Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 1»
г. Железногоск Курской области
Конспект урока русского языка
во 2 классе по теме:
«Слова с удвоенными согласными»
УМК «Школа России»
Авторы учебника – В.П. Канакина, В. Г. Горецкий
Подготовила учитель
начальных классов
Скокова Ольга Петровна
Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России
Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
личностные:
• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• понимает причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушает и понимает речь других;
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Оборудование:
-
презентация к уроку
-
ноутбук
-
телевизор
-
карточки для оценивания учебной деятельности.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
Прочитайте девиз урока.
«Грамоте учиться, всегда пригодится» (Слайд 2)
– Как вы его понимаете?
– Грамота это знания.
Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
– Трудиться, работать самому.
– Зачем нужны знания?
– Чтобы быть умным, образованным.
(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)
— Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Минутка чистописания.
Урок русского языка начнём с минутки чистописания. ( слайд 3)
На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп
— Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
— Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)
— Как они записаны? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
— Проверьте с образцом.
бб жж кк лл мм нн пп СС (слайд 4)
— Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)
— Встаньте, кто выполнил как в образце?
— Молодцы!
— Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
4. Актуализация знаний.
На доске буквы ОФРМГАРМАО
— Ребята составьте слово из этих букв.
— Орфограмма (слайд 5)
— Что такое орфограмма?
— Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.
— Какие виды орфограмм вы знаете?
-Какая орфограмма называются проверяемой?
— Какая орфограмма называются непроверяемой?
— Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке русского языка?
— Познакомимся с новой орфограммой
5. Самоопределение к деятельности
— Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует?
— Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко»
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….— класс (слайд 5)
Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп) (слайд 5)
Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. (аллея) (слайд 5)
— Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное?
— В них есть удвоенные буквы согласных.
— Так какая орфограмма нас интересует?
— Удвоенные согласные.
— Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке.
— Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
— Кто может сформулировать тему урока?
«Слова с удвоенной согласной» (Слайд 6)
— Где мы можем проверить?
— Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?
— Откройте учебник на стр. 117.
6. Постановка цели и задач урока. (слайд 7)
— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова (слайд 6)
-
Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
-
Научиться…правильно, писать эти слова
-
Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной
— Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.
7. Физминутка для глаз (слайд 8 -11)
8. Изучение новой темы.
— В русском языке много слов с удвоенной согласной. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
— Упр. 188
— Прочитайте слова.
— Что такое лексическое значение?
— Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?
— Назовите их.
— Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем?
— Посмотреть в толком словаре.
— Хотите узнать, что обозначают эти слова?
— По лексическому значению определите, какое это слово и запишите его.
— Сели правильно, покажите, как держите ручку.
— На следующей строке запишите упражнение 188.
Аппетит – желание есть. (слайд 12)
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья. (слайд 13)
Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью. (слайд 14)
Доллар – денежная единица США. (слайд 15)
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат. (слайд 16)
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм. (слайд 17)
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции. (слайд 18)
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. (слайд 19)
Ссора – состояние взаимной вражды. (слайд 20)
Тонна – единица массы равна 1000 кг (слайд 21)
— Какое слово из упражнения мы еще не записали?
— В нашем учебнике есть толковый словарь, давайте обратимся туда.
— Откройте стр. 140. Найдите это слово, прочитайте, как оно трактуется.
— Запишите его.
— Посмотрите если в толковом словаре другие слова с удвоенной согласной. (экспресс, теннис) (слайд 22)
— Как записали слова? (в алфавитном порядке)
— Попробуем выяснить, когда в словах пишется удвоенная согласная?
— Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)
— Закройте одну букву, произнесите слово.
— Как теперь произносится звук?
— Сделаем вывод.
— Так, когда в слове пишется две согласных?
Вывод:
На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.
9. Подвижная физминутка
10. Работа со словарем
— А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?
— Прочитайте правило на стр. 117.
-Итак, как поступать со словами?
— Значит, это орфограмма, какая?
— Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136
— Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.
— Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?
— Класс, Россия, русский, суббота.
— С каким из этих слов мы не знакомы?
— Суббота. ( Слайд 24)
— Выпишите это слово.
— Кто знает лексическое значение слова?
— Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.
— Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?
— Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.
— Позовите домой слово суббота. Поставьте ударение. Какой слог ударный?
— Составим транскрипцию слова
_
Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.
— Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?
— Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.
— Молодцы. Вы были очень внимательны.
— Иногда бывает так, что слово на строчку не вмещается, и мы должны правильно разделить его для переноса.
— Какие правила переноса вы знаете?
— Кто забыл, можете повторить на стр. 71 упр. 107
— Молодцы.
— Как же мы можем перенести слово суббота?
— суб-бота суббо-та (слайд 24)
— Запишите, разделяя слово горизонтальной чертой.
— Так сколько способом переноса в этом слове?
— Давайте обратимся к упр. 188
— Найдите слова, которые нельзя перенести. Почему?
— Как перенесете слово перрон, вожжи, касса.
— Найдите слова, которые можно перенести по-разному.
— Аппетит, килограмм, профессия
-Давайте поупражняемся
— Что сначала мы должны сделать? (разделить слово на слоги)
-Сколько слогов в слове аппетит. (3)
— Как можно перенести его
Ап-петит аппе-тит
Ки-лограмм кило-грамм
Про-фессия профес-сия
— Молодцы.
— Так как перенести слова с удвоенной согласной.
Вывод:
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.
12. Домашнее задание.
— Дома вы потренируетесь в переносе слов с удвоенной согласной и постараетесь запомнить новые слова с этой орфограммой.
13. Итог.
— С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
— Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?
— Как перенести такие слова?
14. Рефлексия учебной деятельности. ( слайд 25)
-Оцените свою работу на уроке.
— Красный кружок – я выполнял работу быстро и правильно.
— Зеленый кружок – у меня были ошибки.
— Синий кружок – у меня много ошибок, задания трудные.
— Молодцы, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок. ( слайд 26)
Список использованной литературы:
1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 кл.: учебник, — М.: Просвещение, 2012.
2. Т. П. Ситникова, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку 2 кл. – М.: ВАКО, 2012.
3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.