Технологическая карта. 5 класс
(УМК СФЕРЫ)
Тема урока: « Стороны горизонта. Ориентирование.»
Общая часть
Предмет: география
Класс: 5
Урок № 14
Стороны горизонта. Ориентирование | Учебник, с. 40-41; тетрадь-тренажёр, с. 19 (№9), с. 21 (№2), с. 29 (№5); электронное приложение к учебнику | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга |
| Т.р. |
|
Планируемые образовательные результаты:
Метапредметные | Личностные | |
Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира
| Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные: владение устной речью. Развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)
| Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. |
Овладение способами ориентирования | |||
Цель урока: | Формирование у учащихся представлений о способах ориентирования на местности | ||
Образовательные задачи | Познакомить со способами ориентирования на местности. Сформировать понятия: ориентирование, компас, азимут, гномон | ||
Развивающие задачи | Формировать умение определять азимут на местности и по карте. | ||
Воспитательные задачи | Формировать культуру поведения на уроке | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | ориентирование, компас, азимут, гномон | ||
Виды используемых на уроке средств | Учебник, тетрадь-тренажёр, , атласы, электронное приложение к учебнику | ||
Аппаратное и программное обеспечение
| Мультимедиапроектор, ноутбуки | ||
Название этапа
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка отсутствующих Проверка принадлежностей
| Приветствие Рапорт дежурных Проверка принадлежностей | |
2.Актуализация знаний | Повторение понятий, изученных на прошлом уроке: даёт время для повторения по учебнику; во время повторения просматривает выполнение домашнего задания по тетрадям) проводит устный фронтальный диктант по понятиям: : абсолютная высота, относительная высота, отметка высот, горизонталь , изогипса, бергштрих, изобата
| Открывают учебник с.38-39, тетради Повторяют домашний материал. Отвечают на вопросы учителя | |
3.Основная часть урока | Просит открыть тетради, Запись на доске учебник, с. 40-41; тетрадь-тренажёр, с. 19 (№9), с. 21 (№2), с. 29 (№5); электронное приложение к учебнику
| Открывают тетради,
Записывают число, классная работа в тетрадях, записи с доски
| |
Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. (Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину. Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой. Поздно вечером его нашли спасатели) | Слушают, делают свои выводы, определяют тему урока:
Стороны горизонта. Ориентирование. | ||
Формирование понятий: стороны горизонта. Ориентирование –(Учитель даёт задание самостоятельно найти ответ на данный вопрос) | Чтение текста с.40; (Анализ рис2.14 Изучение материала на диске. Стороны горизонта) Выводы и запись понятия в тетрадях | ||
Способы ориентирования на местности. Учитель демонстрирует слайды: «Ориентирование по солнцу, по солнцу и часам, по полярной звезде», « Определение сторон горизонта при помощи гномона в северном полушарии» | Учащиеся просматривают слайды и делают выводы.
| ||
Точное определение сторон горизонта. Учитель даёт задание: по тексту в разделе « Компас» выяснить , как можно точно на местности определить стороны горизонта?» Компас.-учитель предлагает изучить его устройство |
Чтение текста «Компас». Ответы на поставленный вопрос.
Изучение устройства компаса
| ||
Формирование понятия азимут: Даёт задания учащимся: работа с текстом, просмотр слайда «Азимуты сторон горизонта»; учитель практически демонстрирует, как определяют стороны горизонта с помощью компаса и транспортира
| По тексту находят понятие, Анализ слайда
| ||
4.Практикум | Даёт задание по определению азимута в кабинете и на плане (Атлас с.3)
Выполнить задание в тетради- тренажёре; определение |
Определение азимута по компасу и транспортиром на плане.
Выполние задание: тетрадь-тренажёр, с. 19 (№9), с. 21 (№2), | |
5.Рефлексия | Просит сделать выводы | Делают выводы | |
6.Домашнее задание | Даёт д/з | Запись в дневниках: У-40-41; Понятия наизусть, э/п (Тесты) |