Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Возвратное местоимение себя (6 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ.
Задачи урока:
-
Образовательные
-
формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение изученного о местоимении.
-
развить умение формулировать определение понятий;
-
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
-
Развивающие:
-
осуществление системно-деятельностного подхода;
-
развитие критического мышления;
-
развитие внимания;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения работы в группах, парах
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийная презентация к уроку;
-
Раздаточный материал (карточки, пособия для выполнения заданий)
-
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
-
Физ. минутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Долгожданный дан звонок – Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь слайд 1 |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели. | Запишите число, классная работа 1.Фронтальный опрос: слайд 2 — Что такое местоимение? — Назовите личные местоимения. — Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н? — Как пишутся местоимения с предлогами? 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Слайд 3 Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья. Составьте схему этого предложения. Определите синтаксическую роль местоимения. Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения. — Что обозначает суффикс –СЯ? -Как называются такие глаголы? — А сегодня мы познакомимся с ВОЗВРАТНЫМ местоимением. — Сформулируйте тему урока и цель Слайд 4 | Запись учащимися числа, «Классная работа» отвечают на поставленные вопросы
у доски и на местах.
Записывают тему урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) |
Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ). 2. Проверьте себя слайд 6 3. Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь? слайд 7 В каком местоимении два звука, но буква одна? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Я [й’а] слайд 8 ямы семь я якорь тыква 4.Знакомство с теоретическим материалом слайд 9 В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное). слайд 10
Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой.
5.Сравнительный анализ. слайд 11
6.Просклоняйте самостоятельно местоимение себя слайд 12
И.п. – Р.п. – Д.п. – В.п. – Т.п. – П. п. –
| Несколько учеников у доски, остальные на местах.
Отвечают на вопросы, записывают
Знакомство с теоретическим материалом
Физкульт-минутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями) |
Закрепление изученного материала
| 1.Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения. слайд 13
ЗАПОМНИТЕ! Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
2. Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый слайд 14
3. Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на с. Устно – вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы. Письменно – выполните морфологический разбор. 4.
Этот человек себе на уме. Слайд 15 Всё устроилось само собой. Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади. Читай про себя. После болезни мальчик на себя не похож. 5. Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений Эгоист – Читать молча, не вслух – Проявлять выдержку, терпение – Лишаться самообладания – Судить по своим силам или вкусам – Стать замкнутым, необщительным – Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве – Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль – ОТВЕТЫ: эгоист – себялюбец; читать молча, не вслух – читать про себя; проявлять выдержку, терпение – владеть собой; лишиться самообладания – выходить из себя; судить по своим силам или вкусам – судить по себе; стать замкнутым, необщительным – уйти в себя; плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя; скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме. 6. Дополнительный материал. Она не могла простить себе, что уехала от дочери. Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке. Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился. | Коллективная работа
Записывают в тетради
Работа в группах
Работа в парах
Коллективная работа
| Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности.
| Что вы сегодня на уроке узнали нового? Чем отличается местоимение себя от личных местоимений? − Как бы вы оценили свою работу на уроке?
— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. Лист самооценки.
| Коллективная работа
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
| Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68, записи в тетради; письменно — упр. 380. Подготовиться к сочинению по плану Слайд 16 Описать, какой случай произошел с мальчиком? Построение рассказа: Экспозиция – где? когда? кто? Завязка – однажды… как-то раз… Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка. Кульминация рассказа – приходит мама… Развязка. Включить в рассказ описание интерьера, диалог. Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д. | Запись учащимися задания в дневники. |
|