Ленинградская область

Всеволожский район

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Агалатовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено 

на заседании МО

протокол №___________

от « »______________2011г.

______________________

Согласовано

заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

« »__________2011г.

_________Горшкова О.С.

Утверждено

на педагогическом совете

протокол №________

 от « »________________2011г

_________Быстрова Н.В.

 

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

географии

по ___________________________________________________

основного общего образования

для _11___ класса.

 

Учителя:

Колотаева Л.Ю.

Ермакова Ю.А.

2011-2012 год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адресация (тип ОУ)

Ленинградская область, Всеволожский район, Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Агалатовская средняя общеобразовательная школа»

Контингент учащихся:  11  класс, общеобразовательный.

Объем учебной нагрузки: 1 час в неделю.

Программа по географии создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей средних школьников.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Программы для общеобразовательных учреждений: География. 10-11 классы/ сост. Н.В. Болотникова- М., Глобус, 2009 г.;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место географии в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Но так как, в 11 классе всего 34 учебных недели, итоговое количество часов будет 34.

Таким образом, на изучении географии выделяется следующее количество часов:

В неделю: 1 час

Итоговое количество часов: 34 часа

Обща характеристика учебного предмета

Уровень и направленность рабочей программы:

Основная общеобразовательная программа, базовый уровень

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Формы и средства контроля

Проведение обязательных контрольных работ программой по географии не предусмотрено.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:

  • тестовый контроль,

  • проверочные работы,

  • индивидуальный и фронтальный опросы,

  • работы с контурными картами,

Формы и средства обучения

Формы организации работы учащихся:

 

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 — фронтальная;

 — парная;

 

— групповая.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини– сочинения;

  • Работа с различными источниками информации;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия.

  • Практические работы

Используются следующие средства обучения:

  • учебно-наглядные пособия (таблицы, карты, мультимедийные презентации, СD – диски, и др.),

  • организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал и др.).

Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач — определению местоположения объектов, их координат и составлению географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Согласно инструктивно — методическому письму «О преподавании географии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2010-2011 учебном году» выделены практические работы, подлежащие обязательному оцениванию знаний и умений учащихся с занесением оценки в журнал. Таким образом, оценочных практических работ – 8 (в плане они выделены жирным шрифтом).

Структура курса

Наименование темы

Количество часов

Современная политическая карта мира

2

Региональная характеристика мира

30

Европа

10

Азия

8

Африка

3

Северная Америка

4

Латинская Америка

5

Австралия и Океания

1

Глобальные проблемы человечества

2

Итого

34

Распределение материала по содержательным линиям.

Тема 1. Современная политическая карта мира (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Политическая карта мира и изменения на ней. Многообразие стран современного мира. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. Международные организации.

Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Показывать страны на карте.

Тема 2. Европа (10 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Зарубежной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры.

Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.

Региональные различия. Современные проблемы развития наиболее крупных стран.

Ресурсообеспеченность отдельных стран Зарубежной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Европы: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов их территориальное взаимодействие.

Тема 3. Зарубежная Азия (8 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Региональные различия.

Китай. Япония. Индия. Особенности стран.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Азии: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов их территориальное взаимодействие.

Тема 4. Северная Америка (5 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

США. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия.

Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Тема 5. Австралия и Океания (1 час)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия страны.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений.

Комплексную географическую характеристику Австралии и Океании.

Тема 6. Африка (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Тема 7 . Латинская Америка (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки.

Ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Тема 8. Глобальные проблемы человечества (2 часа).

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем.

Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества

Географические карты различной тематики.

Содержание программы

Раздел VI. Современная политическая карта мира(2 часа)

Политическая карта мира и изменения на ней. Многообразие стран современного мира. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. Международные организации.

Раздел VII. Региональная характеристика мира (30 часов)

Экономическое районирование мира. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Зарубежной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии и Океании.

Практические работы

  1. Комплексная географическая характеристика стран Европы по вариантам.

  2. Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей Японии.

  3. Сравнительная характеристика субрегионов Зарубежной Азии по вариантам

  4. Сравнительная характеристика Канады и Австралии.

  5. Объяснение внутренних различий в стране на основе использования учебника, географических и картографических материалов.

  6. Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности региона мирового значения.

  7. Сравнение экономических показателей субрегионов и стран Африки и Латинской Америки.

Раздел VIII. Глобальные проблемы человечества (2 часа)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

8. Учебное моделирование и проектирование изменений окружающей среды и возможных последствий.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Используемый УМК:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

  5. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.

  6. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.

Тематическое планирование

По курсу: «Экономическая и социальная география мира»Часть 2: «Страноведение», 11 класс

2011-2012 учебный год

Учитель : Колотаева Л. Ю

.

дата

№ урока

№§

Тема урока

Практическая часть

часы

Современная политическая карта мира

2

03.09

1

Историко-географические регионы мира

1

10

2

Практикум: Страны мира

Работа с картами и статистической информацией

1

Страноведение

27

ЕВРОПА

10

17

3

6.1

ЭГП, ПРП.

1

24

4

6.1

Население Европы

1

01.10

5

6.2

Хозяйство

1

08

6

6.2

Хозяйство

1

15

7

6.3

Страны западной Европы

Выявление диспропорций в развитии хозяйства

1

22

8

6.3

Страны Восточной Европы

Составление к/с связей стран Восточной Европы

1

29

9

6.3

ПР. работа: Составление сравнительной ЭГХ двух стран: Швеции и Италии

Составление ЭГХ двух стран

1

12.11

10

6.3

Интеграционные процессы в Европе

1

19

11

Зачёт: « Европа»

1

США

4

26

12

9.1

ЭГП, ПРП. Население США.

1

03.12

13

9.2

Хозяйство

1

10

14

9.2

Макрорегионы США

Составление ЭГХ страны

1

17

15

9.3

Канада

1

24

16

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Страны Азии

8

14.01

17

7.1

Состав, ПРП и население

1

21

18

7.1

Хозяйство стран Азии

Составление сравнительной характеристики 2 стран Азии

1

28

19

7.3

Япония: ЭГП, ПРП, население

1

04.02

20

7.3

Япония: Хозяйство

1

11

21

7.2

Китай:

1

18

22

7.4

Индия

1

25

23

7.1

Новые индустриальные страны Азии

1

04.03

24

7.5

Австралия

1

Африка

3

11

25

8.1

Общая характеристика

1

18

26

8.2

Хозяйство

Составление сравнительной характеристики двух стран

1

01.04

27

8.1. 8.2

Семинар Африка

1

Латинская Америка

2

08

28

10.1

Общая характеристика

1

15

29

10.2

Региональные различия. Бразилия.

Составление ЭГХстраны

1

22

30

Контрольная работа за 2 полугодие

1

29

31

11.3

Экономическая интеграция стран

1

06.05

32

Итоговый урок

1

13

33

11.1

Глобальные проблемы человечества

1

20

34

11.2

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты.

1

Литература, используемая при составлении рабочей программы

  1. «Федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования.

  2. Программа основного общего образования по географии «География России» 8-9 классы. Авторы: Баринова И.И.., Дронов В.П.., под ред. Дронова В.П. (Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В.Овсянникова. — М.: Дрофа, 2009)

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

Страницы интернета, используемые при составлении рабочей программы

  1. http://geo.metodist.ru

  2. http://www.mirgeografii.ru/

  3. http://shashaev.ucoz.ru/index/0-9

  4. http://soromotin.my1.ru/index/

  5. http://www.proshkolu.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here