Обобщающий урок по теме : «Население России». 9 класс.
Составитель: Паначёва В.А. учитель географии МБОУ СОШ с.Ярославка в с. Сальёвка.
Тема урока: обобщение по теме : «Население России».
Цель : обобщить и закрепить знания по теме « Население России», проверить уровень усвоения знаний , сформированность умений по теме.
Оборудование : политико- административная карта России,карта « Народы России», карточки – вопросы.
Ход урока:
1.организационный момент.
2.сообщение цели урока.
3.обобщение по теме.
1. этап :«Термины». Титульный народ , демографическая ситуация, демография, рынок труда, воспроизводство, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, естественный прирост, депопуляция, реэмиграция, демографическая революция, демографический взрыв, ассимиляция, рождаемость, смертность, эмансипация, городская агломерация, мегаполис, этнос, трудовые ресурсы, народ, экономически активное население
2.этап: «Статисты».На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.
№1.Проанализируйте половозрастную пирамиду России. Определите изменение смертности, рождаемости, половой состав населения.
Рождаемость | Смертность | Естественный прирост | |
1.Россия в целом | 8,3 | 14,7 |
|
2.Псковская область | 7 | 21 |
|
3.Москва | 8 | 15 |
|
4.Республика Дагестан | 18 | 8 |
|
5.Магаданская область | 8 | 9 |
|
№2. Определите естественный прирост по данным таблицы.
№3. Определите динамику рождаемости, смертности и естественного прироста России в процентах.
1913 | 1926 | 1940 | 1960 | 1980 | 1990 | 1991 | 1994 | 1999 | |
Число родившихся | 47,8 | 44,7 | 33 | 23,2 | 15,9 | 13,4 | 12,1 | 9,6 | 8,4 |
Число умерших | 32,4 | 21,3 | 20,6 | 7,4 | 10,6 | 11,4 | 11,4 | 15,7 | 14,7 |
Естественный прирост | 15,4 | 23,4 | 12,4 | 15,8 | 5,3 | 2,2 | 0,7 | -6,1 | -6,3 |
№4.проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации, республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения.
Площадь, тыс. кв.км. | Население в2000г.,тыс. жителей | Доля городского населения | Плотность населения, чел./кв.км. | Доля населения в % | ||
Коренная национальность | Русские | |||||
Дагестан | 50,3 | 2120 | 40,7 | 38 | 80,2 | 9,2 |
Тыва | 170,5 | 311 | 47,5 | 1,8 | 64 | 32 |
Якутия(Саха) | 3103,2 | 1000 | 64 | 0,3 | 33 | 50,3 |
Башкортостан | 143,6 | 4110 | 65 | 28,3 | 21 | 39 |
Северная Осетия(Алания) | 8 | 662,7 | 68 | 87 | 53 | 29,9 |
Коми | 415,9 | 1151,4 | 75 | 3 | 23 | 58 |
Карелия | 172,4 | 712 | 74 | 4,6 | 10 | 74 |
Хакасия | 61,9 | 581 | 71 | 9,4 | 11,1 | 79,5 |
№5.Определите динамику роста или снижения доли и численности русского населения в странах СНГ.
Население в 1995г., млн чел. | Доля русских в населении, % | Численность русских, тыс. чел. | Выбыло в Россию с 1990 по 1995г., тыс. чел. | ||||
1959 |
1989 |
1995 |
1989 |
1995
| |||
Украина | 51.7 | 16.4 | 22.1 | 21.6 | 11340 | 11177 | 205 |
Белоруссия | 10.3 | 8.2 | 13.4 | 12.7 | 1341 | 1309 | 38.5 |
Казахстан | 16.5 | 42.7 | 37.8 | 33 | 6226 | 5456 | 770 |
Киргизия | 4.5 | 30.2 | 21 | 16 | 917 | 708 | 209 |
Узбекистан | 22.3 | 13.5 | 8.3 | 5.5 | 1652 | 1241 | 411 |
Азербайджан | 7.5 | 13.6 | 5.6 | 3 | 392 | 222 | 170 |
Грузия | 5.4 | 10.1 | 6.3 | 3.6 | 339 | 196 | 143.5 |
— В какой республике СНГ была наибольшая доля русских в 1959г?
— Как изменилась доля русского населения во всех приведенных в таблице республиках?
-В какой республике численность русского населения на 1995г. была наибольшей?
-Из какой республики большее число русского населения выбыло?
Выступления учащихся по предварительному социологическому исследованию.
3. этап: «Народы».
№1. К какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы?
№2. Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России.
№3. Какой народ , живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится ? №4. Какую религию исповедуют горские народы Северного Кавказа? Назовите исключение.
№5. Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России?
№6. Почему в России почти невозможно выделить «чистые» в этническом отношении территории.?
№7. У доски на контурной карте 2 учащихся отмечают места проживания отдельных народов. Остальные учащиеся отвечают на вопросы.
4.этап: «Объясни».
№1. Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? №2.каковы причины миграций?
№3. В чём экономическое значение миграций?
№4. Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы?
№5 .От чего зависит уровень безработицы?
№6. Почему сёла не должны быть очень крупными?
5 этап. «Населённые пункты».
№1.какие населённые пункты считаются сельскими поселениями?.
№2. Назовите города –миллионеры и покажите их на карте.
№3. Какой населённый пункт считается городом?
№4. Как менялись названия городов? Называю город, учащиеся говорят его второе название.
Самара(Куйбышев ), Санкт-Петербург(Ленинград,Петроград ), Ульяновск( Симбирск) Набережные Челны ( Брежнев), Владикавказ (Орджоникидзе), Волгоград(Сталинград,Царицын), Нижний Новгород(Горький),Екатеринбург(Свердловск), Ижевск (Устинов), Пермь(Молотов).
№5.Найди «белую ворону».
_Братск, Магадан, Новосибирск, Саратов, Якутск, Владивосток.
_Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Омск, Рязань, Санкт- Петербург.
_Краснодар, Ставрополь, Хабаровск, Красноярск, Петрозаводск, Барнаул.
_Якутск, Кызыл, Казань, Элиста, Биробиджан, Майкоп.
№6. Как различаются города по функциям? Назовите функции городов. Приведите примеры.
6 этап.Итоговый .Тест по теме « Население России».
3. Домашнее задание: отгадать кроссворд по теме «Население России».