Тематическое планирование
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата
| |
1 | Введение
| География как наука | 1 | Изучение н/материала | Знать/понимать основные географические понятия и термины, результаты географических путешествий и открытий Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе» Выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека | Вводная беседа |
|
|
2 | Путешествия и географические открытия | 1 | Изучение н/материала Практикум | Фронтальный опрос |
|
| ||
3 | Обучающая практическая работа | 1 |
| Практическая работа | № 1 «Наблюдения в природе» |
| ||
4 | Земля – планета солнечной системы | 1 | Актуализа ция знаний и умений. Практикум | Характеристика водоема | № 2 « Описание водоема» |
| ||
5
| Виды изображений поверхности Земли
| Тема 1. План местности План местности | 1 | Изучение н/материала Практикум | Знать/понимать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения. Уметь определять направления и стороны горизонта на местности, по компасу, звездам, Солнцу и местным признакам; определять на местности, на плане местности, на глобусе и карте расстояния и направления; определять относительную высоту отдельных точек или объектов на местности ; определять географические координаты объектов; применять приборы и инструменты для определения измерений, использовать приобретенные знания и умения для проведения съемок местности, чтения карты; обозначать географические объекты на контурной карте; | Индивидуальный опрос, работа с картами атласа | № 3«Ориентирование по плану местности» | |
6 | Масштаб
| 1 | Изучение н/материала | Решение задач на определение расстояний |
|
| ||
7 | Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | Изучение н/материала | Топографический диктант |
|
| ||
8 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | 1 | Изучение н/материала | Решение задач на определение расстояний |
|
| ||
9 | Составление простейших планов местности | 1 | Практикум | Топографический план | № 4 « Составление плана местности» |
| ||
10 | Тема 2. Географическая карта Форма и размеры Земли |
1 | Изучение н/материала | Фронтальный опрос |
|
| ||
11 |
| Географическая карта | 1 | Изучение н/материала | Контурная карта Практическая работа | № 5 «Определение расстояний и направлений на глобусе и карте» | ||
12 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | Изучение н/материала | Фронтальный опрос |
|
| ||
13 | Географическая широта
| 1 | Изучение н/материала | Индивидуальный опрос |
|
| ||
14 |
| Географическая долгота. Географические координаты. | 1 | Изучение н/материала |
| Решение задач |
|
|
15 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | № 6 «Определение географических координат» | |||
16 | Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт | 1 | Актуализ и закреплениезнаний и умений | Вопросы и задания для повторения раздела |
|
| ||
17 | Обобщение темы «Виды изображений поверхности Земли | 1 | Обобщение ЗУН | Работа в группах |
|
| ||
18 | Итоговый урок по теме «Географическая карта» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
19 | Строение Земли. Земные оболочки
| Тема 1. Литосфера Строение Земли | 1 | Изучение н/материала | Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические процессы и явления в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением ПИ; влияние рельефа и на жизнь и хозяйственную деятельность людей; особенности фундамента платформы на территории области и месторождения основных ПИ; рельеф Брянской области Уметь описывать существенные признаки географических объектов, ориентироваться по физической карте России и полушарий, определять географическое положение различных форм рельефа, их высоту, наносить их на контурную карту. Использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий | Фронтал опрос Работа с таблицей |
|
|
20 | Горные породы и минералы. | 1 | Актуализа ция ЗУН | Работа по карточкам |
|
| ||
21 | Движение земной коры. | 1 | Актуализа ция ЗУН | Географический диктант |
|
| ||
22 | Вулканы, горячие источники, гейзеры |
| Комбинированный | Работа в группах |
|
| ||
