Сафонова Елена Васильевна,
учитель географии 1 квалификационной категории
МОУ Рождественская СОШ
-
предмет — география;
-
класс — 6;
-
тип урока – урок изучения нового материала;
-
особенности данного урока:
данный урок является четвёртым по теме «Литосфера». До этого дети изучили строение Земли и литосферы; горные породы и минералы,слагающие литосферу и их использование человеком; виды движения земной коры; землетрясения. На данном уроке продолжалось формирование знаний о внутренних процессах, изменяющих поверхность Земли – вулканизм.
В ходе урока развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации.
-
тема урока: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».
-
цели урока: Слайд № 1
-
дать представление о вулканах, их строении, выявить географию их размещения
-
выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников, их виды и особенности
-
познакомить обучающихся с новыми понятиями и терминами
-
рассмотреть практическое значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах.
-
планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):
-
иметь представление о строении, типах и географии размещения районов вулканизма на карте мира
-
давать характеристику г.п. вулкана по географической карте
-
развивать умения работать с учебными текстами;
-
-
оборудование: физическая карта полушарий и России, картины и книги о вулканах и гейзерах (презентация)
Ход урока
1.Организационный момент.
Мотивация
В географии немало курьезных случаев. Вот один из них: В Средиземном море в 1854 году началось некое явление природы, а результате которого образовался небольшой остров. Три страны: Италия, Греция, Испания стали претендовать на вновь образовавшуюся территорию. Каждая из стран желала получить дополнительной участок суши. Возник спор, ни одна их стран не хотела уступить своим соседям. В результате пока длился спор начались некие события и остров ушел под воду. О каком явлении природы идет речь?
Итак, темой нашего разговора будет «Вулканы, горячие источники, гейзеры».
На сегодняшнем уроке мы должны:
-
усвоить представление о вулканах, их строении, выявить географию их размещения
-
выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников, их виды и особенности
-
познакомить с новыми понятиями и терминами
-
рассмотреть практическое значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах.
1 блок «Строение вулкана»
СТР. 86 рис. 59 определить составные части вулкана
-
Вулкан — конусовидная гора
-
Очаг магмы – место скопления магмы
-
Жерло — узкий канал, по которому поднимается магма
-
Кратер- углубление на вершине горы
2 блок «Извержение вулкана»
Продукты извержения:
Пепел
Лава
Вулканические бомбы
Горные породы: обсидиан, вулканический туф, пемза
Определить из предложенных образцов г.п. вулканического происхождения. Описать и доказать
3 блок «Типы вулканов»
Заполнить схему «Типы вулканов»
Вулканы |
| |
|
|
|
Действующие | Потухшие | Уснувшие |
вулканы, извергавшиеся на памяти человечества
| не извергавшиеся на памяти человечества | те, которые потухли, вдруг начинают действовать |
вулкан Мауна — Лоа вулкан Килауэа Гавайские о-ва Слайд № 5 | вулкан Килиманджаро гора Эльбрус гора Казбек Слайд № 6 | Крым, Забайкалье
Слайд № 7
|
4 блок Распространение вулканов
Причины образования вулканов — движения литосферных плит
Сравните рис58 и рис.50 сделайте вывод о причинах и районах размещения вулканов
Тихоокеанское огненное кольцо – 80% вулканов Земли
( Камчатка, Япония, Индонезия, Юж. и Сев . Америка)
5 блок « Гейзеры и горячие источники»
Частыми спутниками вулканов являются фонтанирующие горячие источники – гейзеры ( сообщение обучающегося)
Как действуют гейзеры
Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.
Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.
Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Бывают горячие источники, похожие на лужи, в которых вода кипит пузырями..
Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в одном из районов Тибета на высоте 4700 м, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.
Долина гейзеров на Камчатке.
Здесь известно около 20 крупных гейзеров, не считая мелких выплескивающих воду вверх всего на несколько сантиметров. Почва около них теплая, а иногда и горячая. Самый большой камчатский гейзер Великан, выбрасывающий фонтан высотой в несколько десятков метров
6 блок Практическая работа Характеристика Г.П. вулкана
На каком материке и в какой его части | Географические координаты | Абсолютная высота | Действующий или потухший | |
Ключевская сопка | На востоке Евразии |
|
| действующий |
Килиманджаро | На востоке Африки |
|
| потухший |
Везувий | На юго- западе Евразии |
|
| действующий |
7 блок Значение вулканов
отрицательное | |
|
|
Рефлексия
Синквейн
тема – Вулкан
2 прилагательных (какой)
3 глагола (что делает?)
Фраза, расширяющая смысл, что такое вулкан
Слово- синоним
Д.З. опорный конспект интересные факты о вулканах
Опорный конспект урока по теме__________________________
1. Строение вулкана
определение | |
вулкан |
|
очаг магмы |
|
жерло |
|
конус |
|
кратер |
|
2. Продукты извержения:
3. Заполнить схему «Типы вулканов» (по времени извержения)
Вулканы |
| |
|
|
|
|
|
|
4. Главная причина возникновения вулканов —
5. Практическая работа «Характеристика Г.П. вулкана»
На каком материке и в какой его части | Географические координаты | Абсолютная высота | Действующий или потухший | |
Ключевская сопка |
|
|
|
|
Килиманджаро |
|
|
|
|
Везувий |
|
|
|
|
6. Значение вулканов
отрицательное | |
|
|
Синквейн — пятистишье
тема – Вулкан
2 прилагательных (какой)
3 глагола (что делает?)
Фраза, расширяющая смысл, что такое вулкан
Слово- синоним
Домашнее задание
1.Составить рассказ на основе опорного конспекта
2. Найти интересные факты о вулканах Земли