Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Каратузского района Красноярского края
тема
«Решение систем линейных уравнений»
в курсе алгебры 8 класса с использованием методики взаимообмена заданиями технологии КУЗ
подготовила учитель
математики
Сизых Галина Дмитриевна
Коллективные учебные занятия
Учитель! Перенеси центр тяжести
с монолога учителя на диалоги.
Парами для диалога могут быть
«учитель-ученик» и «ученик-ученик».
(В.В.Архипова)
1. Исторические этапы организации
процесса обучения
Потребность общества | Организация | |
Индивидуальный способ организации обучения
| Обучать некоторых | Учитель — ученик |
Групповой способ организации обучения | Обучать многих | Учитель — класс |
Коллективный способ организации обучения | Обучать всех | Группа учителей — учебная группа |
2. Сравнительная характеристика групповых и коллективных учебных занятий
Коллективные учебные занятия | |
Для всех учеников одна и та же учебная программа | Для разных учеников в учебной группе разные учебные программы |
Последовательность прохождения программы одна | Последовательности прохождения программы разные |
Ученики изучают, знают один и тот же учебный материал | Ученики изучают, знают различный учебный материал |
Ученики занимаются одним и тем же | Ученики занимаются разным и осваивают разное |
Ученики будут изучать в дальнейшем одно и то же | Ученики будут изучать в дальнейшем разное |
Программа изучается одним и тем же темпом для всех | Программа изучается в соответствии с индивидуальным темпом каждого учащегося |
Ведущим в обучении является монолог учителя | Ведущим в обучении является диалог учащихся |
3. Уровни перехода от групповых занятий к коллективным
-
Тема и время её изучения
-
Раздел и время его изучения
-
Программа четверти и время её изучения
-
Годовая программа и время её изучения
-
Программа учебного предмета и время её изучения
-
Программа всех учебных предметов и общее время их изучения
4. Фазы перехода от групповых занятий к коллективным
Первая фаза — Использование приёмов работы в парах и малых группах
Вторая фаза — организация коллективных занятий по отдельным предметам
Третья фаза — организация коллективных занятий по всем предметам в классе
Четвёртая фаза — организация коллективных учебных занятий в разновозрастных учебных группах
Пятая фаза — организация обучения в школе через разновозрастные учебные группы
5.Цель учебных занятий
-
Вся организация занятий и деятельность каждого ученика должны быть направлены на реализацию его индивидуальной образовательной программы
-
Условием и средством реализации индивидуальных образовательных программ является взаимодействие всех участников учебного процесса
-
Все члены учебной группы должны быть включены в организацию, планирование и проведение своей собственной работы
-
Коллективный труд — сотрудничество и взаимопомощь — не ценность, а средство и условие реализации целей обучения
6. Постулаты обучения
Каждый физически здоровый человек может освоить любой учебный материал
Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или иной учебный материал, а индивидуальными способами и средствами освоения этого материала
Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешными действиями ученика в процессе освоения этого материала
7. Виды учёта и контроля
Виды контроля, осуществляемого учителем | |
Общее табло учёта изученных тем Общее табло учёта сводных групп Табло учёта работы сводной группы Табло выполнения индивидуальных, самостоятельных и контрольных заданий (с оценками) | Контроль выполненных заданий и изученных тем (выборочно) Контроль работы в тетрадях Контроль качества работы в сводных группах Контроль качества работы в парах Фронтальный контроль |
Методики коллективных учебных занятий
Взаимопередача тем
Эта методика предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Её можно использовать при изучении теории, разборе доказательств и аргументации.
Тема — определённый изучаемый материал, к которому подобраны 3 группы задач, упражнений. вопросов. Материал оформлен в текст объёмом 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.
Задачи и вопросы 1 группы просты и относятся только к отдельным абзацам текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.
Задачи и вопросы 2 группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения практических навыков, а также для проверки и самопроверки.
Задачи и вопросы 3 группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.
Ученик готов передать тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробный план, состоящий из заголовков абзацев текста, решил все задачи и ответил на все вопросы 1 и 2 группы.