23 | Итоговый урок по теме «Строение земной коры» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
24 | Тема 2. Формы рельефа земной коры Рельеф суши. Горы | 1 | Изучение н/материала | Географический диктант Практическая р. |
|
| ||
25 | Равнины суши. | 1 | Актуализа ция ЗУН | Фронтал опрос Практич работа |
|
| ||
26 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №7, 8 «Описание форм рельефа» |
| ||
27 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | Актуализа ция ЗУН | Работа по карточкам |
|
| ||
28 | Итоговый урок по теме «Формы рельефа земной коры» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
29 |
| Тема 3. Гидросфера Вода на Земле
|
1 | Изучение н/материала Практикум | Знать/понимать основные географ понятия и термины по теме «Гидросфера»; роль Мирового океана в формировании состава атмосферы и климатов Земли; некоторые свойства океанических вод; особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа (устанавливать взаимосвязи); Уметь определять расстояния на плане и на карте, описывать существенные признаки водного объекта из разных источников информации. Использовать приобретен ЗУН в практическ деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воды в своей местности | Практическая работа Фронтальный опрос | № 9 «Определение на карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря» | |
30 | Тема 4. Мировой океан Части Мирового океана |
1 | Изучение н/материала | Игра «Кто такой, что такое?» |
|
| ||
31 | Некоторые свойства океанических вод | 1 | Актуализа ция ЗУН | Работа по карточкам |
|
| ||
32 | Волны в океане | 1 | Актуализа ция ЗУН | Фронтальный опрос |
|
| ||
33 | Океанические течения. Изучение Мирового океана | 1 | Актуализ и закрепление ЗУН | Практическая работа | № 10 «Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей» | |||
34 | Итоговый урок по темам «Гидросфера», «Мировой океан» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
35,36 |
| Тема 5. Воды суши Подземные воды | 1 | Изучение н/материала |
| Фронтальный опрос
|
|
|
37 | Реки | 2 | Актуализа ция ЗУН | Схема речной системы |
|
| ||
38 | Озера, ледники | 1 | Актуализа ция ЗУН | Работа по карточкам |
|
| ||
39 |
| 1 | Практикум | Практическая работа
| № 11 «Определение по карте ГП водных объектов и их глубин» | |||
40 | Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы | 1 | Закреплени ЗУН | Фронтал опрос Индивидуал опрос |
|
| ||
41 | Обобщение темы «Гидросфера»
|
| Обобщение ЗУН | Работа в группах |
|
| ||
42 | Итоговый урок по теме «Воды суши» | 1 | Обобщение и контроль | Игра «Географич лото» |
|
| ||
43 |
| Тема 6. Атмосфера Атмосфера: строение, значение, изучение |
1 | Изучение н/материала | Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические процессы и явления в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; Уметь применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды. Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой, для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников. | Схема «Состав атмосферы» |
|
|
44 | Температура воздуха | 1 | Актуализа ция ЗУН | Работа по карточкам |
|
| ||
45 | Годовой ход температуры воздуха | 1 | Актуализа ция ЗУН Практикум | Решение зада |
|
| ||
46 | Атмосферное давление | 1 | Изучение н/материала | Решение задач |
|
| ||
47 | Ветер | 1 | Актуализа ция ЗУН | Игра «Кто такой, что такое?» |
|
| ||
48 | Водяной пар в атмосфере | 1 | Актуализа ция знаний | Схема «Облака»
|
|
| ||
49 | Атмосферные осадки | 1 | Актуализа ция ЗУН | Схема «Атм.осадки» |
|
| ||
50 | Погода. | 1 | Актуализа ция ЗУН | Описание погодных условий |
|
| ||
51 | Климат. | 1 | Изучение н/материала | Индивид.карточки Описание климата |
|
| ||
52 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | № 12 «Наблюдение погоды и обработка результатов наблюд» | |||
53 | Распределение солнечного света и тепла на Земле | 1 | Актуализа ция ЗУН | Лист-опросник |
|
| ||
54 | Причины, влияющие на климат | 1 | Актуализа ция ЗУН | Кроссворд «Атмосфера» |
|
| ||
55 | Обобщение темы «Атмосфера»
| 1 | Обобщение ЗУН | Работа в группах |
|
| ||
56 | Итоговый урок по теме «Атмосфера» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
