Тематическое планирование

п/п

Наименован раздела

Тема урока

К-во

час

Тип

урока

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

контроля

Практическая работа

Дата

1

Введение

География как наука

1

Изучение н/материала

Знать/понимать

основные географические понятия и термины, результаты

географических путешествий и открытий

Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе»

Выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Вводная беседа

2

Путешествия и географические открытия

1

Изучение н/материала Практикум

Фронтальный опрос

3

Обучающая практическая работа

1

Практическая работа

1 «Наблюдения в природе»

4

Земля – планета солнечной системы

1

Актуализа

ция знаний и умений. Практикум

Характеристика водоема

2 « Описание водоема»

5

Виды изображений поверхности Земли

Тема 1. План местности

План местности

1

Изучение н/материала Практикум

Знать/понимать

основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

Уметь определять направления и стороны горизонта на местности, по компасу, звездам, Солнцу и местным признакам; определять на местности, на плане местности, на глобусе и карте расстояния и направления; определять относительную высоту отдельных точек или объектов на местности ; определять географические координаты объектов; применять приборы и инструменты для определения измерений, использовать приобретенные знания и умения для проведения

съемок местности, чтения карты; обозначать географические объекты на контурной карте;

Индивидуальный опрос, работа с картами атласа

3«Ориентирование по плану местности»

6

Масштаб

1

Изучение н/материала

Решение задач на определение расстояний

7

Стороны горизонта. Ориентирование

1

Изучение н/материала

Топографический диктант

8

Изображение на плане неровностей земной поверхности

1

Изучение н/материала

Решение задач на определение расстояний

9

Составление простейших планов местности

1

Практикум

Топографический план

4 « Составление плана местности»

10

Тема 2. Географическая карта

Форма и размеры Земли

1

Изучение н/материала

Фронтальный опрос

11

Географическая карта

1

Изучение н/материала

Контурная карта

Практическая работа

5 «Определение расстояний и направлений на глобусе и карте»

12

Градусная сеть на глобусе и картах

1

Изучение н/материала

Фронтальный опрос

13

Географическая широта

1

Изучение

н/материала

Индивидуальный

опрос

14

Географическая долгота. Географические координаты.

1

Изучение

н/материала

Решение задач

15

1

Практикум

Практическая

работа

6 «Определение

географических координат»

16

Изображение на физических картах высот и глубин.

Значение планов местности и географических карт

1

Актуализ и закреплениезнаний и умений

Вопросы и задания для повторения раздела

17

Обобщение темы «Виды изображений поверхности Земли

1

Обобщение ЗУН

Работа в группах

18

Итоговый урок по теме «Географическая карта»

1

Обобщение и контроль

Тестирование

19

Строение Земли. Земные оболочки

Тема 1. Литосфера

Строение Земли

1

Изучение н/материала

Знать/понимать

основные географические понятия и термины, географические процессы и явления в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением ПИ; влияние рельефа и на жизнь и хозяйственную деятельность людей; особенности фундамента платформы на территории области и месторождения основных ПИ;

рельеф Брянской области

Уметь описывать существенные признаки географических объектов, ориентироваться по физической карте России и полушарий, определять географическое положение различных форм рельефа, их высоту, наносить их на контурную карту.

Использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий

Фронтал опрос

Работа с таблицей

20

Горные породы и минералы.

1

Актуализа

ция ЗУН

Работа по карточкам

21

Движение земной коры.

1

Актуализа

ция ЗУН

Географический диктант

22

Вулканы, горячие источники, гейзеры

Комбинированный

Работа в группах

23

Итоговый урок по теме «Строение земной коры»

1

Обобщение и контроль

Тестирование

24

Тема 2. Формы рельефа земной коры

Рельеф суши. Горы

1

Изучение н/материала

Географический диктант

Практическая р.

25

Равнины суши.

1

Актуализа

ция ЗУН

Фронтал опрос

Практич работа

26

1

Практикум

Практическая работа

7, 8 «Описание форм рельефа»

27

Рельеф дна Мирового океана

1

Актуализа

ция ЗУН

Работа по карточкам

28

Итоговый урок по теме «Формы рельефа земной коры»

1

Обобщение и контроль

Тестирование

29

Тема 3. Гидросфера

Вода на Земле

1

Изучение н/материала

Практикум

Знать/понимать

основные географ понятия и термины по теме «Гидросфера»; роль Мирового океана в формировании состава атмосферы и климатов Земли; некоторые свойства океанических вод; особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа (устанавливать взаимосвязи); Уметь определять расстояния на плане и на карте, описывать существенные признаки водного объекта из разных источников информации. Использовать приобретен ЗУН в практическ деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воды в своей местности

Практическая работа

Фронтальный опрос

9 «Определение на карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря»

30

Тема 4. Мировой океан

Части Мирового океана

1

Изучение н/материала

Игра «Кто такой, что такое?»

