География России. Природа . Население. Хозяйство. — 8 класс.
Тема урока: «Факторы, определяющие климат России».
систематизировать и углубить знания обучающихся о климатообразующих факторах, рассмотреть солнечную радиацию как один из климатообразующих факторов, отработать самостоятельную постановку учебной задачи на тему и на урок на основе диалектических принципов познания | |
Оборудование: | физическая. климатическая карты России. таблица «Виды солнечной радиации», рис. учебника №28, 29 на стр.80; рис. 30,31 на стр.81; хрестоматия, атласы. |
Тип урока: | урок изучения нового материала |
Структура урока.
постановка учебных задач | 1. Что мы изучили и к какому разделу нашего курса следует приступить? | |
фронтальная беседа | 2. Из курса географии 7 класса мы знаем план, по которому изучают природу материков, стран. По этому плану нужно рассмотреть отдельные природные компоненты.
3. Вспомните эти понятия, перечислите все компоненты.
По мере того, как учащиеся называют природные компоненты, учитель прикрепляет карточки с этими понятиями к магнитной доске без определенной последовательности.
4. В какой последовательности нужно изучать эти природные компоненты? В ходе беседы На магнитной доске выстраивается логическая цепочка из карточек, на которых написаны названия природных компонентов. | |
Используется принцип детерминизма (выявление причинно-следственных связей) | 5. А теперь объясните, почему тему «Климат» мы изучаем после изучения тем «Географическое положение России», «Рельеф России»? | |
Вывод: | Итак, мы поставили учебную задачу на тему. Нам предстоит на протяжении ряда уроков изучать тему «Климат России». | |
Вспомним. | 1. Что такое климат? (Это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо территории) 2. Свойства какой земной оболочки он отражает? (Атмосферы) 3. Чем является атмосфера? (природные компонентом) 4. Для того, чтобы решить вопрос, что нужно изучать в климате, воспользуемся опорной схемой принципа историзма (с этой схемой обучающиеся знакомились при изучении темы «Рельеф России») | |
Происхождение, условия образования
Развитие, изменение во времени и в пространстве 1 2 3
Современное строение, облик
| ||
(«Как известное явление возникло в истории…») | (« …какие главные этапы проходило…»)
| («…чем данная вещь стала теперь.») |
Вставим понятие «климат» в уже известную схему и получим: | ||
Условия формирования (образования) климата
Изменение климата во времени и пространстве
Современный климат России
Климат и человек
| ||
Вывод: | Итак, мы составили план изучения темы «Климат России», он обобщенный, в нем выделены основные разделы, которые еще нужно детализировать. | |
Определяем тему урока. | Темой урока будет первый блок схемы, раскроем его, воспользовавшись принципом детерминизма, т.е. выявим причины или климатообразующие факторы. | |
Решение учебных задач. Беседа, объяснение учителя
| 1. От чего же зависим климат? 2. Какие климатообразующие факторы вы знаете? 3. Все перечисленные вами факторы можно объединить в три группы: космические, планетарные и географические. | |
Вычерчивание схемы на доске, обучающимися в тетради |
| |
Климатообразующие факторы
космические планетарные географические
| ||
уровень солнечной радиации | циркуляция воздушных масс * широта, * рельеф. * влияние материков и океанов; * высота места над уровнем моря; * характер подстилаю щей поверхности. | |
Объяснение учителя, сопровождающееся беседой и вычерчиванием схемы «Виды солнечной радиации» на доске, а учащимися в тетради. На следующем уроке этим рисунком-схемой можно воспользоваться при ответе | Читая эту схему слева направо рассмотрим климатообразующие факторы. Начнем с уровня солнечной радиации.
Солнечная радиация (инсоляция) – это излучение Солнцем света и тепла Солнечная радиация измеряется в калориях (джоулях) на 1 см2 поверхности в единицу времени. Установлено, что за пределами земной атмосферы каждый квадратный сантиметр пластинки, ориентированный перпендикулярно лучом Солнца, будет получать примерно 2 кал/мин (8, 38 Дж/мин). Эта величина получила название солнечной постоянной. | |
Объяснение учителя. | * Виды солнечной радиации. около 20% солнечной радиации, поступающей на Землю, отражается атмосферой. Остальная часть достигает земной поверхности – это прямая радиация. Прямая радиация — это та часть Солнечной радиации, которая достигает земной поверхности (не рассеивается, не поглощается). Рассеянная радиация – это та часть солнечной радиации, которая достигает поверхности Земли после поглощения и рассеивания её каплями воды, кристаллами льда, частицами пыли, облаками. Именно этот вид радиации обусловливает голубой цвет неба в ясную погоду. Отраженная солнечная радиация – это та часть солнечной радиации, которая отражается от поверхности Земли. Альбедо (albedo- лат. — «белизна») — величина, характеризующая способность какой-либо поверхности отражать поток поступающей солнечной радиации (средний показатель – 35-45%) Поглощенная солнечная радиация— это та часть солнечной радиации, которая поглощается земной поверхности и нагревает её. Прямая и рассеянная радиация составляют вместе суммарную. | |
Вывод: | В результате работы у обучающихся окажется выполненной следующая схема:
| |
|
| |
Задание: | 1. Установить по выполненной схеме зависимость солнечной радиации от широты места | |
Анализ рис.27, рис.30, 31. стр.81. | 2. Проверьте эту зависимость по карте суммарной и поглощенной солнечной радиации. | |
| 3. От каких еще факторов, кроме широты места зависит уровень солнечной радиации? (от подстилающей поверхности) | |
Дополнительная информация | Отражение солнечных лучей различными видами земной поверхности. | |
| 1. Свежевыпавший снег – 90% 2. песок – 35% 3. зелёный луг – 20% 4. лесные кроны – 20% 5. подзолистые почвы – 10% 6. чернозём – 5 % 7. темная пашня – 4% 8. вода (зависит от угла падения солнечных лучей) – 2-35% | |
| Закрепление (по ходу изучения нового материала)
| |
| Задание на дом: & 17 стр.80-82 творческое задание (по желанию) «Каковы основные преимущества и недостатки солнечной радиации как источника энергии по сравнению с традиционными видами топлива, например углем или нефтью?» |