Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 1»

г. Железногоск Курской области

Конспект урока русского языка

во 2 классе по теме:

«Слова с удвоенными согласными»

УМК «Школа России»

Авторы учебника – В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Подготовила учитель

начальных классов

Скокова Ольга Петровна

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России

Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные:

• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Оборудование:

  • презентация к уроку

  • ноутбук

  • телевизор

  • карточки для оценивания учебной деятельности.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Прочитайте девиз урока.

«Грамоте учиться, всегда пригодится» (Слайд 2)

 Как вы его понимаете?

– Грамота это знания.

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

Трудиться, работать самому.

 Зачем нужны знания?

– Чтобы быть умным, образованным.

(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)

— Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Минутка чистописания.

Урок русского языка начнём с минутки чистописания. ( слайд 3)

На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп

— Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

— Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

— Как они записаны? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

— Проверьте с образцом.

бб жж кк лл мм нн пп СС (слайд 4)

— Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)

— Встаньте, кто выполнил как в образце?

— Молодцы!

— Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

4. Актуализация знаний.

На доске буквы ОФРМГАРМАО
— Ребята составьте слово из этих букв.
Орфограмма (слайд 5)
— Что такое орфограмма? 
— Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.

— Какие виды орфограмм вы знаете?

-Какая орфограмма называются проверяемой?

— Какая орфограмма называются непроверяемой?
— Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке русского языка?
— Познакомимся с новой орфограммой

5. Самоопределение к деятельности

— Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует?

— Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко»
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….— класс (слайд 5)


Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп) (слайд 5)

Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. ллея) (слайд 5)
— Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное? 

В них есть удвоенные буквы согласных.
Так какая орфограмма нас интересует?
— Удвоенные согласные.
— Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке.
— Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

— Кто может сформулировать тему урока?

«Слова с удвоенной согласной» (Слайд 6)
— Где мы можем проверить?

— Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

— Откройте учебник на стр. 117.

6. Постановка цели и задач урока. (слайд 7)

— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова (слайд 6)

  • Познакомиться…со словами с удвоенной согласной

  • Научиться…правильно, писать эти слова

  • Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной

Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

7. Физминутка для глаз (слайд 8 -11)

8. Изучение новой темы.

В русском языке много слов с удвоенной согласной. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

— Упр. 188

— Прочитайте слова.

— Что такое лексическое значение?

— Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?

— Назовите их.

— Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем?

— Посмотреть в толком словаре.

— Хотите узнать, что обозначают эти слова?

— По лексическому значению определите, какое это слово и запишите его.

— Сели правильно, покажите, как держите ручку.

— На следующей строке запишите упражнение 188.

Аппетит – желание есть. (слайд 12)

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья. (слайд 13)

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью. (слайд 14)

Доллар – денежная единица США. (слайд 15)

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат. (слайд 16)

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм. (слайд 17)

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции. (слайд 18)

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. (слайд 19)

Ссора – состояние взаимной вражды. (слайд 20)

Тонна – единица массы равна 1000 кг (слайд 21)

— Какое слово из упражнения мы еще не записали?

— В нашем учебнике есть толковый словарь, давайте обратимся туда.

— Откройте стр. 140. Найдите это слово, прочитайте, как оно трактуется.

— Запишите его.

— Посмотрите если в толковом словаре другие слова с удвоенной согласной. (экспресс, теннис) (слайд 22)

— Как записали слова? (в алфавитном порядке)

— Попробуем выяснить, когда в словах пишется удвоенная согласная?

— Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)

— Закройте одну букву, произнесите слово.

— Как теперь произносится звук?

— Сделаем вывод.

— Так, когда в слове пишется две согласных?

Вывод:

На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.

9. Подвижная физминутка

10. Работа со словарем

— А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

— Прочитайте правило на стр. 117.

-Итак, как поступать со словами?

— Значит, это орфограмма, какая?

— Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

— Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

— Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

— Класс, Россия, русский, суббота.

— С каким из этих слов мы не знакомы?

— Суббота. ( Слайд 24)

— Выпишите это слово.

— Кто знает лексическое значение слова?

Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.

— Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?

— Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.

— Позовите домой слово суббота. Поставьте ударение. Какой слог ударный?

— Составим транскрипцию слова

_

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

— Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

— Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

— Молодцы. Вы были очень внимательны.

— Иногда бывает так, что слово на строчку не вмещается, и мы должны правильно разделить его для переноса.

— Какие правила переноса вы знаете?

— Кто забыл, можете повторить на стр. 71 упр. 107

— Молодцы.

— Как же мы можем перенести слово суббота?

— суб-бота суббо-та (слайд 24)

— Запишите, разделяя слово горизонтальной чертой.

— Так сколько способом переноса в этом слове?

— Давайте обратимся к упр. 188

— Найдите слова, которые нельзя перенести. Почему?

— Как перенесете слово перрон, вожжи, касса.

— Найдите слова, которые можно перенести по-разному.

— Аппетит, килограмм, профессия

-Давайте поупражняемся

— Что сначала мы должны сделать? (разделить слово на слоги)

-Сколько слогов в слове аппетит. (3)

— Как можно перенести его

Ап-петит аппе-тит

Ки-лограмм кило-грамм

Про-фессия профес-сия

— Молодцы.

— Так как перенести слова с удвоенной согласной.

Вывод:

При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.

12. Домашнее задание.

— Дома вы потренируетесь в переносе слов с удвоенной согласной и постараетесь запомнить новые слова с этой орфограммой.

13. Итог.

— С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

— Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

— Как перенести такие слова?

14. Рефлексия учебной деятельности. ( слайд 25)

-Оцените свою работу на уроке.

— Красный кружок – я выполнял работу быстро и правильно.

— Зеленый кружок – у меня были ошибки.

— Синий кружок – у меня много ошибок, задания трудные.

— Молодцы, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок. ( слайд 26)

Список использованной литературы:

1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 кл.: учебник, — М.: Просвещение, 2012.

2. Т. П. Ситникова, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку 2 кл. – М.: ВАКО, 2012.

3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here