Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «31 с углубленным изучением предметов»
Разработка урока по географии в 7 классе
по теме «Население Северной Америки»
Разработала:
учитель географии 1 категории
Булатова Ф.Г.
г. Набережные Челны
Республика Татарстан
2011 г.
Тема урока – Население Северной Америки
— формировать представление о коренном и пришлом населении Северной Америки, его расовом составе, расселении населения по материку; — познакомить с политической картой материка, закреплять умение работать с картой; — воспитывать толерантность
| |
Оборудование: | ШГИС Живая география, диск СD — география 7 класс, политическая карта Северной Америки, учебник «География – материки, океаны, народы и страны» И.В.Душиной, В.А.Коринской, В.А.Щенева
|
Тип урока | — комбинированный
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний — тест по теме «Природные зоны Северной Америки» (диск- СD, С.Америка, практика, задание №4)
3. Изучение нового материала
Численность населения С.Америки составляет 450 млн. человек, это третье место после Евразии и Африки. Заселение материка началось примерно 25-30 тысяч лет назад (работа с СD-диском – Заселение материка). В поисках лучших мест обитания первые люди перебирались из Азии через Берингов «мост» в С.Америку. Эти первые переселенцы продвигались все дальше к югу, осваивая материк, занимались охотой, рыболовством. Они стали предками одного из видов коренного населения С.Америки- индейцев.
Более поздние переселенцы из Азии осваивали северные районы материка. Они стали предками эскимосов (учащиеся составляют в тетрадях схему «Коренное население Северной Америки») Итак, к началу нашей эры (примерно 2000 лет назад) сформировалось коренное население – эскимосы (иннуиты) и индейцы. Далее следует рассказ учителя об образе жизни коренного населения (жилища, одежда, хозяйственная деятельность, древние государства Майя, Ацтеки). В ходе рассказа учащиеся записывают в тетрадь понятия, характеризующие образ жизни индейцев и эскимосов (иглу, каяк, каноэ, ацтеки, майя, вигвам).
Пришлое население, как считают ученые, появилось задолго до Колумба – в 9-10 веках здесь побывали викинги (работа с СD-диском – «Колонизация материка»). Но именно с открытия Колумбом Нового Света началась колонизация (заселение) материка испанцами, в основном в южной и западной частях. Позже сюда пришли французы, англичане, голландцы. С приходом европейцев жизнь индейцев складывалась трагически (следует небольшой рассказ учителя).
В настоящее время население Северной Америки имеет следующий состав (работа со ШГИС Живая география – карта «Народы»): эскимосы, индейцы, англоканадцы, американцы (в том числе афроамериканцы), потомки испанцев (запись в тетрадях). Учащиеся с помощью электронной карты определяют районы проживания народов.
Таким образом, на материке проживают представители всех рас – европеоидной, негроидной, монголоидной. Большинство населения говорит на английском языке, на юге материка – на испанском. Индейцы, проживающие на юге материка, в большей степени сохранили свои языки.
Размещение населения на материке зависит от истории заселения и природных условий (работа со ШГИС Живая география – карта Плотность населения). Учащиеся определяют районы с наибольшим количеством населения (восток, юг материка); с небольшим количеством населения (северные территории, горные области), выполняют записи в тетрадях. Объясняют подобное размещение населения.
В результате долгого периода исторического развития народов Северной Америки образовались страны (работа с СD— диском – Политическая карта и политической картой атласа). У каждой страны есть главный город- столица. Учащиеся выделяют и записывают наиболее крупные страны и их столицы: Канада – Оттава, США – Вашингтон, Мексика – Мехико.
4. Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить 1-2 теста ( работа с СD-диском – Северная Америка – тесты)
Домашнее задание – изучить §43, завершить список: страна – столица, работать с картой.