Урок в 11 классе.

Тема: «Демографическая проблема».

Тип урока: Изучение нового материала методом защиты проектов.

Задачи урока: 1. Продолжить формирование научного мировоззрения, интеллектуальных и научно-исследовательских умений обучающихся, навыков самообразования.

2. Развивать умение создавать проекты, работать с картосхемами, диаграммами, таблицами, графиками.

3. Воспитывать осознанное отношение к процессам демографии, чувство ответственности за судьбу страны, родного края.

Средства обучения. Политическая карта мира. Проекты созданные обучающимися. Учебник.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать «Глобальные проблемы человечества». Первая из них – Демографическая проблема. Она и станет темой урока.

Откройте тетради. Запишите число и тему.

У нас необычный урок. Мы проведем мини-конференцию, и заслушаем четыре исследовательские группы, каждая из которых работала по одному из направлений:

  1. Демографический взрыв: причины и последствия.

  2. Теория демографического перехода. Сценарий демографического поведения.

  3. Демографическая политика.

  4. Демографическая обстановка в России и Курганской области.

В ходе урока ваша задача делать в тетради записи необходимые для написания отчета, о проведенной конференции используя предложенный план.

Постановка проблемы.

В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Вы знаете, что в мире существует огромное количество проблем, от предотвращения ядерной войны до загрязнения окружающей природной среды. Но особое место среди них занимает – демографическая.

Из-за быстрого роста населения на планете, перед человечеством появляются все новые задачи. По оценкам ООН к 2020 году на Земле будет жить около 8 млрд. чел. Всем им будут нужны вода, пища, воздух, энергия. Чтобы обеспечить людей всем необходимым, человечество прилагает огромные усилия, нанося непоправимый вред природе.

Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. От ее решения зависит эколого-экономическое развитие мира, дальнейшая жизнь всего человечества.

Слово предоставляется первой исследовательской группе изучившей проблему – Демографического взрыва.

Вопрос к классу. Как вы думаете, какова роль религий мира в процессе демографического взрыва.

Несмотря на остроту демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло?

Ответ нам дадут участники второй исследовательской группы, изучившие вопрос теории демографического перехода и сценария демографического поведения.

Вопрос к классу. На основании услышанного и рис 24 в учебнике, стр. 133 определите, на какой стадии демографического перехода находятся страны: Швеция, Англия, Япония? Объясните почему?

Задание к классу. По учебнику стр. 134-135 назовите позиции, влияющие на рост народонаселения в развивающихся странах?

Вы знаете, что в развитых и развивающихся странах демографическая политика носит разный аспект. В чем ее отличия нам расскажет третья исследовательская группа.

Вопрос к классу. Может ли только демографическая политика решить демографическую проблему.

В нашей стране и области демографическая ситуация тоже достаточно сложная.

Характеристику демографической обстановки в России и области даст четвертая исследовательская группа.

В заключение хочу познакомить вас с результатами анкетирования 11 классов, сравнив их с результатами опроса россиян проведенного ВЦИОМ.

По результатам анкеты видно, что большинство из вас хотели бы родиться в России, а это значит, что и жить вы будете в родной стране, и решать ее проблемы предстоит вам.

Я благодарю вас за отличную подготовку проектов, активную работу на нашей мини конференции.

Оценивание. За защиту проектов учащиеся получают оценку «5», за активность на уроке «4».

Домашнее задание. Устно выполнить задание №7 на стр. 143 учебника. Подготовить письменные отчеты-впечатления о конференции.

Рефлексия. Ваши впечатления о проведенной мини конференции.

План работы над отчетом по итогам конференции.

1. В чем сущность демографической проблемы?

2. Причины и последствия демографического взрыва?

3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?

4. Какая существует закономерность в демографическом поведении?

5. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?

6. Причины демографического кризиса в России и Курганской области?

План работы над отчетом по итогам конференции.

1. В чем сущность демографической проблемы?

2. Причины и последствия демографического взрыва?

3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?

4. Какая существует закономерность в демографическом поведении?

5. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?

6. Причины демографического кризиса в России и Курганской области?

Демографический взрыв: причины и последствия.

Теория демографического перехода. Сценарий демографического поведения.

Демографическая политика.

Демографическая обстановка в России и Курганской области.

Ваши впечатления от урока?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here