Собачкина Надежда Павловна

учитель географии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

Урок географии в 8-ом классе

Данный урок адресован учащимся 8-го класса в курсе географии при изучении темы «Охрана растительного и животного мира».

ТЕМА УРОКА: Ландшафтный мониторинг.

(Ландшафтные исследования: полевые, дистанционные.)

ЦЕЛИ:

Образовательная: Сформировать представление о понятиях «мониторинг», «дешифрирование», «уровни исследований», «аэрокосмический мониторинг»; дать представление о полевых и дистанционных исследованиях.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, логическое мышление, навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи у обучающихся.

Воспитательная: Воспитание правильного отношения к природе.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: эвристическая беседа с демонстрацией презентации; объяснительно-иллюстративный метод; частично-поисковый.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: ландшафт, мониторинг, дешифрирование, уровни исследований, аэрокосмический монитор

ПЛАН УРОКА:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

1

Актуализация знаний

Определить уровень знаний учащихся, повторить наиболее значимые положения учебного материала.

5

2

Изучение нового материала

Сформировать понятия: мониторинг, дешифрирование, уровни исследований, аэрокосмический мониторинг. Познакомить учащихся c дешифрированием, методами исследований,

посредством выполнения практической работы.

18

3

Закрепление изученного материала

Проверить усвоение учащимися основных понятий темы, повторить наиболее сложные положения.

5

4

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания.

2

НА ДОСКЕ

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний

— Что такое ландшафт?

( наименьшая региональная единица – ПК однородный по своему происхождению и истории развития и ограниченный природными рубежами)

— Какие границы, размеры имеет ландшафт?

(экотон – линия при пересечении, которой меняются природные условия; размеры – сотни и тысячи км2)

— Самая большая природная территория?

(Географическая оболочка)

— Какие вы знаете части ландшафта?

(компоненты – горные породы, растительность и т. п.; группы абиотические, биотические, биокосные)

Для того чтобы всё это выяснить, объяснить нужно провести исследования.

2. Изучение нового материала

Полевые исследования:

— изучение геосистем в полевых условиях (летом)

— Какие специалисты будут исследовать?

(экологи, геологи, географы, ботаники и т.п.)

В результате хозяйственной деятельности человек может оказывать на ландшафт как положительное, так и отрицательное влияние. Часто отрицательные результаты возникают из благих намерений. Чтобы такого не происходило, необходимо прогнозировать возможные изменения окружающей среды, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Какими же формами получения информации пользуются ученые, когда речь идет о больших площадях? Ведь не так-то просто провести одновременные исследования на территориях в сотни или тысячи квадратных километров.

Оказывается, для получения такой информации разработаны технические средства и методы автоматической обработки получаемой информации (их называют дистанционными методами). Используя их, люди способны получать информацию сразу на огромной территории. Как же это возможно — с помощью аэрокосмического мониторинга (рис. 2.6.)?

Дело в том, что обыкновенная фотография способна представить массу информации, только для этого с фотографией придется долго работать. Снимки земной поверхности могут быть получены с самолета, спутника. Они могут быть черно-белыми и цветными, очень детальными и обзорными, привычными для человека фотографическими или необычными — радиолокационными, тепловыми. Существует более 100 различных видов снимков, для получения которых используются специально разработанные приборы.

Снимок получен. Что с ним делать дальше? Сначала каждый снимок дешифрируется (с фр. — «разбирать, разгадывать»).

Дешифрирование – процесс распознавания объектов, их свойств и взаимосвязи по их изображениям на снимке.

Дешифрирование основано на знании отличительных дешифровочных признаков — своеобразной азбуки снимков (рис. 2.7.). К ним относятся: форма, размер, фототон… Затем осуществляется фотограмметрическая обработка снимков — их измерения, после этого проводят компьютерную обработку.

По результатам исследований составляются карты. Дополненные информацией, полученной из других источников, они могут служить данными для составления прогноза.

