Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1»
Завьяловского района Алтайского края
Конспект урока по геометрии
в 8 классе
«Трапеция»
подготовила
учитель математики
Юшкова Кристина Викторовна
с Завьялово, 2012
Цели урока:
-
Ввести понятие, термин и определение «трапеции». Рассмотреть виды трапеции: произвольная, равнобедренная, прямоугольная; свойство средней линии трапеции, свойства равнобедренной трапеции и её признаки.
-
Развивать связную, логическую речь, наблюдательность. Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать свои предположения и утверждения.
-
Воспитывать мотивацию к учению.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы на уроке: беседа, коллективная, групповая, творческая работа.
Оборудование: учебник Геометрия 7-9 Л. С. Атанасян и др, дидактические карточки с задачами для устной работы, опорная таблица, таблицы для работы в группе (№1, №2), ролевой распределитель (таблица №3), инструкция по целеполаганию.
План проведения урока.
-
Организационный момент.
-
Подготовительный этап.
-
Основной этап.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Цель: обеспечить нормальную обстановку для работы,
психологически подготовить учащихся к уроку.
-
Подготовительный этап.
Цель: целенаправить познавательную деятельность учащихся,
подготовить их к работе на уроке.
Д е я т е л ь н о с т ь.
Каждому ученику раздаются дидактические карточки с задачами для устной работы. Цель данных задач: вспомнить свойства и признаки параллельных прямых, а также определение вертикальных и смежных углов.
Карточка для устной работы.
1200 х 700 у 1400 1200
z
600 х+100
1100 у-100 400
a) б) в)
Задание. По данным рисунка найдите x, y, z.
-
Основной этап.
Учитель
——————————————————
Посмотрите на изображенные четырёхугольники.
а) б) в)
Что вы можете сказать о первом четырехугольнике?
Сформулируйте определение параллелограмма.
Хорошо. То есть у данного четырёхугольника противоположные стороны попарно параллельны.
Посмотрите на второй четырёхугольник. Что вы можете сказать об этом четырёхугольнике?
Посмотрите на третий четырехугольник.
Хорошо. Чем данный четырехугольник отличается от первого?
Чем данный четырехугольник отличается от второго?
Четырехугольники такого вида, у которых две стороны параллельны, а две другие нет, называются трапецией. И сегодня на уроке мы будем её изучать. Откройте тетради, запишите тему урока «Трапеция».
Ребята, давайте подумаем, чему бы вы сегодня хотели научиться и что хотели бы узнать нового на уроке о данном четырехугольнике?
Ученики
——————————————————
Данный четырехугольник является параллелограммом.
параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Это произвольный выпуклый четырехугольник.
У этого четырехугольника
Две стороны параллельны, а две другие нет.
У третьего четырехугольника только одна пара параллельных сторон, а у первого две пары параллельных сторон.
У второго четырехугольника вообще нет параллельных сторон.
Ученики ставят перед собой цели урока с помощью следующей инструкции и говорят их учителю.
Сегодня на уроке я хочу…
узнать…
уточнить…
понять…
выяснить…
раскрыть понятия
Научиться:
изображать…
находить…
объяснять…
Учитель
____________________________________
Трапецией называется четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.
Параллельные стороны трапеции называются её основаниями, а две другие стороны – боковыми сторонами.
Начертите в тетрадях следующую таблицу
Название | |
1) А B
C D |
|
2) E F
G H |
|
3) K P
M Q |
|
Посмотрите на первую трапецию ABCD. Какие стороны являются основаниями?
Назовите боковые стороны.
Запишите во второй колонке AB//CD – основания, AC и BD – боковые стороны. ABCD – трапеция.
Рассмотрим трапецию EFGH. Чем она отличается от трапеции ABCD?
Ученики
____________________________________
AB и CD, так как они параллельны.
AC и BD.
У трапеции EFGH боковые стороны равны, а у трапеции ABCD – нет.
Учитель
____________________________________
Трапеции такого вида, у которых боковые стороны равны, называются равнобедренными.
Запишите во второй столбец: EG = FH, EFGH – равнобедренная трапеция.
Рассмотрим трапецию KPQM. Чем эта трапеция отличается от двух предыдущих?
Трапеции такого вида, а которых есть прямой угол, называются прямоугольными.
Запишите во второй столбец: угол K равен900, угол M равен 900. KPQM – прямоугольная трапеция.
То есть трапеция бывает трёх видов. Каких?
Мы с вами изучили параллелограмм. Что мы знаем о нём?
Мы изучили определение и виды трапеции?
Её свойства и признаки
описаны в задачах №386, №388, №389. Сейчас мы будем работать следующим образом…
Ученики
______________________________
У трапеции KPQM, углы К и М прямые.
