Антарктида 7 класс

«Антарктида: 1 часть»

Цели:

Обучающая: Познакомить с историей открытия южного полюса и освоения материка, с особенностями географического положения, особенностями компонентов природы Антарктиды.

Развивающая: Развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний.

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация в формате Smart Board, дополнительный информационный материал для учащихся.

Задание на дом: §48, заполнить к/к (слайд 2)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

— Мы продолжаем изучение нового материка – Антарктиды, о котором Ричард Берд сказал: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов” (слайд 1). (Записывание домашнего задания и темы урока в тетрадях).

— Также мне хочется привести цитату из одной старой песни:

Хочу сказать тебе, мой друг,

Ты только не таи обиду.

Хороших много мест вокруг,

Зачем ты едешь в Антарктиду?

— На протяжении двух уроков мы с вами ответим на вопрос из песни: “Зачем люди едут в Антарктиду?”. А, чтобы попасть на данный материк нам нужно взять с собой вещи первой необходимости.

На столе учителя лежат: тёплая одежда, очки, верёвка, компас, вертолет, зонтик, резиновые сапоги, машина. Учащимся нужно выбрать предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, при этом ученик объясняет свой выбор.

Таким образом:

1. Антарктида – самый холодный материк, самые низкие средние годовые температуры.

2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра.

3. Самый снежный материк.

4. В Антарктиде самое высокое альбедо.

— О чём же мы будем говорить, изучая новый материк?

открывается постепенно на 3 слайде План урока:

1) История открытия южного полюса.

2) ГП Антарктиды.

3) Ледовый покров.

4) Современные исследования Антарктиды.

5) Подлёдный рельеф.

6) Подведение итогов.

2. Изучение нового материала.

1) История открытия южного полюса.

— Прежде чем мы познакомимся с открытием южного полюса, давайте вспомним, кем и когда была открыта Антарктида (слайд 4).

Учащийся выполняет задание на интерактивной доске. В это время остальные учащиеся вспоминают, что они знают о российской экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

— Много людей стремилось покорить Южный полюс. Мы с вами попытаемся разобраться с этим историческим моментом. (Разыгрывается мини – сценка. Представление участников)

Выходят два ученика, между которыми происходит диалог от имени Р. Амундсена и Р. Скотта.

Амундсен Руаль — норвежец (14 декабря 1911 г.)

— Здравствуй Роберт.

— Да, есть такая мысль в моей голове.

— Я на южный! А ты?

— Да что тут спорить. Я конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.

— Ну что ты у меня таких средств нет.

Скотт Роберт – англичанин (18 января 1912 г.)

— Здравствуй Руаль.

— Я слышал, ты собираешься покорять полюс.

— Я тоже собрался. А ты на какой?

— И я! Давай заключим пари кто быстрее!!!

— Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил пони и лошадей, моторные сани! Бери пример с меня!

— Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.

— Ребята, как вы думаете, кто из них первый добрался до ЮП? (ответы учащихся)

— Что послужило роковой ошибкой? (снаряжение, средства передвижения) (слайд 5)

Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего несколько километров (17 км) до базы, где были продукты и топливо. В ноябре 1912 г. Спасательный отряд нашёл палатку, а в ней замёршие тела.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Памяти капитана Скотта»

Квадратный айсберг. Чёрная вода.

И в чёрных фраках белые пингвины.

Угрюмый бастион сверкающего льда.

И к смерти уводящие равнины.

И чудятся мне мачты кораблей,

Охваченных предерзостной надеждой –

Пробиться сквозь тиски сверкающих полей

К земле, сокрытой панцирной одеждой,

Мерещится костлявая рука,

Застывшая над стойким и суровым,

Последним, ею не рождённым словом

Последней записи скупого дневника.

Земля и люди, 1962 г.

2) Географическое положение Антарктиды (слайд 6)

— Теперь, когда мы познакомились с историей открытия Антарктиды и ЮП, обратимся к ГП материка. Используя план на странице 311, опишите ГП Антарктиды.

Учащиеся отвечают на вопросы, а учитель затем подводит итог (открывается слайд 7):

1. Материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга, вокруг Южного полюса. Находится в западном, восточном и южном полушариях.

2. Крайние точки:

Северная – Антарктический полуостров -630 ю.ш. 580 з.д.

Южный полюс – 900 ю.ш.

Южный магнитный полюс – 650 ю.ш. 1390 в.д.

3. Находится в антарктическом климатическом поясе.

4. Омывается водами 3 океанов: Атлантического, Индийского и Тихого – вместе образуют Южный океан.

Морями: Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена, Дейвиса, Лазарева.

5. От других материков Антарктида отделена огромными океаническими пространствами, но ближе всего расположена Южная Америка, отделённая от Антарктиды самым широким проливом мира — проливом Дрейка.

(работа с контурными картами, работает один ученик или по цепочки рядами с использованием интерактивной доски, слайд 8)

Разминка.

— Встаньте у парты. Представьте, что вы являетесь покорителями ЮП. Повернитесь вокруг себя.

— Что вы сейчас совершили? (путешествие вокруг света)

6. Площадь материка -14 млн км2 (почти вдвое больше Австралии и примерно равна Южной Америке) – 5 место среди материков.

