Тип урока – изучение новой темы.
Форма урока – дистанционный урок.
Класс – 10.
Технические средства обучения и оборудование: специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья
— Компьютер Apple Mac mini, Мышь Logitech RX250, Клавиатура Apple Keyboard, Монитор LG W2043T, Системное программное обеспечение Apple Mac OS X Snow Leopard, Наушники DIALOG M-881HV, Микрофон USB Desktop Microphone, Колонки Dialog W-203, Веб-камера CNR-WCAM820; компьютерные программы — Skype, ШГИС (Школьная геоинформационная система) УМК «Живая география», электронная доска Piratepad Beta; презентация Power Point, электронные файлы (Word 2007): схема «Виды транспорта», таблица «Характеристика видов транспорта»; География. 10 кл. : атлас. — 3-е изд., стереотип. — М. : Дрофа ; Издательство ДИК, 2011.
Тема: Мировая транспортная система.
Цель урока: формировать представление о мировой транспортной системе.
Задачи:
Обучающие:
-
формировать представления об отраслях Мирового хозяйства;
-
охарактеризовать по основным параметрам мировую транспортную систему, выявить ее проблемы и перспективы развития;
-
расширять представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
-
формировать знания о географии основных видов транспорта.
Развивающие:
-
развивать умение выделять главное, существенное при работе с текстовым, статистическим, информационным, картографическим и другим материалом;
-
развивать умение выполнять задания аналитического характера, логически излагать мысли;
-
развивать умение работать с картами, создавать тематические цифровые карты, развивать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
-
развивать творческие способности, познавательный интерес к предмету;
-
расширять кругозор на основе работы с картографическим материалом;
-
развивать коммуникативные качества (ведения диалога, отстаивание своих взглядов и др.);
-
воспитывать ответственность за сохранность окружающей среды.
Тезаурус: транспорт, мировая транспортная система, сухопутный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, грузооборот, пассажирооборот.
Сценарий дистанционного урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося | № слайдов |
Организационно-мотивационный этап | |
Подготовка к уроку: перед уроком учитель загружает презентацию к уроку, электронную доску Piratepad Beta ( |
Учитель проверяет правильность воспроизведения полученных еще в 9 классе знаний о классификации видов транспорта. Заполненную схему ученик показывает учителю, предоставив общий доступ к своему экрану: «Транспорт: сухопутный (автомобильный, трубопроводный, железнодорожный), водный (речной, морской), воздушный».
Изучение нового материала
На слайде с заголовком «Транспортная система» учитель демонстрирует три изображения – самолет в небе, железнодорожное полотно и общий вид аэропорта и при этом не дает никаких пояснений.
Далее учитель говорит : «Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, связывает регионы мира в единую общую систему хозяйственной деятельности. Ни одна отрасль промышленности и сельского хозяйства не может развиваться без тех или иных видов транспорта. Общая длина транспортной сети мира, без морских трасс, составляет 36 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов» [3]. (Все данные и цифры отображены на слайде для зрительного усвоения материала).
Ученик сам формулирует понятие, исходя из зрительных образов: «Мировая транспортная система — это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий всего мира».
6
7 Учитель: «Рассмотрим географические различия в мировой транспортной системе». Учитель предлагает открыть тематическую карту «Транспорт» из школьного атласа, проанализировать ее, ответить на вопросы: «Какие регионы мира наиболее обеспечены транспортной сетью»? «Чем отличается транспортная система экономически-развитых и развивающихся стран»? (Карта продублирована на слайде).
В своих ответах ученик выделяет Северную Америку и Западную Европу как регионы, наиболее обеспеченные транспортной сетью, а также Японию. При ответе на второй вопрос ученик отвечает: «Транспортная система экономически-развитых стран отличается от транспортной системы развивающихся стран высокой плотностью транспортной сети, крупными масштабами грузооборота, большей протяженностью дорог и более высоким техническим уровнем транспорта».
8 Учитель предлагает подумать над тем, как отразилось влияние НТР на развитие транспорта. Демонстрация учителем слайда (с изображениями: сверхзвуковой авиалайнер, огромный пассажирский круизный корабль «Freedom Ship» длиной в 1,2 км и суда на воздушной подушке и магнитной подвеске) подводит ученика к нужному ответу. Учитель: «Верно. Таким образом, НТР внесла неоспоримый вклад в развитие и совершенствование транспортной системы мира».
Ученик говорит о том, что НТР привела к увеличению скорости, грузоподъемности и появлению принципиально новых современных видов транспорта.
9 Учитель предлагает ученику определить долю различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте, опираясь на статистический материал, который учитель выводит на электронной доске Piratepad Beta и пригалашает учащегося к доске, отправив ему в строке сообщений программы Skype ссылку
Нажимаем на кнопку «Состав отображения» и сначала отключаем все слои, а потом включаем слои:
города и поселки океаны и моря экспорт машин и оборудовани
Получаем цифровую карту «Экспорт химической продукции». П
ри нажатии левой кнопки мыши, можно узнать направления экспорта машин и оборудования мира и протяженность морских перевозок.
По созданной карте ученик делает выводы и отвечает на вопрос — «Какой вид транспорта сыграл решающую роль в формировании мирового хозяйства?» Ответ – «Морской транспорт»
Подведение итогов урока
Учитель предлагает ученику подвести итог урока. И на электронную доску вставляет текст с пропущенными словами. Все пути сообщения, транспортные предприятия и средства в совокупности образуют………….. произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых ………… к сухопутному транспорту относятся — ……….. Транспорт………… стран отличается высоким техническим уровнем и взаимодействием различных подотраслей. Для………….. стран характерно преобладание одного-двух видов транспорта: обычно железнодорожного или речного. В нефтегазодобывающих странах повышенной динамикой отличается развитие………….. транспорта. …………….. транспорт занимает ведущее место в пассажирообороте; …………….. транспорт – последнее место в грузообороте. Таким образом, на доске получается опорный конспект, который закрепляет основные этапы пройденного материала. Этот конспект ученик в конце урока может скопировать и сохранить себе для дальнейшего пользования. В конце урока учитель прописывает на доске домашнее задание: — читать в учебнике с. 150-159, заполнить таблицу и решить задачи И по скайпу отправляет файл с таблицей и задачами (см. Приложение 1) Учитель благодарит ученика за урок и прощается с ним.
Ученик, пользуясь записями на доске и знаниями, полученными на уроке, вставляет в текст (нанесенный учителем на доску) пропущенные элементы, тем самым самостоятельно или вместе с учителем подводит итог урока.
Ученик записывает домашнее задание в тетрадь.
Ученик благодарит учителя за урок и прощается.
Литература.
-
Образовательный стандарт основного общего образования по географии.
-
Живая география. Версия 2.0. Школьная геоинформационная система: Руководство пользователя. — М., — 109 с.
-
Максаковский В.П. Методические рекомендации к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 класс».
-
Учебник: В.П. Максаковский «Экономисеская и социальная география мира», М.: Просвещение, 2003
-
Российский общеобразовательный портал — http://school.edu.ru