Сафонова Елена Васильевна,

учитель географии 1 квалификационной категории

МОУ Рождественская СОШ

    • предмет — география;

    • класс — 6;

    • тип урока – урок изучения нового материала;

    • особенности данного урока:

данный урок является четвёртым по теме «Литосфера». До этого дети изучили строение Земли и литосферы; горные породы и минералы,слагающие литосферу и их использование человеком; виды движения земной коры; землетрясения. На данном уроке продолжалось формирование знаний о внутренних процессах, изменяющих поверхность Земли – вулканизм.

В ходе урока развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации.

    • тема урока: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».

    • цели урока: Слайд № 1

  • дать представление о вулканах, их строении, выявить географию их размещения

  • выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников, их виды и особенности

  • познакомить обучающихся с новыми понятиями и терминами

  • рассмотреть практическое значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах.

    • планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

      • иметь представление о строении, типах и географии размещения районов вулканизма на карте мира

      • давать характеристику г.п. вулкана по географической карте

      • развивать умения работать с учебными текстами;

    • оборудование: физическая карта полушарий и России, картины и книги о вулканах и гейзерах (презентация)

Ход урока

1.Организационный момент.

Мотивация

В географии немало курьезных случаев. Вот один из них: В Средиземном море в 1854 году началось некое явление природы, а результате которого образовался небольшой остров. Три страны: Италия, Греция, Испания стали претендовать на вновь образовавшуюся территорию. Каждая из стран желала получить дополнительной участок суши. Возник спор, ни одна их стран не хотела уступить своим соседям. В результате пока длился спор начались некие события и остров ушел под воду. О каком явлении природы идет речь?

Итак, темой нашего разговора будет «Вулканы, горячие источники, гейзеры».

На сегодняшнем уроке мы должны:

  • усвоить представление о вулканах, их строении, выявить географию их размещения

  • выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников, их виды и особенности

  • познакомить с новыми понятиями и терминами

  • рассмотреть практическое значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах.

1 блок «Строение вулкана»

СТР. 86 рис. 59 определить составные части вулкана

  • Вулкан — конусовидная гора

  • Очаг магмы – место скопления магмы

  • Жерло — узкий канал, по которому поднимается магма

  • Кратер- углубление на вершине горы

2 блок «Извержение вулкана»

Продукты извержения:

Пепел

Лава

Вулканические бомбы

Горные породы: обсидиан, вулканический туф, пемза

Определить из предложенных образцов г.п. вулканического происхождения. Описать и доказать

3 блок «Типы вулканов»

Заполнить схему «Типы вулканов»

Вулканы

Действующие

Потухшие

Уснувшие

вулканы,

извергавшиеся

на памяти

человечества

не извергавшиеся

на памяти

человечества

те, которые

потухли,

вдруг начинают

действовать

вулкан Мауна — Лоа

вулкан Килауэа

Гавайские о-ва

Слайд № 5

вулкан Килиманджаро

гора Эльбрус

гора Казбек

Слайд № 6

Крым,

Забайкалье

Слайд № 7

4 блок Распространение вулканов

Причины образования вулканов — движения литосферных плит

Сравните рис58 и рис.50 сделайте вывод о причинах и районах размещения вулканов

Тихоокеанское огненное кольцо – 80% вулканов Земли

( Камчатка, Япония, Индонезия, Юж. и Сев . Америка)

5 блок « Гейзеры и горячие источники»

Частыми спутниками вулканов являются фонтанирующие горячие источники – гейзеры ( сообщение обучающегося)

Как действуют гейзеры

Гейзерыэто периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Бывают горячие источники, похожие на лужи, в которых вода кипит пузырями..

Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в одном из районов Тибета на высоте 4700 м, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

Долина гейзеров на Камчатке.

Здесь известно около 20 крупных гейзеров, не считая мелких выплескивающих воду вверх всего на несколько сантиметров. Почва около них теплая, а иногда и горячая. Самый большой камчатский гейзер Великан, выбрасывающий фонтан высотой в несколько десятков метров

6 блок Практическая работа Характеристика Г.П. вулкана

название

На каком материке и в какой его части

Географические координаты

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевская сопка

На востоке Евразии

действующий

Килиманджаро

На востоке Африки

потухший

Везувий

На юго- западе Евразии

действующий

7 блок Значение вулканов

положительное

отрицательное

  • Вулканический пепел- плодородный слой

  • Гейзеры- используют для отопления жилых домов, теплиц и т.д.

  • Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб .

  • Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли.

  • Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением.

  • Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота.

  • Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта.

Рефлексия

Синквейн

тема – Вулкан

2 прилагательных (какой)

3 глагола (что делает?)

Фраза, расширяющая смысл, что такое вулкан

Слово- синоним

Д.З. опорный конспект интересные факты о вулканах

Опорный конспект урока по теме__________________________

1. Строение вулкана

Составные части

определение

вулкан

очаг магмы

жерло

конус

кратер

2. Продукты извержения:

3. Заполнить схему «Типы вулканов» (по времени извержения)

Вулканы

4. Главная причина возникновения вулканов —

5. Практическая работа «Характеристика Г.П. вулкана»

название

На каком материке и в какой его части

Географические координаты

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевская сопка

Килиманджаро

Везувий

6. Значение вулканов

положительное

отрицательное

Синквейн — пятистишье

тема – Вулкан

2 прилагательных (какой)

3 глагола (что делает?)

Фраза, расширяющая смысл, что такое вулкан

Слово- синоним

Домашнее задание

1.Составить рассказ на основе опорного конспекта

2. Найти интересные факты о вулканах Земли

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here