Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Директор МКОУ Песковатской СОШ-
_____________ ______________ _______________________
.
Рабочая программа
Курса «Экономическая и социальная географии мира»
11 класс
Программа составлена
учителем географии
МКОУ Песковатской СОШ
Ковалевым В.А.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. и примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2008.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
-
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
-
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
-
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Практические работы для обязательного оценивания:
Практическая работа №1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
Практическая работа №2. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин.
Практическая работа №3. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
Практическая работа №4. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.
Практическая работа №5. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов
Практическая работа №6. Для каждого из макрорегионов США объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения
Практическая работа № 7. Составление программы освоения новой территории с перспективой ее экономического развития в XXI веке
Практическая работа №8. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
Практическая работа №9. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Учебно-методический комплекс
-
Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.
-
Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. М.: ВАКО, 2007 г. – 320 с.
-
В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. СПб: ООО «Виктория», 2011 г. – 96 с.
-
Практикум по методике преподавания географии. Под редакцией Е.А. Таможней. М.: Издательство «Экзамен», 2008 г. – 222 с.
-
Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии: 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2006 г. – 61 с.
-
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
-
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 1994 г. – 144 с.
-
Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М.: Просвещение,1992 г. – 143 с.
-
Атлас 10 класса. Экономическая и социальная география мира.
-
Рабочая тетрадь. Экономическая и социальная география мира.
Тематический план
Тема раздела, урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля, измерители | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Лабораторные и практические работы | Домашнее задание | Дата проведения План | Дата проведения Факт | |
Введение – 1 ч. | ||||||||||
| Региональная характеристика мира | 1 | вводный | Фронтальный опрос | Политическая карта мира. Типология стран. | Знать типологию стран , показывать на карте |
| введение | 3-8 сент |
|
Европа – 10 часов | ||||||||||
| Зарубежная Европа. Общая характеристика | 1 | лекция | Устный опрос | Общая характеристика региона. Политическая карта Европы. Природные условия и ресурсы. | Знать политическую карту региона, характеризовать природные условия и ресурсы |
| § 1 Тема 6 | 10-15 сент. |
|
| Население Европы | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Население Европы. Воспроизводство. Религиозный, национальный состав расселения. Урбанизация. | Характеризовать население Европы, |
| § 1 Тема 6 | 17-22 сент. |
|
| Хозяйство стран Европы | 2 | Урок-практикум | Тесты, работа с картой | Хозяйство Европы. Отрасли специализации. География промышленности. Факторы размещения. | Иметь представление о хозяйстве Европы, знать состав хозяйства. | Показывать по карте регионы – центры промышленности | § 1 Тема 6 | 24-29 сент. |
|
| Сельское хозяйство Европы | 1 | Урок самост.изучения материала | Фронтальный опрос | Структура сельского хозяйства. Отрасли специализации разных стран. Агроклиматические ресурсы. | Иметь представление о с/х Европы, определять специализацию стран | Сравнительная характеристика регионов | § 1 Тема 6 | 1-6 окт. |
|
| Транспорт. Туризм. | 1 | Урок-семинар | тесты | Транспортное положение Европы. Транспортная сеть региона. Виды транспорта. Рекреационные ресурсы стран. | Характеризовать транспорт Европы, его значение, особенности, показывать на карте крупнейшие порты, магистрали | Характеристика страны | § 1 Тема 6 | 8-13 окт. |
|
| География расселения и хозяйства | 1 | Комбинированный урок | Работа с заданиями | Промышленные районы Европы. |
|
| § 1 Тема 6 | 15-20 окт. |
|
| ФРГ | 1 | Урок самост.изучения материала | Фронтальный опрос | Особенности ГП и ЭГП страны. Структура хозяйства. Население ФРГ. | Знать структуру хозяйства ФРГ, особенности и главные черты | Характеристика страны | § 2 Тема 6 | 22-27 окт. |
|
| Восточная Европа | 1 | Урок- обобщение | Фронтальный опрос | Характеристика субрегиона. Специфика стран Восточной Европы. | Знать характеристику стран Восточной Европы |
| § 2 тема 6 | 5-10 нояб. |
|
| Интеграционные процессы Европы | 1 | беседа | тесты | ЕЭС. ЕАСТ. Европейский банк реконструкции, европейский фонд развития, европейское космическое агентство и др. | Знать факторы и причины интеграционных процессов Европы |
| § 2 Тема 6 | 12-17 нояб. |
|
| Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | Урок анализа и обобщения | тесты | Урок анализа, обобщения и контроля знаний и умений по темам – хозяйство и население Европы |
|
|
| 19-24 нояб. |
|
Зарубежная Азия — 10 часов | ||||||||||
| Политическая карта современной Азии | 1 | Урок освоения нового материала | Геогр.диктант | История формирования современной карты Азии. Состав региона, особенности, природные ресурсы | Показывать на карте регион и страны, давать харак-ку региону |
| § 1 Тема 7 | 26 нояб.-1 дек. |
|
| Население Азии. | 1 | Урок-семинар | Фронт.опрос | Численность. Национальный и религиозный состав. Воспроизводство. Демографическая политика | Определять тип воспроизводства, знать центры мировых религий |
