Муниципальное образовательное учреждение

Чердаклинская средняя общеобразовательная школа №2

Рабочая программа по географии 8 класс.

Разработал Садыков Мансур Мазгутович,

учитель географии

МОУ Чердаклинская средняя

общеобразовательная школа №2

р.п.Чердаклы

2014

Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

— Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

— примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

— учебный план ОУ;

— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» заверша­ет блок основного общего образования в средней школе.

Главные цели данного курса — формиро­вание целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, ува­жения к истории и культуре своей страны и насе­ляющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географическо­го мышления.

Основные задачи курса— формирование географического образа своей страны, представле­ния о России как целостном географическом реги­оне и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также гео­графических аспектов важнейших социально-эко­номических проблем России и ее регионов; форми­рование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными ис­точниками географической информации; создание образа своего родного края.

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

— тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

— ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

— показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю.

Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Таблица распределения количества часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

7

7

2

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

6

6

3

Климат и климатические ресурсы

6

6

4

Внутренние воды и водные ресурсы

5

5

5

Почва и почвенные ресурсы

3

3

6

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

3

7

Природное районирование

5

5

8

Природа регионов России

27

27

9

Человек и природа

8

8

Итого

70

70

Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ (Зч)

Что изучает география России. Роль географиче­ской информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы гео­графических исследований.

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-гео­графического, экономико-географического, геопо­литического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы мо­рей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Различия во вре­мени на территории России. Часовые пояса. Мест­ное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хо­зяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.

Открытие и освоение Севера новгородцами и по­морами. Походы русских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца XVI — начала XVII в.

Открытия нового времени (XVIIXVIII вв.).

Исследования XIXXX вв.

Экспедиции Русского географического общества.

Раздел I, Особенности природы и природные ресурсы России (35 ч)

Тема 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Главные черты рельефа России, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Ми­неральные ресурсы страны и проблемы их рацио­нального использования. Закономерности размеще­ния месторождений полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Об­ласти современного горообразования, землетрясе­ний и вулканизма. Древнее и современное оледене­ния. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

Проявление основных закономерностей формиро­вания рельефа и его современного развития на при­мере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере от­дельных территорий.

Тема 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Климатообразующие факторы. Влияние геогра­фического положения на климат. Солнечная ради­ация и радиационный баланс. Циркуляция воздуш­ных масс, циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распре­деления тепла и влаги на территории страны (сред­ние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факто­ров.

Зависимость человека от климата. Агроклимати­ческие ресурсы. Неблагоприятные климатические

явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, ради­ационного баланса, выявление особенностей распределе­ния средних температур января и июля, годового количе­ства осадков по территории страны. 2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни хозяйственной де­ятельности населения.

Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на тер­ритории страны. Главные речные системы, водораз­делы» бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ле­довый режим. Роль рек в освоении территории и раз­витии экономики России. Стихийные явления, свя­занные с реками.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы. Неравномерность распределе­ния. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Стихийные явления, связанные с водами, преду­преждение их последствий»

Внутренние воды и водные ресурсы своего реги­она и своей местности. Использование вод, пути со­хранения их качества и объема.

Тема 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в пло­дородии. Закономерности распространения почв.

Почва — национальное богатство. Почвенные ре­сурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего регион!» и своей местности.

Практическая работа, Выявление условий почвообра­зования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодоро­дия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира при­родных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное исполь­зование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона своей местности.

Особо охраняемые природные территории. Па­мятники всемирного природного и культурного на­следия. Природно-ресурсный потенциал России.

Раздел II, Природные комплексы России (27 ч)

Тема 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Формирование природных комплексов — резуль­тат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональ­ный и глобальный уровни ПТК. Физико-географи­ческое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и из­менение ПТК в результате деятельности человека.

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообуслов­ленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в издании учения о природных районах.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепеи и стйдей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость при­родных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их исполь­зование, экологические проблемы.

