МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Г.ЛЮДИНОВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛ.
География 10 класс
МИРОВОЕ
ХОЗЯЙСТВО
УРОК РАЗРАБОТАН УЧИТЕЛЕМ ГЕОГРАФИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
ЛУНЕВОЙ НАТАЛЬЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВНОЙ
Визитная карточка урока:
ЦЕЛИ:
Образовательная:
Формирование представлений о мировом хозяйстве как об исторически сложившейся системе по средствам географических источников знаний
Развивающая:
Овладение умениями добывать и извлекать, анализировать и преобразовывать необходимую устную информацию в письменную
Воспитательная:
Воспитание культуры учебной деятельности обучающегося: осознанного управления своими поведением и действиями, обеспечивающими развитие самоэффективности личности.
Социализация личности:
Определение роли каждого человека в развитии хозяйства стран мира при этом сохраняя его индивидуальность
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:
технология развития критического мышления
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная карта «Политическая карта мира», личный дневник обучающего, статьи из СМИ о научных достижениях и экономическом развитии стран мира, контурная карта стран мира, 3 листа А4, фломастеры, магниты
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
ПРИЕМЫ:
пятиминутка новостей «Люди. События. Факты»
концептуальное колесо
кластер
прием комментирования
Физкультминутка
незаконченное предложение
Организация класса
Пятиминутка
новостей
Традиционно в начале урока мы обмениваемся информацией о событиях, которые произошли в России и за рубежом
/представление обучающимися и учителем новостей/
Стадия вызова
На доске прописаны термины /научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, международная специализация, международная экономическая интеграция/
Учитель:
Какой термин ребята вам знаком? /обучающиеся устно отмечают знакомые термины/
научно-техническая революция, специализация
Что такое научно-техническая революция? Черты НТР?
Какими чертами характеризуется НТР?
/универсальность, ускорение научно-технических преобразований, повышение требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, военно-техническая революция/
Учитель:
В личных дневниках напишите синонимы, относящиеся к научной технической революции
/обучающиеся проговаривают и записывают в концептуальное колесо на доске/
На столах лежат личные дневники с интересными фактами.
Учитель: соотнесите интересные факты с чертами научно-технической революции? Эту работу выполняете в пункте №2
(при взаимопроверке обучающимся предлагается ключ к ответам)
Стадия осмысления
Учитель:
Обратите внимание еще раз на термины
Постройте логическую цепочку из понятий: поставьте их по мере исторического происхождения. Например, что возникло первым мировое хозяйство или международная специализация…(обсуждение )
Учитель:
Каким образом можно построить данную цепочку, определяющую эволюцию мирового хозяйства? (обсуждение)
Надеюсь, мы вместе справимся и составим единую логическую цепочку эволюции развития хозяйства в конце урока.
Каким образом будем решать проблему составления цепочки? Предложите варианты решения этой проблемы (обсуждение)
Учитель:
Предлагаю объединиться в группы и составить кластер по каждому термину.
Соберитесь в 3 группы (физкультминутка)
Составление кластера по подтемам с помощью учебника Максаковского:
Мировое хозяйство с. 98
Международное географическое разделение труда с. 98-100
Международная специализация, с.100
Международные экономические интеграции, с.100-102
(написание, вывешивание кластеров на листах А4 на доску и их обсуждение)
Учитель:
Вернемся к тому, чтобы построить логическую цепочку эволюции развития хозяйства стран. Попробуйте построить ее и запишите в личный дневник
(на доске обучающиеся строят цепочку из кластеров на листах А4)
Результат: Мировое хозяйство (с появлением товара) — международное географическое разделение труда (выражается в специализации)-международная специализация—международные экономические интеграции
Учитель:
Процесс развития мирового хозяйства влечет за собой интернационализацию хозяйственной жизни. Образуются транснациональные корпорации.
(сообщения обучающихся об экономических организациях, транснациональных корпорациях)
Учитель:
(использование интерактивной карты учителем для выполнения задания, как пример)
Отметьте на контурной карте по 2 страны, входящие в ОПЕК /например, Саудовская Аравия, Ливия../
НАФТА /Североамериканская ассоциация свободной торговли— США, Канада, Мексика/
АСЕАН /Ассоциация стран юго-восточной Азии—Индонезия, Филиппины/
Рефлексия
Почему русский ученый Баранский основным понятием экономической географии назвал географическое разделение труда? (обсуждение)
Хозяйство России развивается по-разному. Для многих отраслей определен переход к нанотехнологиям. Мы с вами живем в стране, которой нужно гордиться. А почему вы мне ответите, прочитав статьи газет «Аргументы и факты», «Твердый знак» /обсуждение/
На оборотной стороне личного дневника продолжите фразу:
Я на уроке открыл для себя….
Спасибо за урок
Оценки за урок получат обучающиеся
за домашнее задание
за работу на уроке
за работу в группе при составлении кластера
Используемая литература
1. Максаковский В.П.
Учебник для 10 кл. общеобр. школ: — М:. Просвещение, 2010г.
2. Средства массовой информации
Газета «Аргументы и факты»,№ 6, 2012, статья «Лазер «сделано в России»
Местная газета «Твердый знак», № 6, 2012, статья «Действовать здесь и сейчас»
3. Атлас для 10 класса Издательство «АСТ – пресс», 2011г.