Взаимообмен заданиями
Методика предназначена для обучения решению стандартных, типовых задач.
Задание представляет собой 2 однотипных упражнения, задачи или вопроса.
Необходимо структурировать изучаемую программу, поделив её на разделы так, чтобы можно было составить задания к каждому разделу с учётом следующих моментов:
-
в каждом разделе количество заданий не более 10 и не менее 6,
-
разные задания из одного раздела состоят из задач разного типа,
-
каждое задание одного раздела можно выполнять независимо от других заданий этого раздела.
Особенности методики:
-
По каждому типу задач хотя бы одну задачу ученик решает самостоятельно.
-
Большинство задач ученику приходится перерешивать, обучая других.
-
Методика позволяет реализовать идеи индивидуального подхода к каждому ребёнку.
-
При организации занятий появляется возможность одновременно ознакомить ученика с определёнными теоретическими понятиями и фактами.
Взаимотренаж
Методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки.
Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.
Методику можно использовать при необходимости упражнять детей в устном счёте, усвоения правописания «словарных» слов, при повторении или закреплении в памяти различных формул, сведений, фактов.
Методика Ривина
В 10-е годы ХХ столетия А.Г.Ривин практиковал своеобразную идею взаимодействия учащихся в парах при организации и проведении учебных занятий. Методика поабзацной проработки текстов стала называться методикой Ривина. Эта методика предназначена для изучения научных, учебных, художественных текстов. В ходе освоения содержания текстов изучающий особым образом составляет подробнейший план содержания текста, который складывается из заглавий абзацев (частей) текста.
Ситуации использования обратной методики Ривина
-
При организации написания сочинений по программным темам.
-
При организации написания рефератов.
-
При изучении программного материала, особенно в тех случаях, когда изучаемая тема неудовлетворительно изложена в учебниках.
Методика доводящих карточек
Доводящие карточки — это набор таких вопросов и заданий, которые доводят ученика до понимания темы.
Вопросы и задания должны быть такими, чтобы ученик мог их выполнять не после того, как он понял изучаемую тему, а ровно наоборот, сам ход выполнения заданий и ответы на вопросы должны приводить к пониманию темы.
Решение систем линейных уравнений
в курсе алгебры 8 класса с использованием методики взаимообмена заданиями.
Карточки — задания (Системы уравнений).
СУ-1
1. Изобрази на координатной прямой: а) [-2;4], (-4;0), (3;∞).
б) Запиши промежуток -2,8 < х < -1 , х > 1 , 5 ≤ х ≤ 11
2. Изобрази на координатной прямой промежуток: а) [-3;3], (0;5), [2;∞).
б) Запиши промежуток 3 < х < 14, 6 < х , -1,2 ≥ х
СУ-2
1. Изобрази на координатной прямой числа, удовлетворяющие неравенству:
а) х≥-2, х<3, б) -1,5≤х≤4, -2<х<1,3.
2.Изобрази на координатной прямой числа, удовлетворяющие неравенству:
а) х≤-5, х>8, б) -5≤х≤-3, 2<х≤6,1.
СУ-3
1. а) Укажи целые числа, принадлежащие промежутку: (-4;3), [0;8], {-5;2].
б) Укажи наибольшее целое число из промежутка: [-12;-9], (-∞;8].
2. Укажи целые числа, принадлежащие промежутку: [-1;1], (-3;3), (-4;9].
б) Укажи наибольшее целое число из промежутка: [-11;17), (-∞;8].
СУ-4
1. На координатной прямой
а) найди пересечение промежутков(1;8) и (5;10), (5;∞) и (7;∞),
б) объединение промежутков [-7;0] и [-3;5], [3;∞) и (8;∞).
2. а) Найди пересечение промежутков [-4;4] и [-6;6], (-∞;10) и (-∞;6).
б) объединение промежутков (-4;1) и (10;12), (-∞;4) и (10;∞).
СУ-5
1. Реши неравенство и изобрази его решения на координатной прямой:
а) х+8>0, 3x>15, -4x<-16, x/6≤2, б) 3y-1>-1+6y/
2. Реши неравенство: а) х-7<0, 12y<1,8, -x≥-1, —y/7<-1, б) 0,2х-2<7-0,8x.
