Управление образования администрации муниципального района
«Город Старый Оскол и Старооскольский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Дмитриевская школа»
Природные зоны Африки.
Экваториальные леса.
Саванны.
разработка урока
географии в 7 классе
учителя высшей категории
Кудиновой А.И.
с. Дмитриевка
2007 г.
Цель: сформировать понятие природные зоны «экваториальные леса», «саванны».
Задачи:
-
раскрыть причины образования экваториальных лесов и саванн;
-
показать особенности климата, почв, животного и растительного мира экваториальных лесов и саванн;
-
развивать знания о влиянии лесов на здоровье человека;
-
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, диск со слайдами, карты: природные зоны мира и физическая карта Африки, набор таблиц «Природные зоны» карточки.
Ход урока:
-
Оргмомент: приветствие, знакомство с гостями. (1 мин.)
-
Работа с карточками по атласу (2 мин.) Проверка.
(все карточки нарезаны прямоугольниками и учащиеся расставляют их в атласе)
п-ов Сомали о.Мадагаскар м.Игольный м.Бен-Сека м.Альмади м.Рас-Хафун
Эфиопское Восточно-Африканское Калахари Атлас Капские Драконовы
нагорье плоскогорье горы горы
влк. Килиманджаро влк. Кения влк. Камерун оз. Виктория оз. Ньяса Нил
оз. Танганьика оз. Чад Нигер Замбези Лимпопо Оранжевая вдп. Виктория
-
Диктант: что это? (3 мин.). Я диктую название, а учащиеся пишут определение
Бен-Сека (мыс), Атлас (горы), Килиманджаро (вулкан), Сомали (полуостров), Виктория, самум, Альмади, Танганьика, Замбези, Нигер, Мадагаскар, Ньяса, Асуан.
Проверка.
IV. Проверка Д/З (10 мин)
-
Рассказать о р. Нил.
-
В чем отличие р. Конго от р. Нил.
-
Дать краткую характеристику озер Африки.
Физкультминутка
V. Новый материал (25 мин)
-
Сообщение темы и цели урока. (Тема и цели урока на слайде)
-
Назвать источники информации об Африке. Слайд о Н.С. Гумилеве. ( Портрет писателя. Поэт Серебряного века. Родился в 1886 году в Кронштадте. Совершил 4 путешествия в Африку. Собрал ценнейшую коллекцию растений. Выпустил сборник стихотворений «Шатёр», вёл африканский дневник.)
-
Зачитать отрывок из африканского дневника. С чем сравнивает Гумилев Африку? «Здесь очень хорошо. Каждый вечер мне кажется, что я или вижу сон, или наоборот проснулся на своей Родине. Сегодня я не смогу вытерпеть и отправлюсь на охоту. Да, возвращение на Родину будет тяжелым… половина моего сердца навсегда останется здесь, в Африке»
-
Рассмотреть на карте мира природные зоны. Почему экваториальные леса распространены в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива, а не по всему экватору?
-
Экваториальные леса – легкие нашей планеты, они вырабатывают кислород, который необходим для жизни на Земле. Здоровье людей зависит от состояния окружающей среды, в том числе от количества зелёных насаждений.
-
Рассказ об экваториальных лесах: (гилея), около 1000 видов деревьев, (гуттаперча — каучуконос) Нарисовать на контурной карте зону экваториального леса. Рассказ сопровождается слайдами и таблицами. Вечное лето, вечное равноденствие, деревья переплетены лианами. Животные: окапи, гепард, леопард, капибара, це-це. Прочитать отрывок об экваториальных лесах (стр. 37 в книге Бенькович Т.М. «Опорные конспекты в обучении географии) К сожалению экваториальные леса подвергаются вырубке, так как они ценятся своей древесиной: черное дерево, эбеновое, железное, атласное. Все эти породы деревьев идут на экспорт. Сравнить карты на стр. 130 в учебнике.
(Все подчеркнутые слова записаны на слайде, а учащиеся переписывают их в тетреди)
-
Саванны – 40% площади материка. Нарисовать на контурной карте зону саванн. Рассказ о саваннах сопровождается показом слайдов и таблиц, рисунков в учебнике. Прочитать отрывки из учебника (стр. 126 – последний абзац, стр. 127 – первый абзац). Рассказать о термитах. Записать новые слова: гиены, марабу, термиты, батат, маниока, баобаб.
-
О каком природном явлении говорится в стихотворении Н.С.Гумилева?
Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.
Беседа об африканских пожарах.
Закрепление по вопросам (2 мин)
-
назовите существенные признаки экваториальных лесов.
-
назовите существенные признаки саванн.
Подведение итогов урока. (1 мин.)
Домашнее задание стр. 123 – 127 до тропических пустынь. (1 мин.)