Технологическая карта урока

Исмухамбетова Зарина Талгатовна

МБОУ «Большемогойская средняя общеобразовательная школа»

География

Класс 5

Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Тема: Воды суши. Реки

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека

Личностные результаты:

Предметные результаты:

1. Сформированность представлений о разнообразии вод суши, объяснять понятия «река», «долина», «пойма», «русло», «исток», «устье», «речная система», «бассейн», «водораздел».

2. Владение умениями и навыками работа с картой, умение описывать строение реки.

Метапредметные результаты:

1. Работа с текстом и видеофрагментом, определять устье, исток, притоки, реки, бассейны, системы, водоразделы по карте.

2. Структурировать информацию: составление описания рек по плану.

3. Владеть способом самоконтроля.

Формы организационной работы : Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, наглядных и практических методов обучения.

Оборудование: : физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 5 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы. компьютер, проектор, экран, мультимедийный проектор, ресурсы сети Интернет.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Продолжительность минут

Предметные

УУД

Орган.

момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Учащиеся приветствуют учителя

Умение концентрировать внимание и настроиться на работу.

1 мин.

Проверка домашнего задания

Задает вопросы

1.Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?

2.Покажите на карте океаны, моря, заливы и проливы которые встречаются в данном параграфе.

3.Совершите мысленное плавание вокруг Африки. Расскажите, по каким океанам и морям может проходить маршрут вашего путешествия.

Что такое Мировой океан. Части Мирового океана. Суша в океане. Уметь показывать их на физической кате.

Умение развивать интересы своей познавательной деятельности.

Значение воды.

Создавать игру « Морских названий»

7 мин.

Изучение нового материала

Задаёт вопрос: Используя карту, найдите реку Лена (рис 1).

А). Объясняет:

Дает понятие река.

Река- это водный поток, который течет в выработанном им русле.

Все реки имеют исток – начало реки.

Русло – углубление, где течёт река.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.

Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0» (в России – Балтийский футшток).

Объясняет как определить правый и левый берег.

Объясняет понятия: речная система – главная река и ее притоки.

Бассейн реки – территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.

Водораздел – граница между бассейнами рек.

Чертит на интерактивной доске схему реки (с комментариями – рис 1). Приложение 1.

1. Знакомит с характеристикой профиля реки:

Речная долина – углубление, в котором располагается русло.

Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье (рис

Схема речных долин. Приложение 2.

Реки

Горные равнинные


Пороги и водопады.

Описание рек.

В своих атласах находят реку (один учащийся находит реку Лену

По желанию ищут на столе учителя карточку с новым понятием и прикрепляют её к доске с помощью магнита.

Слушают объяснение

Работа с физической картой

Работа с учебником стр. 97

Работа с физической картой России

Чертят в своих тетрадях

Слушают объяснение

Ищут определение речной долины в учебнике.

Чертят в тетрадях.

Работа с картой.

1. Работа с физической картой России

2.Знакомство с правилом показа реки и её частей.

Воображаемое путешествие по реке от ее истока к устью.

Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова).

Задаёт задание:

1..Найдите на карте истоки разных рек

2. Покажите на карте следующие реки: Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго.

3. Показ рек на карте (от истока к устью).

Используя рис. 62, стр. 97,определите речную систему и бассейн реки Лены. Чем отличаются понятия «бассейн» и «речная система».

Что является водоразделом рек Волга и Обь?

Назовите водораздел реки Лена

Работа с текстом параграфа.

Найдите на карте горные и равнинные реки

1 вариант

Описать р. Волгу по плану

2 вариант

Описать р.

Терек по плану

Овладевают основными навыками нахождения необходимого материала в учебнике. Использование географической информации

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения. Работа со схемами.

Формирование ответственного отношения к учению.

Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Какое значение имеют реки в их личной жизни? Зачем необходимо изучать тему реки?

Развивать смысловое чтение. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе работы в группе.

Овладение элементарными практическими умениями для определения количественных и качественных характеристик рек

Умение описывать реку. Развивать бережное отношение к водным ресурсам.

25 мин.

2 мин.

2 мин.

5 мин.

2 мин.

2 мин.

Мин.

Закрепление нового материала

Тест .

Приложение 3.

5 мин.

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 17, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

  2. Составить кроссворд по терминам темы.

  3. Нанести на физическую контурную карту мира крупные реки мира.

Написать небольшой рассказ « Как я путешествовал (виртуально или реально) по реке (Река по выбору учащегося по Волге или по Тереку) по плану стр.100.

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

Самоконтроль.

Умение планировать свою деятельность по выполнению домашнего задания.

3 мин.

Рефлексия

Прием «Шкала успеха»

Оценивают

Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:

«Я» 0________10

«Мы» 0________10

«Дело» 0________10

Анализ своего эмоционального состояния

2 мин.


Приложение 1. Приложение 2.

Приложение 3.

Тест.

  1. Водный поток, который течет в выработанном им русле – это:

А) бассейн Б ) устье В) речная система.

  1. Исток – это

А) начало реки; Б) конец реки.

  1. Главная река и ее притоки

А) исток; Б) устье; В) речная система

  1. Бассейн реки – это

А) территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.

Б) граница между соседними бассейнами рек.

В) главная река и ее притоки.

5.пороги – это

А) территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.

Б) граница между соседними бассейнами рек.

В) участки русла реки с бурным течением и выходами твердых пород.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here