31

Некоторые свойства океанических вод

1

Актуализа

ция ЗУН

Работа по карточкам

32

Волны в океане

1

Актуализа

ция ЗУН

Фронтальный опрос

33

Океанические течения. Изучение Мирового океана

1

Актуализ и закрепление ЗУН

Практическая работа

10 «Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей»

34

Итоговый урок по темам «Гидросфера», «Мировой океан»

1

Обобщение и контроль

Тестирование

35,36

Тема 5. Воды суши

Подземные воды

1

Изучение н/материала

Фронтальный опрос

37

Реки

2

Актуализа

ция ЗУН

Схема речной системы

38

Озера, ледники

1

Актуализа

ция ЗУН

Работа по карточкам

39

1

Практикум

Практическая работа

11 «Определение по карте ГП водных объектов и их глубин»

40

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы

1

Закреплени ЗУН

Фронтал опрос

Индивидуал опрос

41

Обобщение темы «Гидросфера»

Обобщение ЗУН

Работа в группах

42

Итоговый урок по теме «Воды суши»

1

Обобщение и контроль

Игра

«Географич лото»

43

Тема 6. Атмосфера

Атмосфера: строение, значение, изучение

1

Изучение н/материала

Знать/понимать

основные географические понятия и термины, географические процессы и явления в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

Уметь применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды.

Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за

погодой, для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.

Схема «Состав атмосферы»

44

Температура воздуха

1

Актуализа

ция ЗУН

Работа по карточкам

45

Годовой ход температуры воздуха

1

Актуализа

ция ЗУН

Практикум

Решение зада

46

Атмосферное давление

1

Изучение н/материала

Решение задач

47

Ветер

1

Актуализа

ция ЗУН

Игра «Кто такой, что такое?»

48

Водяной пар в атмосфере

1

Актуализа

ция знаний

Схема «Облака»

49

Атмосферные осадки

1

Актуализа

ция ЗУН

Схема «Атм.осадки»

50

Погода.

1

Актуализа

ция ЗУН

Описание погодных условий

51

Климат.

1

Изучение н/материала

Индивид.карточки

Описание климата

52

1

Практикум

Практическая работа

12 «Наблюдение погоды и обработка результатов наблюд»

53

Распределение солнечного света и тепла на Земле

1

Актуализа

ция ЗУН

Лист-опросник

54

Причины, влияющие на климат

1

Актуализа

ция ЗУН

Кроссворд «Атмосфера»

55

Обобщение темы «Атмосфера»

1

Обобщение ЗУН

Работа в группах

56

Итоговый урок по теме «Атмосфера»

1

Обобщение и контроль

Тестирование

57

Тема 7. Биосфера

Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

Изучение н/материала

Знать/понимать

основные географические явления и процессы в биосфере, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса; природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.; специфику географического положения России и своей области; растительный и животный мир,почвы Брянской области

Уметь описывать существенные признаки природной зоны; приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов.

Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями.

Работа со схемой «Царства организмов»

58

Природные зоны Земли

1

Изучение н/материала

Работа с таблицей «Природные зоны Земли»

59

Организмы в Мировом океане

1

Актуализа

ция ЗУН

Игра «Замени учителя»

60

Воздействие организмов на земные оболочки.

1

Актуализа

ция знаний и умений

Работа со схемой «Взаимодействие биосферы»

61

Итоговый урок по теме «Биосфера»

1

Обобщение и закрепл

Работа по карточкам

62

Тема 8. Взаимосвязи компонентов природы

Природный комплекс

1

Актуализа

ция знаний и умений

Кроссворд «Биосфера»

63

Обобщающий урок по теме «Строение Земли. Земные оболочки»

1

Обобщение и контроль

Тестирование

64

Население Земли

Человечество – единый биологический вид

1

Изучение н/материала

Знать/понимать

основные географические понятия и термины по теме «Население Земли»;

современная численность населения мира, изменение численности населения во времени; методы определения численности населения, переписи населения; человек – часть биосферы; население и города своего края.

Уметь анализировать графики изменения численности населения во времени; составлять прогноз изменения численности населения земли; приводить примеры современных или исторических миграций.

Работа с таблицей

65

Численность населения Земли.

1

Актуализа

ция ЗУН

Игра «Что за число?»

66

Основные типы населенных пунктов.

1

Актуализа

ция ЗУН

Хар-ка населен пункта

67

Человек – часть биосферы

1

Актуализа

ция ЗУН

Работа по карточкам

68

1

Практикум

Практическая работа

14 «Работа с политической картой мира»

69

Итоговый урок по теме «Население Земли»

1

Обобщение и контроль

Тестирование

70

Влияние природы на Жизнь и здоровье человека

Стихийные природные явления.