Природная зона своей местности, ее экологиче­ские проблемы.

Тема 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

Русская (Восточно-Европейская) рав­нина. Географическое положешре. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Северный Кавказ. Географическое поло­жение. Особенности геологического строения рельефа. Полезные ископаемые. Природные комп­лексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Юж­ного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская равнина. Особен­ности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные

зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ре­сурсы и условия их освоения.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Восто­ка Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Дальний Восток. Географическое положе­ние. Особенности рельефа и геологического стро­ения территории. Горы Камчатки и Курильских ост­ровов — самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природ­ных зон. Стихийные природные явления. Природ­ный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Раздел III. Человек и природа (3 ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географи­ческой науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

Экологическая ситуация в России. Геоэкологиче­ский потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае).

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по географии

В результате изучения географии ученик должен

Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных объектов и явлений по различным источни­кам информации.

Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

Объяснять:

  • роль географических знаний в решении экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных комплексов;

Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.

11. Наиболее молодыми горами России являются:

Сихотэ-Алинь Кавказ Восточный Саян Срединный хребет Западный Саян
12. К каким тектоническим структурам приуроче­ны месторождения горючих ископаемых. 13. Назовите три угольных бассейна на территории России со значительными запасами. 14. В каких горах России насчитывается наиболь­шее количество горных ледников?
Хибины 3. Алтай Кавказ 4. Саяны 15. Выберите верный ответ. А.Урал ниже Кавказских гор, имеет пологие склоны и округлые вершины, т.к. Уральские горы старше Кавказа и поэтому были сильнее разрушены. Б. Урал ниже Кавказских гор, имеет пологие склоны и округлые вершины, т.к. Уральские горы подверглись разрушению в результате длительной нерациональной добычи полез­ных ископаемых человеком. А — верно, Б — не верно А и Б — не верно А — не верно, Б — верно А и Б верно 16. Самая низкая равнина России: Западно-Сибирская Прикаспийская Валдайская Мещерская Колымская 17. Выберите верный ответ. А. Для северной части Восточно-Европейской равнины характерен ледниковый рельеф, для южной — сильное эрозионное расчленение реками и оврагами. Б. Западно-Сибирская равнина — плоская, низ­менная, образовалась после отступления мо­рей в палеогене. А — верно, Б — не верно А и Б — не верно А — не верно, Б — верно А и Б верно

