Урок в 11 классе.
Тема: «Демографическая проблема».
Тип урока: Изучение нового материала методом защиты проектов.
Задачи урока: 1. Продолжить формирование научного мировоззрения, интеллектуальных и научно-исследовательских умений обучающихся, навыков самообразования.
2. Развивать умение создавать проекты, работать с картосхемами, диаграммами, таблицами, графиками.
3. Воспитывать осознанное отношение к процессам демографии, чувство ответственности за судьбу страны, родного края.
Средства обучения. Политическая карта мира. Проекты созданные обучающимися. Учебник.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать «Глобальные проблемы человечества». Первая из них – Демографическая проблема. Она и станет темой урока.
Откройте тетради. Запишите число и тему.
У нас необычный урок. Мы проведем мини-конференцию, и заслушаем четыре исследовательские группы, каждая из которых работала по одному из направлений:
-
Демографический взрыв: причины и последствия.
-
Теория демографического перехода. Сценарий демографического поведения.
-
Демографическая политика.
-
Демографическая обстановка в России и Курганской области.
В ходе урока ваша задача делать в тетради записи необходимые для написания отчета, о проведенной конференции используя предложенный план.
Постановка проблемы.
В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Вы знаете, что в мире существует огромное количество проблем, от предотвращения ядерной войны до загрязнения окружающей природной среды. Но особое место среди них занимает – демографическая.
Из-за быстрого роста населения на планете, перед человечеством появляются все новые задачи. По оценкам ООН к 2020 году на Земле будет жить около 8 млрд. чел. Всем им будут нужны вода, пища, воздух, энергия. Чтобы обеспечить людей всем необходимым, человечество прилагает огромные усилия, нанося непоправимый вред природе.
Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. От ее решения зависит эколого-экономическое развитие мира, дальнейшая жизнь всего человечества.
Слово предоставляется первой исследовательской группе изучившей проблему – Демографического взрыва.
Вопрос к классу. Как вы думаете, какова роль религий мира в процессе демографического взрыва.
Несмотря на остроту демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло?
Ответ нам дадут участники второй исследовательской группы, изучившие вопрос теории демографического перехода и сценария демографического поведения.
Вопрос к классу. На основании услышанного и рис 24 в учебнике, стр. 133 определите, на какой стадии демографического перехода находятся страны: Швеция, Англия, Япония? Объясните почему?
Задание к классу. По учебнику стр. 134-135 назовите позиции, влияющие на рост народонаселения в развивающихся странах?
Вы знаете, что в развитых и развивающихся странах демографическая политика носит разный аспект. В чем ее отличия нам расскажет третья исследовательская группа.
Вопрос к классу. Может ли только демографическая политика решить демографическую проблему.
В нашей стране и области демографическая ситуация тоже достаточно сложная.
Характеристику демографической обстановки в России и области даст четвертая исследовательская группа.
В заключение хочу познакомить вас с результатами анкетирования 11 классов, сравнив их с результатами опроса россиян проведенного ВЦИОМ.
По результатам анкеты видно, что большинство из вас хотели бы родиться в России, а это значит, что и жить вы будете в родной стране, и решать ее проблемы предстоит вам.
Я благодарю вас за отличную подготовку проектов, активную работу на нашей мини конференции.
Оценивание. За защиту проектов учащиеся получают оценку «5», за активность на уроке «4».
Домашнее задание. Устно выполнить задание №7 на стр. 143 учебника. Подготовить письменные отчеты-впечатления о конференции.
Рефлексия. Ваши впечатления о проведенной мини конференции.
План работы над отчетом по итогам конференции.
1. В чем сущность демографической проблемы?
2. Причины и последствия демографического взрыва?
3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?
4. Какая существует закономерность в демографическом поведении?
5. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?
6. Причины демографического кризиса в России и Курганской области?
План работы над отчетом по итогам конференции.
1. В чем сущность демографической проблемы?
2. Причины и последствия демографического взрыва?
3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?
4. Какая существует закономерность в демографическом поведении?
5. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?
6. Причины демографического кризиса в России и Курганской области?
Демографический взрыв: причины и последствия.
Теория демографического перехода. Сценарий демографического поведения.
Демографическая политика.
Демографическая обстановка в России и Курганской области.
Ваши впечатления от урока?