Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Усачёвская средняя общеобразовательная школа»
Каргопольского района, Архангельской области
Конспект урока по географии
в 7 классе
«Внутренние воды Евразии»
подготовила
учитель географии и биологии
Маслова Татьяна Григорьевна
Усачёво
2012
Внутренние воды Евразии.
Цели и задачи урока:
-
Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии.
-
Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами материка.
-
Сформировать понятия: территории внутреннего стока, многолетняя мерзлота.
-
Развивать умение сопоставлять и анализировать тематические карты.
-
Через сравнение характеристик различных рек развивать умение сопоставлять природу и явления, делать выводы на основе анализа географических знаний.
-
Воспитание бережного отношения к природным ресурсам земли.
Оборудование:
Физическая карта Евразии; раздаточный материал со справочно-информационным материалом .
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания . Повторение изученного.
-
Изучение нового материала.
Внутренние воды Евразии имеют особенно большое значение в жизни населения, поэтому так важно выяснить, что представляют собой воды материка, в каком состоянии они находятся и как их использует местное население.
Д
Климат
Внутренние воды.
Типы внутренних вод материка
Рельеф
Реки
Озера
Подземные воды
Современное оледенение
Многолетняя мерзлота
Болота
авайте с вами вспомним типы внутренних вод
Реки. (перенести табл. в тетрадь) Открыть в атласе страницы 45с.и 12с
В Евразии больше всего крупных рек нашей планет.
Задание 1. По таблице определить самые крупные реки и показать их на карте.
Задание 2 Определите, какие реки к бассейнам каких океанов относятся? 45с
-
Какие факторы повлияли на распределение рек?
Задание 2.(Заполнение таблицы)
Реки | Тип климата | Питание | Режим | |
Северного Ледовитого океана |
|
|
|
|
Индийского океана |
|
|
|
|
Тихий океана |
|
|
|
|
Атлантического океана |
|
|
|
|
Внутреннего стока |
|
|
|
|
Некоторые реки материка не имеют стока в океан.
Задание 3. Определите режим рек какого океан показан на графиках ?
весна лето осень зима весна весна лето осень зима весна
-
Сравнить реки Сев. Америки и Евразии. Что общего? В чем различия?
Задание4. Практическая работа «Составление характеристики реки»
Используя план, дать описание реки. 278с. (устно)
Вариант №1-реки Сев. Ледовитого океана (Енисей)
Вариант №2-реки Индийского океана (Ганг)
Озера.
На территории Евразии расположено много озер. Используя таблицу, определите самые глубокие и самые большие? Показать на карте.
-
Какие озера вы знаете по происхождению?
Задание 5. Найти ошибки в тексте, исправить их.
1.Тектонические озера в разломах имеют небольшую глубину, вытянутую форму. Берега их пологие. Примером может служить озера Байкал и Лаче.
2. Вулканические озера отличаются большой площадью и большой глубиной. Берега их пологие. Их можно встретить на Камчатке и на Кольском полуострове.
3.Ледниковые озера самые древние. Образовались они в результате деятельности ледников. Их можно встретить на севере Восточно-Европейской равнины, а также в горах. Ледниковыми озерами несомненно являются Иссык-Куль, Онежское.
Задание 6. На карте найти и показать крупные озера ( работа в пара).
Многолетняя мерзлота.
Еще в ХVII веке Сибирские воеводы доносили в Москву о «земле, которая не растаивает». Однажды якутский купец Шергин, надеясь добраться до воды, выкопал глубокий колодец. Однако, достигнув глубины в 116 м, он отказался от своей затеи, поскольку мёрзлые породы всё не кончались. И неудивительно: толщина мерзлоты в Якутске составляет 250-400 м. Колодец, известный как «шахта Шергина», сохранился до наших дней, и уже в начале XX в. сослужил службу учёным, наблюдавшим за мёрзлыми грунтами.
Многолетняя (вечная) мерзлота –слой горных пород, которые не оттаивают в течении периода от нескольких лет до многих тысячелетий. Она занимает обширную территорию к востоку от Енисея, северные районы Западной Сибири, Урала, Восточно-Европейской равнины. Обнаружена мерзлота и в горах Алтая и Кавказа. Максимальная мощность 1500 м.
-
Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты?
-
Низкие зимние температуры и тонкий снеговой покров.
-
Результат древнего оледенения.
Мерзлота сохраняет останки существовавших когда-то животных. На территорию Якутии приходится около 80 % всех находок останков мамонтов в мире. Одной из сенсационных находок, получивших всемирную известность, была туша Березовского мамонта. Захоронение его было обнаружено в 1900 году на берегу реки Березовки Из мерзлых грунтов частями была изъята почти полная туша мамонта. Березовский мамонт имел огромное научное значение.
Вечная мерзлота оказывает существенное влияние на природу и хоз. деятельность человека. Текст в учебнике.217 с.
Современное оледенение.
Задание 7. Назвать и показать на карте территории где есть современное оледенение.
-
Какова роль ледников в природе?
Значение вод.
Вода -источник всего живого
-
Как использует человек реки и озера?
Не разумное поведение человека приводит(осушение болот, вырубка лесов, огромные расходы воды) к обмелению рек и загрязнению рек и озер. К числу сильно загрязненных рек относятся многие реки – Рейн, Дунай, Сена, Темза, Волга, Дон, Ганг.
А особенно страдают малые реки которые составляю 99,9 % от всей речной системы.
И мы с вами как жители Евразии, можем участвовать в сохранении воды.
-
Что мы с вами можем сделать для наших рек и озер?
«Три вещи человек может созерцать бесконечно: текущую воду, горящий огонь и плывущие облака»
Домашнее задание: прочитать 214-217с,
Список использованной литературы:
-
В.А. Коринская, И.В.Душина, В.А. Щенев География материков и океанов. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений-М,:Дрофа, 2010.
-
Н.А Никитина Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: ВАКО,2005.
-
Атлас 7 класс.
Интернет ресурсы:
-
http://www.clow.ru/a-russia/080.html
-
http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2259.html