Какие формы рельефа обозначены на контурной карте цифрами от 1 до 15

Проверочная работа по теме «Климат и агроклиматические ресурсы» Перечислите основные климатообразующие факторы. Наша страна расположена в следующих климати­ческих поясах: а) арктическом б) тропическом в) умеренном г) субтропическом д) субарктическом е) экваториальном Континентальность климата в России возрастает в направлении с: а) севера на юг б) запада на восток в) востока на запад г) юга на север По разнообразию климатических поясов климат России схож с: а) Францией б) Канадой в) США г) Китаем Полюс холода Северного полушария находится в: а) Якутске б) Верхоянске в) Оймяконе г) Норильске Наиболее низкие зимние температуры в нашей
стране наблюдаются: а) на Среднем Урале б) в Якутии в) на Северном Кавказе г) на Камчатке Влажный муссонный климат характерен для: а) Горного Алтая б) Приморья в) Западной Сибири г) Карелии Чем отличается резко континентальный климат от умеренно континентального? а) резкими перепадами температур зимы и лета б) небольшим количеством осадков в) небольшими перепадами зимних и летних тем­ператур г) обилием осадков В азиатской части России зимние погоды определя­ются: а) циклонами б) антициклонами в) муссонами г) западным переносом Где в нашей стране располагаются районы с суб­тропическим климатом? а) в Алтайском крае б) в Краснодарском крае в) в Астраханской области г) в Забайкалье Коэффициент увлажнения больше единицы наблю­дается в зонах: а) тайги б) тундры в) степи г) полупустыни Коэффициент увлажнения меньше единицы харак­терен для: а) Мурманской области б) Астраханской области в) Архангельской области г) Калмыкии В каких районах наиболее вероятно возникновение смерчей и ураганов? а) с сильными перепадами атмосферного давления б) с господствующими антициклонами в) в приморских районах г) в горных районах Какие стихийные природные явления, связанные с климатом, наиболее опасны для автотранспорта? а) засуха б) гололед в) туман г) сильные морозы Наиболее благоприятны для проживания человека климатические условия: а) города Мурманска б) города Сочи в) низовьев Енисея г) Ставропольского края Развитию земледелия способствуют климатические условия: а) умеренно континентального климата б) арктического климата в) муссонного климата г) субтропического климата Установите соответствие: Циклон а) повышенное атмосферное давление в центре 2. Антициклон б) воздух перемещается от центра к периферии в) низкое давление в центре г) воздух перемещается от перифе­рии к центру д) зимой приносит ясную морозную погоду е) зимой приносит оттепели и снего­пад
На какие отрасли хозяйства климат оказывает наи­большее влияние? а) сельское хозяйство б) транспорт в) добычу полезных ископаемых г) машиностроение Что такое трансформация воздушных масс? а) изменение свойств воздушных масс под влиянием
подстилающей поверхности при перемещении б) вертикальное перемещение воздушных масс в) образование холодного атмосферного фронта г) образование атмосферного вихря 20. Установите соответствие между климатическим поясом и расположенным в нем городом России Москва Иркутск Сочи Владивосток Диксон а) резко континентальный б) умеренно континентальный в) субтропический г) муссонный д) арктический

Ответы: 1. а, в, г, д; 2. б; 3. в; 4. в; 5. б; 6. б; 7. а, б; 8. б; 9. 10. а, б; 11. б, г, 12. а; 13. б, в; 14. б, г, 15. г, 16. 1 — в, е, 2 — а, б, д; 17. а; 18 а . 19. 1 —6,2 —а,3 — в,4 —г,5 —д.

