицей длины мы познакомились? -Чему учились на уроке? Чему научились? -Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему? — Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. | Дети дают ответы.
Работают со смайликом, дорисовывают ему ротик. | Учатся самоконтролю.
Учатся самооценке. |
Итог урока. | —Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой смайлик, даёт качественную оценку работы на уроке). -Спасибо за работу. -Урок окончен.
| Слушают похвальные слова учителя.
Радуются смайлику учителя. | Эмоциональная оценка учителем. |