У аэрокосмического мониторинга много преимуществ по сравнению с другими системами наблюдений — можно собрать сведения на обширные пространства за короткий промежуток времени (сейчас аэрокосмический мониторинг используется для отслеживания в реальном режиме времени пожаров в тайге и пр.). При этом сведения будут получены с одинаковой легкостью и в местах проживания человека, и в труднодоступных районах. Сведения носят комплексный характер — на них сразу видны все процессы, происходящие на данной территории.

Но порой все эти достоинства могут быть зачеркнуты облачностью, закрывающей от фотокамер объект наблюдения, или информацию, передаваемую с помощью радиосигнала на землю, может сильно повредить магнитная буря. Да и не каждый человек сможет понять с первого взгляда, что изображено на снимке.

Огромное значение в организации такой работы имеет изучение проблем природопользования на различных уровнях (глобальном, региональном, локальном), а также оценка качества окружающей среды на конкретных территориях. Для этого с начала 70-х годов ХХ века стали заниматься мониторингом окружающей среды.

Мониторингом (от лат. моnitor — тот, кто напоминает, предупреждает) называют систему наблюдений, оценку и прогноз состояния окружающей среды.

В зависимости от того, на какой территории ведется такое наблюдение, мониторинг будет считаться локальным (местным), региональным или глобальным (с примером глобального мониторинга мы сталкиваемся ежедневно — это прогноз погоды).

Сейчас с применением аэрокосмических методов исследования создаются системы обнаружения и наблюдения за очагами антропогенных нарушений природной среды, изучаются механизмы формирования и развития антропогенных нарушений в различных природных условиях, оцениваются площади распространения, глубина воздействия и последствия деятельности человека, проводится контроль за состоянием изменяемых ландшафтов, прогнозируются преобразования природной среды под влиянием хозяйственной деятельности.

На космических снимках хорошо обозначены области нарушений природных ландшафтов. Так, области засоления изображены белесым цветом из-за белесой соляной корки, и чем она светлее, тем сильнее засоление. На снимках хорошо видно загрязнение воздуха — по дымовым факелам заводов и по темному снегу зимой. В районах загрязнения нефтепродуктами в океане «читаются» нефтяные пятна и т.п.

4. Практическая работа

1. На карте 1873 года и космическом снимке 2003 года изображено Аральское море.

Ответьте на вопрос: Изменились ли границы моря за последние 150 лет? Если да, то как?

2.Привело ли это к изменению природных особенностей территории? По каким признакам на космическом снимке можно судить об этом?

3.Проанализировав рисунки, ответьте:

А) в какие десятилетия шло наиболее активное изменение границ Аральского моря?

Б) дайте прогноз развития ситуации на ближайшие годы.

4.Можно ли назвать проведенное вами исследование аэрокосмическим мониторингом? Обоснуйте свой ответ.

Чем темнее вода на снимке, тем глубже море.

Области засоления изображены белесым цветом из-за белесой соляной корки, и чем она светлее, тем сильнее засоление

Успешная работа системы мониторинга зависит от слаженной работы стационарных источников наблюдения и дистанционных методов, от создания банков хранения информации, систем ее анализа и оперативной передачи органам управления и планирования.

4. Закрепление

Практическая работа

Выделите на космическом снимке:

  1. дороги (коричневым цветом)

  2. дома (черным цветом)

  3. автостоянки (синим цветом)

  4. зеленые насаждения (зеленым)

Дополнительный вопрос:

Какой уровень исследований вами проведен?

  1. Домашнее задание

1. Ответить на вопросы параграфа 2.6 (стр.51).

  1. Проведите дешифрирование космоснимка рис. 3.3 цветной вкладки.

  1. Рефлексия

Подведение итогов урока:

— повторение изученных понятий;

— выставление оценок за урок.

Рабочий лист к уроку

Дата урока: _________________ Тема урока: ___________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №1

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №2

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here