Проверочная работа по теме «Особенности природы и природные ресурсы России»
Вариант 1 1.В какой части (-ях) России преимущественно расположены горные районы? а) европейской; б) на юге Сибири и востоке страны; в) на севере Сибири и юге европейской; г) северной и центральной. 2.В какую эру геологической истории нашей планеты начала формироваться земная кора? а) архейскую; б) палеозойскую; в) мезозойскую; г) протерозойскую. 3.Самые древние породы выходят на поверхность в районах распространения а) платформ; б) плит; в) щитов; г) складчатых областей. 4.Скопление полезных ископаемых на большой площади называется а) месторождением; б) бассейном; в) минерально-сырьевой базой; г) аномалией. 5.Суммарной солнечной радиацией называют количество солнечной энергии, которое а) излучается Солнцем; б) поступает к верхней границе атмосферы; в) достигает поверхности Земли; г) отражается, поглощается и рассеивается в атмосфере. 6.При прохождении теплого фронта происходит смена а) теплого воздуха холодным; б) холодного воздуха еще более холодным; в) воздушных масс с одинаковыми свойствами; г) холодного воздуха теплым. 7.Мурманск, Воркута, Норильск, Верхоянск, Анадырь расположены в субарктическом климатическом поясе, где в течение года погода определяется свойствами воздушной массы а) арктической; б) субарктической; в) умеренных широт; г) арктической и умеренных широт. 8.В России наибольшей плотностью населения отличаются районы с климатом а) субарктическим; б) умеренно континентальным; в) резко континентальным; г) муссонным. 9.У большинства рек России питание а) дождевое; б) ледниковое; в) смешанное; г) грунтовое. 10.Котловина самого глубокого пресноводного озера России – Байкала имеет происхождение а) вулканическое; б) ледниковое; в) тектоническое; г) термокарстовое. 11.К районам наиболее обеспеченным водными ресурсами относится а) Забайкалье; б) Южный Урал; в) средняя полоса России; г) Дальний Восток. 12.Наибольшее количество ледников расположено в (на) а) Алтае; б) Кавказе; в) горах Восточной Сибири; г) Урале. 13.Плодородие почвы обеспечивается прежде всего наличием в ней а) минеральных веществ; б) перегноя (гумуса); в) живых организмов; г) почвенных вод. 14.При постоянном и длительном переувлажнении и недостатке кислорода образуются почвы а) подзолистые; б) бурые; в) тундрово-глеевые; г) каштановые. 15.Лесные вулканические охристые почвы распространены на а) Кольском п-ове; б) о. Сахалин; в) п-ове Камчатка; г) Урале. 16.Среди различных видов мелиорации борьба с овражной эрозией преобладает в (на) а) Карелии и на Кольском п-ове; б) Западной Сибири; в) Центральном Черноземье; г) Урале. 17.В России насчитывается более 500 видов а) насекомых; б) высших растений; в) деревьев; г) животных. 18.Березовые, еловые и лиственничные редколесья; сосновые леса; темнохвойные таежные леса. Такая смена типов растительности характерна для а) юга Русской равнины; б) центральной части Среднесибирского плоскогорья; в) севера Европейской территории России; г) побережья Охотского моря. Вариант 2 1.Сравнительно устойчивые в тектоническом отношении участки литосферных плит называют а) плоскогорьями; б) платформами; в) складчатыми поясами; г) щитами. 2.В какой период геологической истории Земли мы живем? а) кембрийском; б) меловом; в) неогеновом; г) четвертичном. 3.Фундаменты наиболее древних платформ сложены а) гипсами, бокситами, фосфоритами; б) известняками, доломитами, глинами; в) базальтами; г)гранитами, гнейсами, кварцитами. 4.Граниты для производства строительных материалов добывают в районе простирания а) Балтийского щита; б) Русской платформы; в) Западно-Сибирской плиты; г) Предуральского краевого прогиба. 5.В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России? а) арктическом; б) субарктическом; в) умеренном; г) субтропическом. 6.В течение года на западе Восточной Сибири погоду определяет а) континентальный воздух умеренных широт; б) континентальный арктический воздух; в) морской воздух умеренных широт; г) морской арктический воздух. 7.Летом циклоны наиболее интенсивно развиваются над (в, на) а) над Баренцевым морем; б) в западных районах Русской равнины; в) в Восточной Сибири; г) на юге Русской равнины. 8.Наибольшее количество осадков в нашей стране выпадает в (на) а) горах Кавказа и Алтая; б) Кольском п-ове; в) Прибайкалье; г) Предуралье. 9.Енисей, Обь, Печора относятся к рекам с: а) весенним половодьем; б) половодьем в теплую часть года; в) паводочным режимом; г) равномерным стоком в течение года. 10.Источником поваренной соли является озеро а) Байкал; б) Баскунчак; в) Ильмень; г) Таймыр. 11.В России наиболее заболочена территория а) Предуралья; б) Поволжья; в) Западно-Сибирской равнины; г) Среднесибирского плоскогорья. 12.На территории России многолетняя мерзлота образовалась благодаря: а) тектоническим процессам; б) особенностям географического положения; в) суровому климату; г) особым свойствам грунтовых вод. 13.