57 |
| Тема 7. Биосфера Разнообразие и распространение организмов на Земле |
1 | Изучение н/материала | Знать/понимать основные географические явления и процессы в биосфере, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса; природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.; специфику географического положения России и своей области; растительный и животный мир,почвы Брянской области Уметь описывать существенные признаки природной зоны; приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов. Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями. | Работа со схемой «Царства организмов» |
|
|
58 | Природные зоны Земли | 1 | Изучение н/материала | Работа с таблицей «Природные зоны Земли» |
|
| ||
59 |
| Организмы в Мировом океане | 1 | Актуализа ция ЗУН | Игра «Замени учителя» |
|
| |
60 | Воздействие организмов на земные оболочки. | 1 | Актуализа ция знаний и умений | Работа со схемой «Взаимодействие биосферы» |
|
| ||
61 | Итоговый урок по теме «Биосфера» | 1
| Обобщение и закрепл | Работа по карточкам |
|
| ||
62 |
| Тема 8. Взаимосвязи компонентов природы Природный комплекс |
1 | Актуализа ция знаний и умений | Кроссворд «Биосфера» |
|
| |
63 | Обобщающий урок по теме «Строение Земли. Земные оболочки» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
64 | Население Земли | Человечество – единый биологический вид |
1 | Изучение н/материала | Знать/понимать основные географические понятия и термины по теме «Население Земли»; современная численность населения мира, изменение численности населения во времени; методы определения численности населения, переписи населения; человек – часть биосферы; население и города своего края. Уметь анализировать графики изменения численности населения во времени; составлять прогноз изменения численности населения земли; приводить примеры современных или исторических миграций.
| Работа с таблицей |
|
|
65 | Численность населения Земли.
| 1 | Актуализа ция ЗУН | Игра «Что за число?» |
|
| ||
66 | Основные типы населенных пунктов. | 1 | Актуализа ция ЗУН | Хар-ка населен пункта |
|
| ||
67 | Человек – часть биосферы | 1 | Актуализа ция ЗУН | Работа по карточкам |
|
| ||
68 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | № 14 «Работа с политической картой мира» | |||
69 | Итоговый урок по теме «Население Земли» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
70 | Влияние природы на Жизнь и здоровье человека | Стихийные природные явления. | 1 | Актуализа ция ЗУН |
| Отчет групп по заданным темам |
|
|
71 | Итоговый урок по теме «Начальный курс географии» | 1 | Обобщение и закреплен | Игра «Перестрелка» |
|
| ||
72 | География родного края. ФГП Брянской области | Физико-географическое положение Брянской области
| 1 | Актуализа ция ЗУН | Знать/понимать ФГП территории, преимущества и недостатки. Образование Брянской обл. Пограничные государства и области. Географические координаты г.Брянска Уметь давать ФГП области | Фронтальная работа |
|
|
73 | Практическая работа № 1 | 1 | Практикум | Практическая работа | №1 «Определение наибольшей протяженности области С-Ю, З-В. Географические координаты» | |||
74 | Геологическое строение и рельеф | Особенности геологического строения | 1 | Формиров н/знаний | Знать/понимать в пределах какой части Восточно-Европейской платформы находится территория Брянщины; породы фундамента платформы; преобладание неметаллических ПИ, в каких отраслях хозяйства используются; природные процессы, оказавшие влияние на Формирование рельефа; Уметь описывать небольшое месторождение песка, мела, торфа вблизи населенного пункта; давать характеристику рельефа своей местности
| Работа с таблицей |
|
|
75 | Полезные ископаемые | 1 | Комбинир | Фронтальная работа |
|
| ||
76 | Практическая работа № 2 | 1 | Практикум | Практическая работа | №2 «Изучение строения неболь месторожд песка, мела или торфа вблизи населен пункта» | |||
77 | Рельеф | 1 | Комбинир
| Формирование н/знаний |
| |||
78 | Практическая работа № 3 | 1 | Практикум
| Практическая работа | №3 «Характерис тика рельефа» |
| ||