| § 1 Тема 7 | 3-8 дек. |
|
| Общая характеристика хозяйства региона. | 1 | беседа | Работа с заданиями | Типология стран. Структура промышленности. Размещение отраслей промышленности. Отрасли специализации региона. С/х. Транспорт- особенности и значение. | Знать географию размещения отраслей промышленности | Показывать и характеризовать промышленные центры | § 1 Тема 7 | 10-15 дек. |
|
| Китай. Население и хозяйство | 1 | Урок-семинар | тесты | Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы. | Уметь характеризовать специфические особенности страны | Характеристика страны | § 2 Тема 7 | 17-22 дек. |
|
| Япония. Население и хозяйство | 1 | Урок-семинар | Фронт.опрос | Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы. | Уметь характеризовать специфические особенности страны | Характеристика страны | § 3 Тема 7 | 24-29 дек. |
|
| Индия |
| Урок самост. изучения материала | Фронт.опрос | Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы. | Уметь характеризовать специфические особенности страны | Характеристика страны | § 4 Тема 7 | 14-19 янв. |
|
| Азиатские лидеры – Китай, Япония, Индия | 1 | Урок-игра | Фронт.опрос | Особенности хозяйства, транспорта, населения, природных условий и ресурсов, культурных ценностей | Уметь подводить итог по теме, делать выводы | Характеристика страны |
| 21-26 янв. |
|
| Страны Юго-Западной Азии | 1 | Урок-беседа | Работа с заданиями | Страны Персидского залива. Особенности промышленности. Центр национальных разногласий. Туристские ресурсы. | Выделять главные черты и особенности субрегиона, знать карту |
|
| 28 янв.-2 февр. |
|
| Австралия. Население и хозяйство | 1 | Урок-лекция | Фронт.опрос | Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы. | Уметь характеризовать специфические особенности страны | Характеристика страны |
| 4-9 февр. |
|
| Зачет по теме | 1 | Урок обобщения и анализа знаний и умений | тесты | Обобщение и анализ, контроль и проверка полученных знаний и умений по разделу |
|
|
| 11-16 февр. |
|
Африка — 4 часа | ||||||||||
| Общая характеристика региона | 1
| Урок освоения нового материала | тесты | Территория, границы, местоположение. Политическая карта. Группировки стран. Природные условия и ресурсы. Население. | Знать местоположение и структуру региона. Особенности размещения населения. | Работа с политической картой | § 1 Тема 8 | 18-23 февр. |
|
| Место Африки в мировом хозяйстве | 1 |
Комбинированный урок
| Фронт.опрос | Особенности и отраслевой состав промышленности. Специфические черты. | Знать отраслевую структуру региона черты и особенности, показывать на карте главные пром.районы и центры | Выделение на карте главных промышленных регионов мирового значения. | § 1 Тема 8 | 25 февр.-2 марта |
|
| Субрегионы Африки | 1 | Урок-практикум | Письменная работа | Главные черты и особенности регионов – Северной и Тропической Африки. Территориальные различия, население. | Выявлять сходства и различия, делать выводы, логически мыслить. | Сравнительная характеристика Северной и Тропической Африки | § 2 Тема 8 | 4-9 марта |
|
| Зачет по теме «Африка» | 1 | Урок анализа и систематизации знаний
| Письменная работа | Обобщение, систематизация и анализ полученных знаний и умений по теме «Африка» — промышленность, население, ресурсы. | Характеризовать региона, давать краткую характеристику. | Задания на стр. 225 – 226 |
| 11-16 марта |
|
Северная Америка – 5 часов | ||||||||||
| Общая характеристика Северной Америки. | 1 | Урок освоения нового материала | Фронтальный опрос | ГП,ЭГП региона. Состав, природные ресурсы и условия. Население: национальный и религиозный состав. Крупнейшие агломерации. | Знать ГП региона, уметь показывать на карте. | Характеристика страны | § 1 Тема 9 | 18-23 марта |
|
| Промышленность и сельское хозяйство США | 1 | Урок применения полученных знаний | Геор.диктант | Состав и структура промышленности. Отрасли специализации. География размещения. Природные предпосылки. Значение в мире. | Уметь характеризовать хозяйство США |
| § 1 Тема 9 | 3-6 апр. |
|
| Макрорайоны США | 1 | Урок-беседа | Фронтальный опрос | Макрорегионы СШа: сходства и различия, отрасли специализации. | Уметь показывать на карте макрорайоны, давать краткую характеристику | Сравнительная характеристика регионов США | § 2 Тема 9 | 8-13 апр. |
|
| Канада | 1 | Урок-семинар | Фронтальный опрос | Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы. | Уметь характеризовать специфические особенности страны | Характеристика страны | § 3 Тема 9 | 15-20 апр. |
|
| Итоговая работа за 2 полугодие | 1 | Урок проверки и контроля знаний | тесты | проверка и контроль знаний и умений по темам: Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка |
|
|
| 22-27 апр. |
|
Латинская Америка – 3 часа | ||||||||||
| Общая характеристика стран | 1 | Урок освоения нового материала | Геогр.диктант | Общая характеристика региона. Специфические особенности и черты отдельных стран. Население – национальный и религиозный состав. | Уметь показывать на карте страны, крупнейшие промышленные центра и агломерации |
| § 1 Тема 10 | 1-4 мая |
|
| Бразилия | 1 | Урок-семинар | Фронтальный опрос | Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы. | Уметь характеризовать специфические особенности страны | Характеристика страны | § 2 Тема 10 | 6-11 мая |
|
| Зачет по теме | 1 | Урок проверки и контроля знаний | Письменная работа | Урок проверки и контроля знаний и умений по теме: особенности структуры хозяйства региона. |
|
|
| 13-18 мая |
|
Глобальные проблемы человечества – 1 часа | ||||||||||
| Глобальные проблемы человечества | 1 | Урок-беседа |
| Глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, энергетическая, освоения мирового океана, космоса, перенаселение. Пути решения | Знать глобальные проблемы, делать вывод, понимать значимость решения проблем |
|
| 20-25 мая |
|