У учеников в тетрадях таблица выглядит так:
Название | |
1) А B
C D | AB//CD – основания, AC и BD – боковые стороны. ABCD – трапеция.
|
2) E F
G H | EG = FH, EFGH – равнобедренная трапеция.
|
3) K P
M Q | угол K равен900, угол M равен 900. KPQM – прямоугольная трапеция.
|
Произвольная, равнобедренная и прямоугольная.
Определение, свойства, признаки.
Алгоритм работы.
Класс разбивается на 5 групп. Каждая группа получает карточку определённого цвета с заданием, алгоритм работы в группе, таблицы.
1 группа
№ 386
-
Получив задание, распределите роли в группе.
-
Прочтите задание, если возникнет вопрос, то подойдите к учителю.
-
Выполнив задание, дайте на проверку свою работу учителю.
-
Если всё правильно, то приступайте к оформлению на доске.
-
Защита заданий по плану указанному на доске.
2 группа
№ 388 (а)
-
Получив задание, распределите роли в группе.
-
Прочтите задание, если возникнет вопрос, то подойдите к учителю.
-
Выполнив задание, дайте на проверку свою работу учителю.
-
Если всё правильно, то приступайте к оформлению на доске.
-
Защита заданий по плану указанному на доске.
3 группа
№ 388 (б)
-
Получив задание, распределите роли в группе.
-
Прочтите задание, если возникнет вопрос, то подойдите к учителю.
-
Выполнив задание, дайте на проверку свою работу учителю.
-
Если всё правильно, то приступайте к оформлению на доске.
-
Защита заданий по плану указанному на доске.
4 группа
№ 389 (а)
-
Получив задание, распределите роли в группе.
-
Прочтите задание, если возникнет вопрос, то подойдите к учителю.
-
Выполнив задание, дайте на проверку свою работу учителю.
-
Если всё правильно, то приступайте к оформлению на доске.
-
Защита заданий по плану указанному на доске.
5 группа
№ 389 (б)
-
Получив задание, распределите роли в группе.
-
Прочтите задание, если возникнет вопрос, то подойдите к учителю.
-
Выполнив задание, дайте на проверку свою работу учителю.
-
Если всё правильно, то приступайте к оформлению на доске.
-
Защита заданий по плану указанному на доске.
Таблица №1.
Выдвинутая идея | Вошла ли она в ответ | Оценка (альтернативная) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №2.
Роль | Выполнил или нет | Почему | Оценка (альтернативная) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Получив раздаточный материал, ученики распределяют роли:
-
Координатор – распределяет роли в группе.
-
Докладчик – чётко формулирует проблему, во время защиты демонстрирует рассуждения своей группы.
-
Визуализатор – оформляет ответ на доске.
-
Эксперт по содержанию – заполняет таблицу №1.
-
Эксперт по ролевому взаимодействию — заполняет таблицу №2.
Во время защиты у доски для активизации деятельности слушателей предлагается разделить класс на следующие группы:
-
Лекторы – формулируют проблему, ход решения которое демонстрируют классу.
-
«Белые» оппоненты — анализируют ответ группы (лекторов) со знаком «+».
-
«Чёрные» оппоненты — анализируют ответ группы (лекторов) со знаком «-».
-
Провокаторы – задают проблемные вопросы, которые возникают в ходе ответа группы.
-
Регистраторы идей – делают математические выводы, которых были получены при решении проблемы выступающей группы.
В ходе работы функции между группами будут меняться и поэтому предлагается «ролевой» распределитель:
Таблица №3
Лекторы | «Белые» оппоненты | «Чёрные» оппоненты | Провокаторы | Регистраторы идей | |
386 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
388 а | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 |
388 б | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 |
389 а | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 |
389 б | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Замечание. Цифрами 1 – 5 обозначены номера групп.
Решение задач.
№386
В С Дано: ABCD – трапеция, АВ = СD, F принадлежит АВ,
АE = EВ; F принадлежит СD, СF = FD.
E G F Доказать: EF // ВС, EF // АD.
А К D Доказательство:
1. Проведём прямую СК параллельную АВ.
2. По теореме Ферма ВЕ = СG и ВЕ // СG (по построению).
3. Из 1. и 2. следует, что ВСGE – параллелограмм.
4. ВС // ЕG, значит ВС // ЕF.
5. ЕF // АD. Ч. т. д.
Вывод: средняя линия равнобедренной трапеции параллельна её основаниям.
№388 (а)
В С Дано: АВСD – трапеция, АВ = СD.
Доказать: угол А равен углу D,
угол В равен углу С.
А К D Доказательство:
Докажем, что углы А и D равны.