Почвы, образующиеся в лесостепной и на севере степной зоны и обладающие зернистой структурой, называются а) дерново-подзолистые; б) черноземы; в) каштановые; г) бурые. 14.Основные земледельческие районы России расположены в природных зонах а) смешанных лесов, лесостепи и степи; б) лесотундры, хвойных и смешанных лесов; в) степи, полупустыни и пустыни; г) хвойных лесов и степи. 15.Плохая промываемость, заболачивание и засоление характерны для почв а) легких; б) суглинистых; в) тяжелых. 16.Наибольшим плодородием обладают почвы а) подзолистые; б) серые лесные; в) черноземы; г) серо-бурые. 17.Благодаря целенаправленной деятельности человека, на территории России появились а) енот, норка, ондатра; б) белка, бурундук, соболь; в) куница, песец, хорь; г) суслик, сурок, тушканчик. 18.На Среднерусской возвышенности для сохранения растительности меловых склонов создан заповедник а) Астраханский; б) Баргузинский; в) Галичья гора; г) Кандалакшский.
Проверочная работа по теме «Природные комплексы России». Вариант 1 1.Прочитайте характерные признаки природной зоны и выделите верные признаки. А.Арктические пустыни. а) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана; б) несколько месяцев длиться полярная ночь; в) избыточное увлажнение, много озер и болот; г) значительные площади заняты ледником; д) лето короткое и холодное; е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Б.Зона тундры. а) средняя температура июля +5-10С; б) выпадает много осадков; в) увлажнение избыточное; г) почвы подзолистые; д) сильные ветры; е) территория зоны – огромные пастбища домашних оленей. В.Зона тайги. а) увлажнение избыточное, много болот, озер, рек; б) главная ценность плодородные почвы; в) преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна; г) зима холодная, лето теплое; д) преобладают подзолистые почвы; е) самая большая по площади природная зона России. 2.Раскройте смысл следующих понятий, терминов: -высотная поясность; -тундра; -тайга; -природные ресурсы. 3.Охарактеризуйте природную зону степей по следующему плану: а) Географическое положение зоны. б) Климат (зима, лето, увлажнение). в) Почвы (плодородие). г) Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни). д) Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания. е) Экологические проблемы. Вариант 2 1.Прочитайте характерные признаки природной зоны и выделите верные признаки. А.Зона смешанных и широколиственных лесов. а) суровая зима; б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные; в) леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей; г) растут дуб, клен, ясень, липа; д) увлажнение не достаточное; е) растения – амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех. Б.Зона степей. а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири; б) увлажнение не достаточное; в) значительная часть зоны распахана; г) почвы черноземы; д) растительность – травы: ковыль, типчак; е) почвы не плодородны. В.Полупустыни и пустыни. а) растения: бук, граб, каштан, бамбук; б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты; в) почвы представлены солончаками; г) реки полноводные, много озер; д) растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки; е) встречаются глинистые участки-такыры. 2.Раскройте смысл следующих понятий, терминов: -природная зона; -гумус; -степь; -широтная зональность. 3.Охарактеризуйте природную зону тайги по следующему плану: а) Географическое положение зоны. б) Климат (зима, лето, увлажнение). в) Почвы (плодородие). г) Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни). д) Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания. е) Экологические проблемы.
Проверочная работа по теме «Природа регионов России» Учащиеся получают индивидуальные задания: описать ПТК. 1.Карелия. 2.Полуостров Ямал. 3.Алтай. 4.Приволжская возвышенность. 5.Северный Урал. 6.Северо-восток Сибири. 7.Полуостров Таймыр. 8.Остров Сахалин. 9.Ставропольская возвышенность. 10.Минусинская котловина.
План описания ПТК: а) Географическое положение (к какому региону России относится, положение на территории региона). б) Геологическое строение и рельеф (возраст территории, характер земной коры, рельеф горный, равнинный). Преобладающая и наибольшая абсолютная высоты. Влияние внешних процессов на формирование рельефа (ледник, водная эрозия, антропогенное влияние…). в) Полезные ископаемые (почему именно такие). г) Климат (пояс, тип климата, средние температуры января и июля, количество осадков, ветры, особые явления). д) Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота, подземные воды). Особенности рек – бассейн, океан, питание, режим и т.д. е) Природные зоны, их использование и охрана. ж) Почвы. з) Растения, животные. и) Экологические проблемы территории. Итоговое тестирование за курс «География России. Природа» 8 класс
1. Заселение территории России происходило в направлении: а) с севера на юг б) с запада на восток в) с востока на запад г) с юга на север 2 Главная полоса расселения в России проходит через: а) Южный Урал б) Европейский Север в) Центральную Россию г) Восточную Сибирь д) Камчатку е) Поволжье 3. Наиболее древние русские города расположены: а) на Северном Кавказе б) в Восточной Сибири