7. Население – 0.

8. Длина береговой линии -30 тыс.км, берега континента являются недоступными и непостоянными, так как имеют крутые склоны и постоянно находятся в движении. (просмотр видеофрагмента)(на слайде 7 значок видеофрагмента)

3) Ледовый покров (сообщение учащегося, слайд 9)

Сколько льда в Антарктиде? Что находится под мощным ледниковым покровом? Еще 40 — 45 лет назад на эти вопросы нельзя было уверенно ответить. Теперь ученые установили, что в основе большей части материка — в ее восточной половине — лежит Антарктическая платформа. Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков. В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.

Выделяют несколько видов льда:

А) материковый

Б) шельфовые

В) паковые

Учёные, изучающие лёд – гляциологи.

Строение льда берега:

фирн – поверхностная часть ледника,

уплотненная снежная крупа.

глетчер – само ледниковое тело.

По подсчетам ученых полное таяние Антарктического ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров!

Под воздействием своей силы тяжести антарктический лед растекается из нескольких центров к периферии покрова. В разных частях это движение идет с разной скоростью. В центре Антарктиды, как и в Гренландии, лед движется медленно, у ледникового края его скорость возрастает до многих десятков и сотен метров в год. И здесь быстрее всего движутся ледяные потоки, разгружающиеся в открытый океан. Их скорости нередко достигают километра в год, а ледник Пайн-Айленд “делает” несколько километров в год. Такие вот ледяные потоки, достигающие океан образуют айсберги.

После выступления учащегося показываются слайды 10-15

4) Современные исследования Антарктиды

(использование раздаточного материала)

— Начало современному исследованию «шестого континента» бы­ло положено в 1957—1958 гг. в связи с проведением Междуна­родного Геофизического Года (МГГ), когда 12 государств мира, но учёных было из 60 государств (будущие участники Договора об Антарктике) решили совместно изучать материк и обмениваться научными открытиями. Здесь же в 1959 году был принят «Договор об Антарктиде», который регулирует правовой режим материка (дети читают по цепочки).

Так, в статье 1 Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строи­тельство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия.

Статья V, включенная по инициативе Со­ветского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов.

— Почему? (так как лёд течёт и все вещества попадут в океан).

Статья II провозглашает сво­боду научных исследований в Антарктике, что позволяет любой стране организовать здесь научные станции и вести наблюдения. Так, например, советские научные станции располагаются в секто­ре от 70 до 105° в. д. Для решения различных вопросов страны — участницы Договора собираются на Консультативные совещания.

Статья VII – проведение инспекции по жизнедеятельности станций.

Вывод: Антарктида используется только в мирных целях.

Большой вклад в изучение Антарктиды внесли советские экспедиции (слайд 16,17).

— Первую советскую антарктическую экспедицию (САЭ) возгла­вил Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов, и 13 февраля 1956 г. вступила в строй первая советская научная станция Мирный, расположенная точно на Южном полярном кру­ге. Сейчас это один из наиболее крупных антарктических посел­ков, а начинался он с деревянных щитовых домов. Всего в Мирном было построено 18 зданий. Жилые дома об­разовали улицу, которую мы назвали улицей Ленина.

2 апреля из Мирного в глубь ледяного континента вышел пер­вый санно-тракторный поезд. Спустя почти месяц, пройдя всего 375 км, была основана первая внутриконтинентальная станция Пионерская на высоте 2200 м над уровнем моря.

Главной базой российских антарктических экспедиций является станция Молодежная (основана в 1962 г.). Здесь находится аэрометеорологический центр Антарктиды. Это один из наиболее крупных научных городков, в котором насчитывается несколько десятков домов, мощная дизельная элект­ростанция, а на ЭВМ в специальном вычислительном центре об­рабатываются данные научных наблюдений, поступающие на Мо­лодежную со всех российских антарктических станций. Именно на Молодежной с учетом опыта Мирного стали строить первые дома на сваях.

Наиболее крупным зарубежным поселком является американ­ская станция Мак-Мердо.

Антарктида не принадлежит ни одному государству. На материке нет постоянного населения. Из-за суровых природных условий исследователи обычно работают не больше одного года.

5) Подледный рельеф

Антарктида, как и другие южные материки, была частью Гондваны (слайд 18). Современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка (работа у интерактивной доски учащегося, слайд 19).

Восточная Антарктида сложена древней платформой, а ее окраинная Западная часть лежит в пределах кайнозойской складчатости. Около 1/3 его поверхности лежит ниже уровня океана.

В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы (слайд 20). В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы — продолжение Анд Южной Америки — Антарктические Анды. Здесь расположена высшая точка — массив Винсон (5140 м). Глубочайшая впадина — 2555 м. На островах в море Росса есть действующий вулканЭребус — свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000—4000 м. Они сложены древнейшими отложениями, похожими на породы других материков, входивших в состав древнего материка. На отдельных участках наиболее высокие вершины поднимаются над поверхностью ледника, образуя нунатаки (слайд 21).

5. Итог урока.

Экспедиция в Антарктиду — это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний и даже собственной жизни. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XX в. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820 г. С той поры прошло 189 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе или приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил (слайд 22).

(Оценивание учащихся)

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here