Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пгт Стрижи Оричевского района Кировской области
2014 г.
Разработка урока географии в 8 классе по учебнику «География России 8-9» А.И. Алексеева.
Миронова Марина Николаевна, учитель географии
Тема: «Болота»
Цели:
1.Создавать условия для определения значения болот в природе и для человека, знакомства учащихся с размещением растительности болот;
2.Способствовать самостоятельному выделению закономерностей образования болот;
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта России, атласы «География России 8 класс», гербарий, экран с компьютерным сопровождением.
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: лекция с элементами беседы
Ход урока.
-
Организация работы:
Вступительное слово учителя, проверка готовности класса к уроку.
-
Основная часть:
-
Проверка домашнего задания:
-
Индивидуальная работа по карточкам:
Характерные представители растительности | Характеристика климата | |
Широколиственные леса | …… | Мягкая зима, влажное лето |
…….. | Берёза, ель | ……. |
Степи | Ковыль, типчак | ……. |
……. | Мох, карликовая берёзка | ……. |
-
Дать понятия слов: урёма, перевыпас скота, низинный луг, лесные ресурсы, лесодефицитные районы.
-
Устный ответ: Расскажите о распространении степей и тундры на территории России. Как адаптировались растения в этих условиях?
-
Новый материал:
План урока:
-
Понятие болот.
-
Причины образования болот.
-
Классификация болот.
-
Растительность болот.
-
Значение болот.
-
Что такое болото? (выступление учащегося с подобранными фото)
Болота — избыточно увлажненные участки суши со своеобразной болотной растительностью и слоем торфа не менее 0,3 м, поэтому характеризуются затрудненным обменом газов. Болота обычно содержат от 87 до 97 % воды и лишь 3-13 % сухого вещества (торфа).
Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают 10% территории России. С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми и с хвостом. Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди стараются обходить болота стороной. Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в нечистую силу и болота открыли им свои тайны. На болоте мы можем увидеть все этажи растений.
-
А теперь, чтобы выяснить закономерности размещения и распространения болот, нужно выполнить задание на с.137, рассмотрев рис.118 и ответив на вопросы. Вывод записать:
-
Низинные болота-…..
Верховые болота-…..
Определите по физической карте России области распространения болот, как обозначаются?
-
Игра « Определи растение». (На столе разложены гербарии с разными растениями. Нужно выбрать те, которые растут на болотах)
Мох сфагнум, морошка, клюква, брусника, росянка и т.д.
-
А теперь попробуйте определить значения болот для природы и человека. Запишите в тетрадь(слабые ученики могут использовать текст учебника п.27):
— накопители запасов воды;
— регуляторы водного режима рек;
— поддерживают стабильность водного баланса территорий;
— гигантский фильтр;
— источники рек;
— кладовые торфа;
— поддерживают глобальное равновесие климата;
— служат источником находок для палеобиологии и археологии;
— произрастают ценные растения;
— Торф используют в медицине (грязелечение), как топливо, с.-х. удобрение, корм для с.-х. животных, сырьё для химической промышленности.
Итак, болота имеют огромное значение как в природе, так и для человека.
III. Заключительная часть
-
Подведение итогов урока:
— Назовите основные причины образования болот.
— Назовите территории России, где распространены болота.
-
Домашнее задание:
Параграф № 27 пересказ,
Усложнённое: выполнить викторину по теме «Пустыни»