Антарктида 7 класс
«Антарктида: 1 часть»
Цели:
Обучающая: Познакомить с историей открытия южного полюса и освоения материка, с особенностями географического положения, особенностями компонентов природы Антарктиды.
Развивающая: Развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний.
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация в формате Smart Board, дополнительный информационный материал для учащихся.
Задание на дом: §48, заполнить к/к (слайд 2)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
— Мы продолжаем изучение нового материка – Антарктиды, о котором Ричард Берд сказал: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов” (слайд 1). (Записывание домашнего задания и темы урока в тетрадях).
— Также мне хочется привести цитату из одной старой песни:
Хочу сказать тебе, мой друг,
Ты только не таи обиду.
Хороших много мест вокруг,
Зачем ты едешь в Антарктиду?
— На протяжении двух уроков мы с вами ответим на вопрос из песни: “Зачем люди едут в Антарктиду?”. А, чтобы попасть на данный материк нам нужно взять с собой вещи первой необходимости.
На столе учителя лежат: тёплая одежда, очки, верёвка, компас, вертолет, зонтик, резиновые сапоги, машина. Учащимся нужно выбрать предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, при этом ученик объясняет свой выбор.
Таким образом:
1. Антарктида – самый холодный материк, самые низкие средние годовые температуры.
2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра.
3. Самый снежный материк.
4. В Антарктиде самое высокое альбедо.
— О чём же мы будем говорить, изучая новый материк?
открывается постепенно на 3 слайде План урока:
1) История открытия южного полюса.
2) ГП Антарктиды.
3) Ледовый покров.
4) Современные исследования Антарктиды.
5) Подлёдный рельеф.
6) Подведение итогов.
2. Изучение нового материала.
1) История открытия южного полюса.
— Прежде чем мы познакомимся с открытием южного полюса, давайте вспомним, кем и когда была открыта Антарктида (слайд 4).
Учащийся выполняет задание на интерактивной доске. В это время остальные учащиеся вспоминают, что они знают о российской экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.
— Много людей стремилось покорить Южный полюс. Мы с вами попытаемся разобраться с этим историческим моментом. (Разыгрывается мини – сценка. Представление участников)
Выходят два ученика, между которыми происходит диалог от имени Р. Амундсена и Р. Скотта.
Амундсен Руаль — норвежец (14 декабря 1911 г.)
— Здравствуй Роберт.
— Да, есть такая мысль в моей голове.
— Я на южный! А ты?
— Да что тут спорить. Я конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.
— Ну что ты у меня таких средств нет.
Скотт Роберт – англичанин (18 января 1912 г.)
— Здравствуй Руаль.
— Я слышал, ты собираешься покорять полюс.
— Я тоже собрался. А ты на какой?
— И я! Давай заключим пари кто быстрее!!!
— Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил пони и лошадей, моторные сани! Бери пример с меня!
— Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.
— Ребята, как вы думаете, кто из них первый добрался до ЮП? (ответы учащихся)
— Что послужило роковой ошибкой? (снаряжение, средства передвижения) (слайд 5)
Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего несколько километров (17 км) до базы, где были продукты и топливо. В ноябре 1912 г. Спасательный отряд нашёл палатку, а в ней замёршие тела.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Памяти капитана Скотта»
Квадратный айсберг. Чёрная вода.
И в чёрных фраках белые пингвины.
Угрюмый бастион сверкающего льда.
И к смерти уводящие равнины.
И чудятся мне мачты кораблей,
Охваченных предерзостной надеждой –
Пробиться сквозь тиски сверкающих полей
К земле, сокрытой панцирной одеждой,
Мерещится костлявая рука,
Застывшая над стойким и суровым,
Последним, ею не рождённым словом
Последней записи скупого дневника.
Земля и люди, 1962 г.
2) Географическое положение Антарктиды (слайд 6)
— Теперь, когда мы познакомились с историей открытия Антарктиды и ЮП, обратимся к ГП материка. Используя план на странице 311, опишите ГП Антарктиды.
Учащиеся отвечают на вопросы, а учитель затем подводит итог (открывается слайд 7):
1. Материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга, вокруг Южного полюса. Находится в западном, восточном и южном полушариях.
2. Крайние точки:
Северная – Антарктический полуостров -630 ю.ш. 580 з.д.
Южный полюс – 900 ю.ш.
Южный магнитный полюс – 650 ю.ш. 1390 в.д.
3. Находится в антарктическом климатическом поясе.
4. Омывается водами 3 океанов: Атлантического, Индийского и Тихого – вместе образуют Южный океан.
Морями: Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена, Дейвиса, Лазарева.
5. От других материков Антарктида отделена огромными океаническими пространствами, но ближе всего расположена Южная Америка, отделённая от Антарктиды самым широким проливом мира — проливом Дрейка.
(работа с контурными картами, работает один ученик или по цепочки рядами с использованием интерактивной доски, слайд 8)
Разминка.
— Встаньте у парты. Представьте, что вы являетесь покорителями ЮП. Повернитесь вокруг себя.
— Что вы сейчас совершили? (путешествие вокруг света)
6. Площадь материка -14 млн км2 (почти вдвое больше Австралии и примерно равна Южной Америке) – 5 место среди материков.
