Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Стрижи Оричевского района Кировской области

2014 г.

Разработка урока географии в 8 классе по учебнику «География России 8-9» А.И. Алексеева.

Миронова Марина Николаевна, учитель географии

Тема: «Болота»

Цели:

1.Создавать условия для определения значения болот в природе и для человека, знакомства учащихся с размещением растительности болот;

2.Способствовать самостоятельному выделению закономерностей образования болот;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта России, атласы «География России 8 класс», гербарий, экран с компьютерным сопровождением.

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: лекция с элементами беседы

Ход урока.

  1. Организация работы:

Вступительное слово учителя, проверка готовности класса к уроку.

  1. Основная часть:

  1. Проверка домашнего задания:

  • Индивидуальная работа по карточкам:

Виды природных зон

Характерные представители растительности

Характеристика климата

Широколиственные леса

……

Мягкая зима, влажное лето

……..

Берёза, ель

…….

Степи

Ковыль, типчак

…….

…….

Мох, карликовая берёзка

…….

  • Дать понятия слов: урёма, перевыпас скота, низинный луг, лесные ресурсы, лесодефицитные районы.

  • Устный ответ: Расскажите о распространении степей и тундры на территории России. Как адаптировались растения в этих условиях?

  1. Новый материал:

План урока:

  • Понятие болот.

  • Причины образования болот.

  • Классификация болот.

  • Растительность болот.

  • Значение болот.

  • Что такое болото? (выступление учащегося с подобранными фото)

Болота — избыточно увлажненные участки суши со своеобразной болотной растительностью и слоем торфа не менее 0,3 м, поэтому характеризуются затрудненным обменом газов. Болота обычно содержат от 87 до 97 % воды и лишь 3-13 % сухого вещества (торфа).

 Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают 10% территории России. С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми и с хвостом. Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые  увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди стараются обходить болота стороной. Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в нечистую силу и болота открыли им свои тайны. На болоте мы можем увидеть все этажи растений.

  • А теперь, чтобы выяснить закономерности размещения и распространения болот, нужно выполнить задание на с.137, рассмотрев рис.118 и ответив на вопросы. Вывод записать:

  • Низинные болота-…..

Верховые болота-…..

Определите по физической карте России области распространения болот, как обозначаются?

  • Игра « Определи растение». (На столе разложены гербарии с разными растениями. Нужно выбрать те, которые растут на болотах)

Мох сфагнум, морошка, клюква, брусника, росянка и т.д.

  • А теперь попробуйте определить значения болот для природы и человека. Запишите в тетрадь(слабые ученики могут использовать текст учебника п.27):

— накопители запасов воды;

— регуляторы водного режима рек;

— поддерживают стабильность водного баланса территорий;

— гигантский фильтр;

— источники рек;

— кладовые торфа;

— поддерживают глобальное равновесие климата;

— служат источником находок для палеобиологии и археологии;

— произрастают ценные растения;

— Торф используют в медицине (грязелечение), как топливо, с.-х. удобрение, корм для с.-х. животных, сырьё для химической промышленности.

Итак, болота имеют огромное значение как в природе, так и для человека.

III. Заключительная часть

  • Подведение итогов урока:

— Назовите основные причины образования болот.

— Назовите территории России, где распространены болота.

  • Домашнее задание:

Параграф № 27 пересказ,

Усложнённое: выполнить викторину по теме «Пустыни»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here