в) в Центральной России г) на Северо-Западе
д) на Дальнем Востоке 4. Заселение русскими Сибири началось: а) в начале 18 б) в начале XX в. в) в середине XVIII в. г) в конце XVI в. д) в конце XV — начале XVI вв. е) в ХVII в. 5. Широтная зональность выражена в природе Рус­ской равнины: а) слабо б) четко в) в отдельных районах г) почти не выражена 6. Наиболее ценные ресурсы Русской равнины: а) почвенные б) агроклиматические в) запасы нефти и газа г) рекреационные д) пушные 7. На территории Русской равнины расположена са­мая крайняя…. точка страны: а) северная б) западная в) южная г) восточная 8. Установите соответствие между регионом и наибо­лее характерными чертами природы: Русская равнина а) расположено самое большое Западно-Сибирская число памятников культурно-равнинного и природного наследия б) климат континентальный в) климат умеренно континентальный г) расположены самые большие по площади болота нашей
страны д) в основании лежит древняя платформа е) обилие поверхностных вод ж) основная природная зона — тайга з) преобладают смешанные и широколиственные леса 9. Укажите, какие черты природы соответствуют тому или иному региону: Северный Кавказ а) средневысотные хребты и кряжи Урал б) молодые горы в) расположена самая высокая вершина России г) протяженность в меридио­нальном направлении более 2000 км д) отчетливо выражена высот­ная поясность, большой на­бор поясов е) четко выражены природные комплексы межгорных до­лин и высокогорий ж) южную часть гор академик А.Е. Ферсман называл «минералогическим раем» з) лидирует по количеству экологически неблагопри­ятных промышленных цен­тров и) район долгожителей России 10. Крупнейшие бальнеологические курорты Северного
Кавказа: а) Пятигорск б) Анапа в) Ессентуки г) Железноводск д) Сочи е) Нальчик 11. Самая высокая вершина России: а) Народная б) Белуха в) Эльбрус г) Ключевская Сопка 12. Чудесная природа Русской равнины воспета в
произведениях великих русских писателей и
поэтов: а) А.С. Пушкина б) Н.В. Гоголя в) Л.Н. Толстого г) Д.Н. Мамина-Сибиряка д) В.Г. Распутина е) П.П. Бажова 13. Ландшафты Русской равнины — источник вдохно­вения для знаменитых художников: а) И.И. Левитана б) Н.К.Рериха в) И.К. Айвазовского г) В.Д. Поленова д) И.И. Шишкина е) Ф.С. Рокотова 14. Зона тундры в Западной Сибири расположена значительно южнее, чем на Русской равнине из-за: а) пониженного рельефа б) близости холодного Карского моря в) заболоченности территории г) сурового континентального климата 15. Экологические проблемы Западной Сибири связа­ны с: а) добычей нефти и газа б) загрязнением атмосферы в) континентальностью климата г) ростом городов 16 Характерные черты природы Восточной Сибири: а) многолетняя мерзлота б) резко континентальный климат в) однообразный рельеф г) горные реки д) господство тайги 17; Главная особенность циркуляции воздушных масс в Восточной Сибири: а) господство Сибирского антициклона б) западный перенос в) влияние муссонов Охотского моря г) преобладание циклонов 18. Укажите, какими из перечисленных видов природ­ных ресурсов небогата Восточная Сибирь: а) гидроресурсы б) лесные в) минеральные г) почвенные д) биологические е) агроклиматические 19. Какие из перечисленных уникальных объектов природы включены в список Всемирного природно­го наследия? а) озеро Байкал б) река Енисей в) Алтай и Телецкое озеро г) река Ангара д) Красноярские столбы е) плато Путорана 20. В чем состоит уникальность и ценность озера Бай­кал? а) содержит ¼ часть запасов пресной воды Земли б) расположен в сейсмоактивной зоне в) большое количество эндемичных животных г) чистота и вкусовые качества воды д) самое глубокое озеро планеты е) необычная конфигурация озера 21. Основные причины экологических бед Байкала: а) небольшой речной сток б) суровость климата в) туризм г) вырубка лесов д) сброс в реки, впадающие в озеро, промышлен­ных отходов 22. Острова России, относящиеся к Восточной Си­бири: а) Новосибирские б) Новая Земля в) Северная Земля г) Курильские 23. Типичные черты природы Дальнего Востока: а) однообразие рельефа б) контрастность климата и рельефа в) муссонный климат г) сейсмоактивность д) крупные равнинные реки 24. Какие природные уникумы Дальнего Востока
включены в список Всемирного природного на­следия? а) вулканы Камчатки б) Уссурийская тайга в) острова Амура г) озеро Ханка д) Курильские острова е) остров Сахалин 25. Укажите, какие из природных ресурсов Дальнего
Востока до сих пор недостаточно хорошо изучены и
освоены: а) минерально-сырьевые б) водные в) лесные г) биологические, в том числе и морепродукты д) рекреационные е) агроклиматические 26. Первые сведения о Камчатке были получены рус­скими землепроходцами в: а) XV в. б) XVII в. в) XIX в. г) XX в
27. Установите соответствие: Регионы России Знаменательные географические факты I . Русская рав­нина П. Северный Кавказ Урал Западная Сибирь V. Восточная
Сибирь VI. Дальний Восток

