УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ

АВСТРАЛИЯ

  1. КЛАСС

Цель: Определить географическое положение Австралии; ее открытие, рельеф, население и органический мир материка. Развивать умения работать с картой, наблюдательность и умение ставить вопросы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : физические карты полушарий и Австралии, картины «Большой Барьерный риф», «Большой Водораздельный хребет», «Австралийский скреб», презентация «Австралия».

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА:

На доске висит картина «Большой Водораздельный хребет», над ней записано высказывание:

« А я клянусь вам, что этот край самый любопытный на всем земном шаре».

Жюль Верн.

Записан план урока:

  1. Площадь, положение по градусной сетке.

  2. Положение относительно других географических объектов.

  3. Открытие материка.

  4. Рельеф.

  5. Органический мир Австралии.

  6. Население материка.

Перед учениками за отдельным столом сидят «члены экспедиции» в Австралию.

На столе стоит табличка «Индевор».

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Он называет тему и цель урока.

Учитель читает стихотворение Г.Усова.

«Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье.

Учитель рассказывает о том, как добраться до Австралии.

100 лет тому назад потребовалось бы от 7 до 1 года чтобы попасть в Австралию. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 40 часов.

Об Австралии много писали, но лучшее высказывание — это Жака Паганеля: «А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который образовываясь, поднимался из морских волне своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в средине которого есть наполовину испарившееся внутреннее мор; где реки с каждым днём всё больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору, где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса, что заставило учёных выделить их с особый класс – птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины… самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!» (Жюль Верн)

Вы совершите путешествие по Австралии. Во время путешествия будьте внимательны, узнаете, что обозначает слово «Индевор» и постарайтесь запомнить о материке самое, самое, самое.

СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНАМ ЭКСПЕДИЦИИ.

1 ученик. Читает план урока, затем задает вопросы:

1. Какова площадь Австралии? Сравните с Евразией. Какие океаны омывают?

2. Работа по атласу. Где проходит экватор? Тропики?

3. Найдите крайние точки материка. Определите координаты этих точек, отметьте их на контурной карте.

Северная – м. Йорк 100 ю. ш., 420 в. д.

Южная – м. Юго-Восточный – 390 ю. ш. 1470 в. д.

Западная — м. Стип — Пойнт – 260 ю. ш. 1130 в. д.

Восточная – м. Байрон — 280 ю. ш. 1530 в. д.

Определите протяженность Австралии с запада на восток по 260 ю. ш.

153 – 113 =400 (длина 10 100 км.) 100 x 40 =4000 км

С севера на юг в градусах и км по 142о в. д.

39о – 10о =29о 111 x 29 =3219 км

2 УЧЕНИК. Рассказывает об открытии материка. Почему его называют пятым? Карточку с надписью А. Тасман крепит на западе Австралии, и рассказывает о его открытии. Карточку Джеймс Кук крепит на востоке Австралии и рассказывает о его путешествии на корабле «Индевор».

Вопрос: что можно сказать об открытии Австралии? (Тасман исследовал материк с запада, а Кук с востока).

3 ученик — определяет рельеф, говорит, что нет вулканов и землетрясений. (используется картина Большой Водораздельный хребет)

4 ученик – рассказывает о растениях и животных. Выделяет тех животных и растения, которые живут и растут только в Австралии. (вывешивает картины «Скрэб», «Большой Барьерный риф»), объясняет почему эти животные и растения сохранились только в Австралии.

5 ученик – рассказывает о населении Австралии (15,5 млн.человек), сравнивает с крупнейшими городами мира – Токио и Нью-Йорка по 12 млн чел. Жизнь аборигенов Австралии.

ОБОБЩЕНИЕ:

Что вы за время экспедиции увидели самое, самое, самое?

  1. Самый маленький материк

  2. Самый удаленный.

  3. Нет вулканов.

  4. Самый малонаселенный.

  5. Многие виды животных и растений не встретишь нигде на земном шаре.

ИТОГ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

Домашнее задание – создать свою презентацию к Австралии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here