CУ-6
1. Решите неравенство: а) 5(х-1)+7≤1-3(х+2), б)(3х-1):4>2.
2. Решите неравенство: а) 6у-(у+8)-3(2-у)≤2, б) (х+15):3>4.
CУ-7
1. Решите неравенство: а) (3+х):4+(2-х):3<0, б) х-(х-3):5+(2х-1):10≤4.
2. Решите неравенство: а) (4-у):5-5у≥0, б) х-(2х+3):2≤(х-1):4.
СУ-8
1. а) Решите систему неравенств: х>17 17x-2≥12x-1 x>8
x>12 , 3-9x<1-x , x>7
x>12
б) Решите двойное неравенство: -1≤15х+14<44.
2. Решите систему неравенств: а) x>0 2-6y<14 m>9
x<6 , 1<21-5y, m<5
m<1.
б) двойное неравенство -1,2<1-2y<2,4.
Индивидуальное задание 1
1. Изобрази на координатной прямой промежутки: а) (3;7), [12;∞).
2. Изобрази на координатной прямой решения неравенств: а) -1,5 ≤х≤4; б) 2<x≤6,5.
3. Какие из чисел -1,6; -1,5; -1; 0; 3; 5,1; 6,5 принадлежат промежутку [-1,5; 6,5]
4. Укажи наибольшее целое число, принадлежащее промежутку [-12; -9).
5. Используя координатную прямую, найди пересечение и объединение промежутков: а) (-∞;6) и (-∞;9), б) [1;5] и [0; 8].
6. Реши неравенства: а)-х≥-1, б) 2х<17, в) 2x/5≥1.
7. Реши неравенство: 3,2(a—b)-1,2a≤3(a-8).
8. Реши неравенство: (3+х):4+(2-х):5≥0.
9. Реши систему неравенств: х>0
x<8
10. Реши систему неравенств: а) 2х-12>0 б) х/3+x/4<7
3x<9, 1-x/6>0.
Индивидуальное задание 2
1. Является ли решением неравенства 5у>2(у-1)+6 значение у, равное 8; -2; 1,5; 2.
2. Реши неравенство: -у/7<-1.
3. Реши неравенство 6у-(у+8)-3(2-у)≤2.
4. Реши неравенство и покажи на координатной прямой множество его решений: 6а(а-1)-2а(3а-2)<6.
5. Реши неравенство х+4-х/3<2x/3.
6. При каких значениях переменной имеет смысл подкоренное выражение 2х-4?
7.Является ли число 3 решением системы неравенств 6х-1>x
4x-32<3x?
8. Реши систему неравенств 2,5а-0,5(8-а)<a+1,6
!,5(2a-1)-2a<a+2,9.
9.Реши двойное неравенство -3<2x-1<3.
10. Реши двойное неравенство и укажи 3 числа, являющиеся его решениями -2≤(3х-1)/8≤0.
Контрольная работа
1. Реши неравенство: а) х/6<5, б) 1-3х≤0, в) 5(у-1,2)-4,6>3y+1.
2. При каких а значение дроби (7+а)/3 меньше соответствующего значения дроби (12-а)/2?
3.Решите систему неравенств: а) 2х-3>0 б) 3-2х<1
7x+4>0 , 1,6+x<2,9.
4. Найдите целые решения системы неравенств: 6-2х<3(x-1)
6-x/2≥x.
5. При каких значениях х имеет смысл подкоренное выражение 3х-2?
Уважаемые коллеги!
Если вы работаете в школе, техникуме, институте, университете, используя методики коллективных учебных занятий, поделитесь опытом работы, своими рекомендациями и успехами.
Используемая литература:
И. Г. Литвинская «Коллективные учебные занятия»,
М. А. Мкртчян «Общие методики коллективных учебных занятий»,
В.В.Архипова «Коллективная организационная форма учебного процесса»,
Ю. Н. Макарычев «Алгебра. Учебник 8 класса средней школы»,
Тесты. Алгебра 7-9 классы.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Автор и источник заимствования неизвестен