Тема урока: Реки(1)

Класс: 6

УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2011

Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши — реках.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать представление о реке и её частях, особенностях горных и равнинных рек.

Научить определять левые и правые притоки.

Познакомить с крупнейшими реками России, водопадами мира.
Развивающие:

Продолжить развивать умение определять географические координаты, работать с географической картой

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение видеть красоту окружающего мира.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Оборудование:

физическая карта полушарий, России; атласы,

проектор мультимедиа,

картины и фотографии.

Ход урока.

N п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Готовят рабочее место.

2

Мотивационный момент

Предлагает отгадать загадки:

  • Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.

  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.

  • Между гор, между дол
    Бежит белый конь.

Предлагают варианты ответов.

3

4

Актуализация

Освоение нового материала

Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)

Обращается к жизненному опыту учащихся: Мы живём в городе, который находится на берегу реки. Расскажите о нашей Клязьме или другой реке, которую видели.

Попробуем самостоятельно дать определение, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Чем отличались наши определения от научного?


Сегодня мы узнаем ещё несколько важных определений

Демонстрирует карточки с ключевыми словами темы (исток, устье, приток, русло ,речная долина, речная система) и рисунок-схему «Части реки»

.

Продолжаем работать с рисунком:

Что может являться началом реки?

Покажите ещё несколько притоков, истоки которых расположены в горах, в болоте, от родника.

Сколько притоков у нас получилось? Как их будем различать?

Записывают тему урока в тетрадь.

Рассказывают о реках, используя картины и фотографии

Предлагают свои определения

Читают определение в учебнике стр. 87, выделяют ключевые слова в определении

Изображают в тетради по образцу реку, подписывают части реки. Один ученик на доске расставляет карточки на схеме.

Самостоятельно дают определения терминов (устно)

В учебнике находят определения «речная долина» и «речная система»

Дополняют рисунок, один ученик на доске

Выдвигают версии, пока не скажут, что есть правые и левые притоки. В учебнике находят, как их определяют.

5

Первичная проверка понимания

В атласе на физ. карте России находят Волгу (1 ряд), Лену (2 ряд), Амур (3 ряд), определяют их правые и левые притоки.

Работа в парах с картой атласа. Проверка.

6

7

Продолжение изучения нового материала

Закрепление знаний, умений

Показ видеосюжетов о реках горных и равнинных

равнинные реки

горные реки

текут быстро большая скорость долины узкие

наличие водопадов

текут спокойно

небольшая скорость

долины широкие

  1. Работа с координатами

  1. 420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)

  2. 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)

  3. 180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)

  1. По карточкам с ключевыми словами вспомнить понятия

Определяют отличительные черты рек, заполняют схему:1 вар – о горных, 2 вар. – о равнинных реках.

Проверяют правильность выполнения работы, дополняют схему

Работа с атласами на определение координат, проверка, показ

Работа с понятиями

8

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 30, п. 1,2,4,5.

  2. Найти в справочной литературе список крупнейших рек мира и уметь показать их на карте.

  3. Подготовить литературный материал по теме урока.

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

9

Подведение итогов. Рефлексия

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я узнал, что такое …

  2. Я могу …

  3. Я научился …

Выполняют работу

Приложение 1.

Установите соответствие

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Ответы: 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

Конкурс знатоков:

а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) — Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
— Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
— Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
— Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
— Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)

— Какая река Западной Сибири носит название посуды?
(Таз)

Приложение 2.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here