начало нового дня линия перемены дат крайняя западная точка России крайняя северная точка России самая высокая гора России — Эльбрус самое глубокое озеро мира и России — Байкал граница Европы и Азии крайняя южная точка России 9) самое низкое место над уров­нем моря
10) точка, от которой идет отсчет абсолютной высоты над уровнем моря в России 11) самая многоводная река — Енисей 12) полюс холода — Оймякон 13) самый большой полуостров России — Таймыр самая длинная река — Обь с Иртышом самая большая заболоченная территория — Васюганье 16) полуостров вулканов и гейзеров 17) самое глубокое море у берегов России 18) самый большой остров Рос­сии 19) самые протяженные горы Рос­сии и Европы самая большая плоская рав­нина России ядро формирования Государства Российского самая высокая плотность населения близость к самому большому океану Земли удаленность от морей и океанов самый большой заповедник России 28. Установите соответствие между природным регионом и расположенным в нем объектом Всемирного природного наследия: I . Русская равнина II . Северный Кавказ Урал Западная Сибирь V . Восточная Сибирь VI . Дальний Восток Девственные леса Коми озеро Байкал вулканы Камчатки Золотые горы Алтая Западный Кавказ 6) Куршская коса (совместно с Литвой) Сихотэ-Алинь Убсунурская котловина (совместно с Монголией) остров Врангеля 10) Кунгурская пещера Ответы 1. б; 2. а, в, е; 3. г; 4. д; 5. б; 6. а, б, г; 7. б; 8. 1 — а, в, Д; з, 2 — б, г, е, ж; 9. 1 — б, в, д, е, и, 2 — а, г, ж, з; 10. а, в, г; 11. в; 12. а, б, в; 13. а, д; 14. б, г; 15. а; 16. а, б, д; 17. а; 18. г, е; 19. а, в, д; 20. в, г, д; 21. г, д; 22. а, в; 23. б, в, г; 24. а, б, д; 25. г, д, е; 26. б; 27.1 — 3, 9, 10, 20, 21, 25, II — 5, 7, 8, 22, III — 7,19, 24, IV — 14, 15, V — 4, 6, 11, 12, 13, VI — 1, 2, 16, 17, 18, 23; 28. I — 1, 6, II — 5, III —10, IV —4,8, V —2, VI —3,7,9.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here