7. Население – 0.
8. Длина береговой линии -30 тыс.км, берега континента являются недоступными и непостоянными, так как имеют крутые склоны и постоянно находятся в движении. (просмотр видеофрагмента)(на слайде 7 значок видеофрагмента)
3) Ледовый покров (сообщение учащегося, слайд 9)
Сколько льда в Антарктиде? Что находится под мощным ледниковым покровом? Еще 40 — 45 лет назад на эти вопросы нельзя было уверенно ответить. Теперь ученые установили, что в основе большей части материка — в ее восточной половине — лежит Антарктическая платформа. Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков. В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.
Выделяют несколько видов льда:
А) материковый
Б) шельфовые
В) паковые
Учёные, изучающие лёд – гляциологи.
Строение льда берега:
— фирн – поверхностная часть ледника,
уплотненная снежная крупа.
— глетчер – само ледниковое тело.
По подсчетам ученых полное таяние Антарктического ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров!
Под воздействием своей силы тяжести антарктический лед растекается из нескольких центров к периферии покрова. В разных частях это движение идет с разной скоростью. В центре Антарктиды, как и в Гренландии, лед движется медленно, у ледникового края его скорость возрастает до многих десятков и сотен метров в год. И здесь быстрее всего движутся ледяные потоки, разгружающиеся в открытый океан. Их скорости нередко достигают километра в год, а ледник Пайн-Айленд “делает” несколько километров в год. Такие вот ледяные потоки, достигающие океан образуют айсберги.
После выступления учащегося показываются слайды 10-15
4) Современные исследования Антарктиды
(использование раздаточного материала)
— Начало современному исследованию «шестого континента» было положено в 1957—1958 гг. в связи с проведением Международного Геофизического Года (МГГ), когда 12 государств мира, но учёных было из 60 государств (будущие участники Договора об Антарктике) решили совместно изучать материк и обмениваться научными открытиями. Здесь же в 1959 году был принят «Договор об Антарктиде», который регулирует правовой режим материка (дети читают по цепочки).
Так, в статье 1 Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия.
Статья V, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов.
— Почему? (так как лёд течёт и все вещества попадут в океан).
Статья II провозглашает свободу научных исследований в Антарктике, что позволяет любой стране организовать здесь научные станции и вести наблюдения. Так, например, советские научные станции располагаются в секторе от 70 до 105° в. д. Для решения различных вопросов страны — участницы Договора собираются на Консультативные совещания.
Статья VII – проведение инспекции по жизнедеятельности станций.
Вывод: Антарктида используется только в мирных целях.
Большой вклад в изучение Антарктиды внесли советские экспедиции (слайд 16,17).
— Первую советскую антарктическую экспедицию (САЭ) возглавил Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов, и 13 февраля 1956 г. вступила в строй первая советская научная станция Мирный, расположенная точно на Южном полярном круге. Сейчас это один из наиболее крупных антарктических поселков, а начинался он с деревянных щитовых домов. Всего в Мирном было построено 18 зданий. Жилые дома образовали улицу, которую мы назвали улицей Ленина.
2 апреля из Мирного в глубь ледяного континента вышел первый санно-тракторный поезд. Спустя почти месяц, пройдя всего 375 км, была основана первая внутриконтинентальная станция Пионерская на высоте 2200 м над уровнем моря.
Главной базой российских антарктических экспедиций является станция Молодежная (основана в 1962 г.). Здесь находится аэрометеорологический центр Антарктиды. Это один из наиболее крупных научных городков, в котором насчитывается несколько десятков домов, мощная дизельная электростанция, а на ЭВМ в специальном вычислительном центре обрабатываются данные научных наблюдений, поступающие на Молодежную со всех российских антарктических станций. Именно на Молодежной с учетом опыта Мирного стали строить первые дома на сваях.
Наиболее крупным зарубежным поселком является американская станция Мак-Мердо.
Антарктида не принадлежит ни одному государству. На материке нет постоянного населения. Из-за суровых природных условий исследователи обычно работают не больше одного года.
5) Подледный рельеф
Антарктида, как и другие южные материки, была частью Гондваны (слайд 18). Современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка (работа у интерактивной доски учащегося, слайд 19).
Восточная Антарктида сложена древней платформой, а ее окраинная Западная часть лежит в пределах кайнозойской складчатости. Около 1/3 его поверхности лежит ниже уровня океана.
В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы (слайд 20). В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы — продолжение Анд Южной Америки — Антарктические Анды. Здесь расположена высшая точка — массив Винсон (5140 м). Глубочайшая впадина — 2555 м. На островах в море Росса есть действующий вулкан — Эребус — свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.
В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000—4000 м. Они сложены древнейшими отложениями, похожими на породы других материков, входивших в состав древнего материка. На отдельных участках наиболее высокие вершины поднимаются над поверхностью ледника, образуя нунатаки (слайд 21).
5. Итог урока.
Экспедиция в Антарктиду — это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний и даже собственной жизни. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XX в. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820 г. С той поры прошло 189 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе или приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил (слайд 22).
(Оценивание учащихся)