Конспект урока геометрии в 8 классе по теме
«Осевая и центральная симметрии»
Цели.
-
Проверить усвоение изученных свойств четырёхугольников.
-
Познакомить обучающихся с осевой и центральной симметриями.
-
Научить строить симметричные точки и фигуры.
-
Научить распознавать фигуры, обладающие обоими видами симметрии.
-
Развивать умения работать с чертёжными инструментами, внимание, наблюдательность.
-
Воспитание аккуратности, трудолюбия.
-
Организационный момент.
– Древняя китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю”.
Сегодня на уроке предлагаю работать, следуя совету китайских мудрецов: “Я слышу – я вижу – я делаю”
-
Рефлексия.
Прежде чем начать урок, давайте проверим, с каким настроением вы сегодня пришли?
Поднимите руки, у кого отличное настроение. А у кого оно безразличное? Ну, а у кого настроение совсем-совсем плохое?
Постараемся не утратить хорошего настроения и в конце урока. Ну, а тем, у кого настроение плохое, постараемся его поднять.
Сегодня на уроке мы:
-
Проверим, как вы усвоили свойства четырёхугольников
-
Изучим два вида симметрии
-
Научимся строить симметричные фигуры
-
Ответим на вопросы: «Что общего у бабочки, автомобиля и человека, чем отличаются стрекоза и снежинка?»
-
Научимся распознавать фигуры и объекты, имеющие ось симметрии и центр симметрии.
III. Теоретическая самостоятельная работа.
А сейчас приступим к выполнению теоретической самостоятельной работы.
У вас на партах лежат задания, связанные со свойствами четырёхугольников. Подпишите свою фамилию.
Заполните таблицу, отметив знаки «+» (да) и «-» (нет) в соответствующих клетках. У вас – 5 минут.
А теперь поменяйтесь работами, возьмите красную пасту и проверьте работу товарища.
Нужно зачеркнуть неверные ответы. Взаимопроверка.
Собрать листочки.
!V. Изучение нового материала.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. 18 октября 2011 года.
Тема сегодняшнего урока «Осевая и центральная симметрии».
Я попросила Катю Краснолобову подготовить небольшое сообщение по новой теме.
«Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».
Это слова знаменитого немецкого математика Германа Клауса Гуго Вейля, жившего с 1885 по 1955 годы. Он занимался линейной алгеброй, математическим программированием, математической логикой и многими другими математическими дисциплинами. В 1927 году был награждён премией Николая Васильевича Лобачевского.
В древности слово « Симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». В переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
Часто можно услышать вопрос относительно ударения в слове «симметрия». В русско-орфографическом и в морфемно-орфографическом словарях ударение допускается и на букву «Е» и на букву «И». В словаре ударений рекомендуют его ставить на букву «Е».
Так что «симмЕтрия» или «симметрИя» — выбирайте сами.
Сейчас выполним практическую работу:
Учитель строит на доске, ученики в тетрадях.
Начертите прямую а и выберите точку А, не принадлежащую прямой.
Проведём луч АО, перпендикулярно прямой а. Измерим длину отрезка АО и отложим от точки О отрезок ОА,1, равный ОА. Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а. Такая прямая а называется осью симметрии. Назовите на чертеже симметричные точки.
А теперь откройте учебник на странице 110 и найдите ответ на вопрос «Какие две точки называются симметричными относительно прямой?»
В жизни достаточно много предметов, имеющих ось симметрии. А вы можете привести свои примеры? Назовите теперь геометрические фигуры, имеющие ось симметрии.
У геометрических фигур может быть одна или несколько осей симметрии, а может и не быть совсем.
А как вы думаете, сколько осей симметрии у прямоугольника?
(Прямоугольник имеет 2 оси симметрии)
– А у круга? (Круг имеет бесконечно много осей симметрии)
– Мысленно определите, сколько осей симметрии имеет каждая из фигур?
Проверим.
Давайте построим треугольник, симметричный треугольнику, который изображён на доске.
Изобразить на доске заранее.
Учитель строит одну вершину, затем ученик у доски продолжает работу.
– Попробуйте сформулировать определение фигуры, симметричной относительно прямой. (Стр. 111 учебника)
– Говорят, что такие фигуры обладают осевой симметрией.
Можно построить симметричные точки не только относительно прямой, но и относительно какой-либо точки.
Возьмём произвольную точку А и точку О, относительно которой будем строить симметричную точку. Проведём луч АО, затем от точки О откладываем отрезок ОА1=ОА. Таким образом, О – середина отрезка АА1. Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О.
Назовите на чертеже симметричные точки.
В учебнике , на странице 111 найдите определение симметричных точек относительно точки.
А теперь построим треугольник А1В1С1 ,симметричный треугольнику АВС относительно точки О. Учитель строит одну вершину, затем ученик у доски продолжает работу.
Назовите центр симметрии на втором чертеже.
Попробуйте сформулировать определение фигуры, симметричной относительно точки. (Стр. 111 учебника). В этом случае говорят, что фигуры обладают центральной симметрией.
– Приведите примеры фигур, обладающие центральной симметрией.
V. Физкультминутка.
А теперь попросим Данила Палади провести физкультминутку.
Мы сегодня на уроке говорим об осевой симметрии.
Предлагаю перед физкультминуткой посмотреть на слайд.
Вы обратили внимание, что тело человека имеет ось симметрии?
А теперь попробуем выполнить несколько «симметричных» упражнений.
Все встали.
-
Руки поднять и согнуть в локтях. Начинаем круговые вращения.
Раз – два – три – четыре ( 2 раза)
В обратную сторону. Раз – два – три – четыре ( 2 раза)
-
Руки поставить на уровне груди. Рывки руками начали.
Раз – два – три – четыре ( 4 раза)
Физкультминутка окончена.
Как настроение?
Мы привели примеры фигур, которые обладают осью симметрии, центром симметрии. А есть ли фигуру, у которых и ось, и центр симметрии?
Оказывается, есть.
VI. Закрепление изученного материала.
-
Выполнение №418, 423 по учебнику. У доски , по готовым чертежам , выполняем устно.
Двое учащихся у доски отвечают на вопросы.
-
Задание для самостоятельной работы:
Сделайте в тетради таблицу ( заранее на доске образец)
Расположите данные фигуры по трем столбикам таблицы «Фигуры, обладающие центральной симметрией», «Фигуры, обладающие осевой симметрией», «Фигуры, имеющие обе симметрии». Указывать только номера фигур.
А теперь проверим полученные результаты. Самопроверка.
VII. Просмотр презентации, подготовленной обучающимися.
VIII. Подведение итогов.
Давайте вернёмся к целям урока. Посмотрим, удалось ли нам всё выполнить.
Оценки за урок работавшим у доски. И каждый из вас получит оценку за теоретическую самостоятельную работу.
IX. Рефлексия.
– С каким настроением вы уйдете с урока?
X. Домашнее задание.
п.47, в.16-20; №421, №422. Небольшой комментарий.
Спасибо за урок, ребята!