79 | Обобщение темы « ФГП Брянской области. Геологическое строение и рельеф» | 1 | Обобщение | Работа в группах |
|
| ||
80 | Контрольная работа № 1 « ФГП Брянской области. Геологическое строение и рельеф»
| 1 | Контроль | Тестирование |
|
| ||
81 | Погода и климат | Особенности климата | 1 | Формиров н/знаний | Знать/понимать климат Брянской области; факторы, влияющие на формирование климата; воздушные массы, преобладающие на территории. Сезоны года, их признаки и виды. Изменение погоды при вторжении различных ВМ по сезонам. Типы погод местности. Уметь давать краткую характеристику климата местности, сезонам года; наблюдать за погодой. | Формирование н/знаний |
|
|
82 | Практическая работа № 4
| 1 | Практикум | Практическая работа | №4 «Характерис тика климата» |
| ||
83 | Сезоны года
| 1 | Комбинир | Работа с таблицей |
|
| ||
84 | Особенности погоды
| 1 | Комбинир
| Календарь погоды |
|
| ||
85 | Практическая работа № 5
| 1 | Практикум
| Практическая работа | №5 «Анализ погодных условий суток, недели, месяца» | |||
86 | Обобщение темы « Погода и климат» | 1 | Обобщение | Работа в группах |
|
| ||
87 | Контрольная работа № 2 по теме « Погода и климат» | 1 | Контроль | Тестирование |
|
| ||
88 | Воды
| Реки
| 1 | Комбинир
| Знать/понимать крупнейшие реки области, типы питания, водный режим рек Брянщины, их хозяйственное использование; озера и искусственные водоемы, типы озер; как используются подземные воды Уметь производить измерения и описывать реку, наблюдать за сроками появления ледовых образований, ледостава. | Фронтальная работа |
|
|
89 | Практическая работа № 6
| 1 | Практикум
| Практическая работа | №6 «Описание ближайшей реки по плану» | |||
90 | Озера и искусственные водоемы | 1 | Комбинир | Работа в группах |
|
| ||
| ||||||||
91 | Болота и подземные воды
| 1 | Комбинир
| Работа в группах |
|
| ||
92 | Контрольная работа № 3 по теме « Воды» | 1 | Контроль | Тестирование |
|
| ||
93 | Почвы, расти тельность и животный мир | Почвы | 1 | Комбинир
| Знать/понимать что такое почва, факторы, влияющие на формирование почвы, типы почв, плодородие почвы; влияние хозяйственной деятельности на плодородие почв; виды мелиораций. Разнообразие растительного и животного мира Брянщины; растения и животные, занесенные в «Красную книгу» России, области. Уметь изучать почвенный профиль; выявлять, какие какие лекарств растения произрастают в нашей местности; называть животных – представителей различных ПЗ, обитающих на Брянщине | Составление коллекции |
|
|
94 | Практическая работа № 7
| 1 | Практикум
| Практическая работа | №7 «Изучение почвенного профиля» | |||
95 | Растительный мир
| 1 | Комбинир | Составление гербария |
|
| ||
96 | Животный мир
| 1 | Комбинир
| Сообщения учащихся |
|
| ||
97 | Контрольная работа № 4 по теме « Почвы, растительный и животный мир» | 1 | Контроль | Тестирование |
|
| ||
98 | Ландшафты и охраняемые территории | Естественные и антропогенные ландшафты | 1 | Формиров н/знаний | Знать/понимать основные группы природных ландшафтов, почему происходит увеличение площадей антропогенных ландшафтов; охраняемые природные территории и объекты области Уметь определять, как изменился ландшафт под влиянием хозяйственной деятельности человека; давать хар-ку охраняемым природным территориям и объектам | Фронтальная работа |
|
|
99 | Охраняемые природные территории и объекты | 1 | Формиров н/знаний | Фронтальная работа |
|
| ||
100 | Экология и население | Современная экологическая обстановка области | 1 | Формиров н/знаний | Знать/понимать современную экологич обстановку области; народы, типы поселений, основные профессии населения Брянщины | Работа в группах |
|
|
101 | Практическая работа № 8
| 1 | Практикум
| Практическая работа | №8 «Уборка мусора вокруг ближайшего водоема» | |||
102 | Население и города
| 1 | Комбинир | Работа в группах |
|
| ||
103 | Практическая работа № 9
| 1 | Практикум
| Практическая работа | №9 «Сбор сведений о своем населенном пункте» | |||
104 | Обобщение курса «География родного края» | 1 | Обобщение | Работа в группах |
|
| ||
105 | Итоговая контрольная работа по курсу «География родного края» | 1 | Контроль | Тестирование |
|
|