1

Актуализа

ция ЗУН

Отчет групп по заданным темам

71

Итоговый урок по теме «Начальный курс географии»

1

Обобщение и закреплен

Игра «Перестрелка»

72

География родного края. ФГП Брянской области

Физико-географическое положение Брянской области

1

Актуализа

ция ЗУН

Знать/понимать

ФГП территории, преимущества и недостатки. Образование Брянской обл. Пограничные государства и области. Географические координаты г.Брянска

Уметь давать ФГП области

Фронтальная работа

73

Практическая работа № 1

1

Практикум

Практическая работа

1 «Определение наибольшей протяженности области С-Ю,

З-В. Географические координаты»

74

Геологическое строение и рельеф

Особенности геологического строения

1

Формиров н/знаний

Знать/понимать в пределах какой части Восточно-Европейской платформы находится территория Брянщины; породы фундамента платформы; преобладание неметаллических ПИ, в каких отраслях хозяйства используются; природные процессы, оказавшие влияние на

Формирование рельефа;

Уметь описывать небольшое месторождение песка, мела, торфа вблизи населенного пункта; давать характеристику рельефа своей местности

Работа с таблицей

75

Полезные ископаемые

1

Комбинир

Фронтальная работа

76

Практическая работа № 2

1

Практикум

Практическая работа

2 «Изучение строения неболь месторожд песка, мела или торфа вблизи населен пункта»

77

Рельеф

1

Комбинир

Формирование н/знаний

78

Практическая работа № 3

1

Практикум

Практическая работа

3 «Характерис

тика рельефа»

79

Обобщение темы « ФГП Брянской области. Геологическое строение и рельеф»

1

Обобщение

Работа в группах

80

Контрольная работа № 1 « ФГП Брянской области. Геологическое строение и рельеф»

1

Контроль

Тестирование

81

Погода и климат

Особенности климата

1

Формиров н/знаний

Знать/понимать климат Брянской области; факторы, влияющие на формирование климата; воздушные массы, преобладающие на территории. Сезоны года, их признаки и виды. Изменение погоды при вторжении различных ВМ по сезонам. Типы погод местности.

Уметь давать краткую характеристику климата местности, сезонам года; наблюдать за погодой.

Формирование н/знаний

82

Практическая работа № 4

1

Практикум

Практическая работа

4 «Характерис тика климата»

83

Сезоны года

1

Комбинир

Работа с таблицей

84

Особенности погоды

1

Комбинир

Календарь погоды

85

Практическая работа № 5

1

Практикум

Практическая работа

5 «Анализ погодных условий суток, недели, месяца»

86

Обобщение темы « Погода и климат»

1

Обобщение

Работа в группах

87

Контрольная работа № 2 по теме « Погода и климат»

1

Контроль

Тестирование

88

Воды

Реки

1

Комбинир

Знать/понимать крупнейшие реки области, типы питания, водный режим рек Брянщины, их хозяйственное использование; озера и искусственные водоемы, типы озер; как используются

подземные воды

Уметь производить измерения и описывать реку, наблюдать за сроками появления ледовых образований, ледостава.

Фронтальная работа

89

Практическая работа № 6

1

Практикум

Практическая работа

6 «Описание ближайшей реки по плану»

90

Озера и искусственные водоемы

1

Комбинир

Работа в группах

91

Болота и подземные воды

1

Комбинир

Работа в группах

92

Контрольная работа № 3 по теме « Воды»

1

Контроль

Тестирование

93

Почвы, расти тельность и животный мир

Почвы

1

Комбинир

Знать/понимать что такое почва, факторы, влияющие на формирование почвы, типы почв, плодородие почвы; влияние хозяйственной деятельности на плодородие почв; виды мелиораций. Разнообразие растительного и животного мира Брянщины; растения и животные, занесенные в «Красную книгу» России, области.

Уметь изучать почвенный профиль; выявлять, какие какие лекарств растения произрастают в нашей местности; называть животных – представителей различных ПЗ, обитающих на Брянщине

Составление коллекции

94

Практическая работа № 7

1

Практикум

Практическая работа

7 «Изучение почвенного профиля»

95

Растительный мир

1

Комбинир

Составление гербария

96

Животный мир

1

Комбинир

Сообщения учащихся

97

Контрольная работа № 4 по теме « Почвы, растительный и животный мир»

1

Контроль

Тестирование

98

Ландшафты и охраняемые территории

Естественные и антропогенные ландшафты

1

Формиров н/знаний

Знать/понимать основные группы природных ландшафтов, почему происходит увеличение площадей антропогенных ландшафтов; охраняемые природные территории и объекты области

Уметь определять, как изменился ландшафт под влиянием хозяйственной деятельности человека; давать хар-ку охраняемым природным территориям и объектам

Фронтальная работа

99

Охраняемые природные территории и объекты

1

Формиров н/знаний

Фронтальная работа

100

Экология и население

Современная экологическая обстановка области

1

Формиров н/знаний

Знать/понимать современную экологич обстановку области; народы, типы поселений, основные профессии населения Брянщины

Работа в группах

101

Практическая работа № 8

1

Практикум

Практическая работа

8 «Уборка мусора вокруг ближайшего водоема»

102

Население и города

1

Комбинир

Работа в группах

103

Практическая работа № 9

1

Практикум

Практическая работа

9 «Сбор сведений о своем населенном пункте»

104

Обобщение курса «География родного края»

1

Обобщение

Работа в группах

105

Итоговая контрольная работа по курсу «География родного края»

1

Контроль

Тестирование

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here