-
Проведем прямую СК // АВ;
-
АВСК – параллелограмм (по построению);
-
треугольник КСD – равнобедренный (АВ = КС, АВ = СD значит СК = СD);
-
угол ВСК = углу КСD (накрестлежащие при пересечении параллельных прямых ВС и АD секущей СК);
-
угол А = углу СКD = углу D.
-
угол А = углу D.
Докажем, что углы В и С равны.
-
угол В = 1800 – угол А;
-
угол С = 1800 – угол D;
-
так как угол А = углу D, следовательно угол В = углу С. Ч. т. д.
Вывод: в равнобедренной трапеции углы при основании равны.
№388 (б)
В С Дано: АВСD – трапеция, АВ = СD.
Доказать: диагонали АС и ВD равны.
А D Доказательство:
Рассмотрим треугольники АВС и DСВ.
-
АВ = СD (по условию).
-
ВС – общая.
-
угол В = углу С (по доказанному выше).
-
треугольники АВС и DСВ равны (по двум сторонам и углу между ними).
-
из равенства треугольников следует равенство сторон АС и ВD. Ч. т. д.
Вывод: в равнобедренной трапеции диагонали равны.
№389 (а)
В С Дано: АВСD – трапеция, угол А = углу D, угол В = углу С.
Доказать: АВСD – равнобедренная трапеция.
А D Доказательство:
-
Проведем прямую СК // АВ, точка К принадлежит АD.
-
ВС // АК (по условию).
-
АВСК – параллелограмм (по признаку параллелограмма).
-
АВ = СК (свойство параллелограмма).
-
угол ВАК = углу СКD (как соответственные при пересечении параллельных прямых АВ и СК секущей АD).
-
угол СКD = углу СDК.
-
треугольник КСD – равнобедренный, значит СК = СD.
-
Из 4 и 7 следует, что АВ = DС. Ч. т. д.
Вывод: если в трапеции углы при основании равны, то трапеция равнобедренная.
№389 (б)
В С Дано: АВСD – трапеция, диагонали ВD и АС равны.
Доказать: АВСD – равнобедренная трапеция.
А D Доказательство:
Рассмотрим треугольники DСВ и АВС.
-
ВС – общая сторона.
-
АС = ВD (по условию).
-
угол ВDС = углу АСВ.
-
треугольники DСВ и АВС равны (по двум сторонам и углу между ними).
-
из равенства треугольников DСВ и АВС следует равенство сторон АВ и СD. Ч. т. д
Вывод: если в трапеции диагонали равны, то трапеция равнобедренная.
4. Подведение итогов.
Учитель
____________________________________
Итак, подведём итог урока. Что мы сегодня изучали на уроке?
Сформулируйте определение трапеции.
Как называются стороны трапеции?
Сформулируйте свойство средней линии трапеции.
Сформулируйте свойства равнобедренной трапеции.
Ученики
____________________________________
Трапецию, её виды, свойства и признаки.
Трапецией называется четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.
Параллельные стороны трапеции называются её основаниями, а две другие стороны – боковыми сторонами.
Средняя линия трапеции параллельна её основаниям.
10 В равнобедренной трапеции углы при основании равны.
20 В равнобедренной трапеции диагонали равны.
Сформулируйте признаки равнобедренной трапеции.
10 Если в трапеции углы при основании равны, то трапеция равнобедренная.
20 Если в трапеции диагонали равны, то трапеция равнобедренная.
Ученики подводят итог по следующей инструкции.
Совет №1. Начните свой ответ словами:
« Мне удалось — узнать…
— понять…
— применять…
— изображать…
— другое…
Совет №2. Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.
Вопросы в помощь:
-
Достигли ли вы поставленной цели?
-
Если да, то что способствовало этому?
-
Если нет, то что мешало?
-
Какого рада трудности испытываете?
5. Домашнее задание.
Вопросы 10, 11 страница 114. Задачи №387, №392, №438.
Домашнее задание состоит из трёх уровней сложности.
Первый уровень – лёгкий, задача №387.
Второй уровень – средний, задача №392.
Третий уровень – повышенной сложности, задача №438.
Ученикам даются рекомендации по домашнему заданию.
Для решения задачи №387 надо воспользоваться определением трапеции и свойствами параллельных прямых.
Для решения задачи №392 надо воспользоваться определением прямоугольной трапеции и свойством угла в 300, теоремой о сумме углов в треугольнике.
Для решения задачи №438. Надо применить и свойство угла в 300, и определение равнобедренного треугольника, воспользоваться признаком равнобедренной трапеции.
Решение задач
№387
С В Дано: АВСD – трапеция, угол А = 360, угол С = 1170.
Найти: угол В и угол D.
D А Решение:
Углы С и D являются соответственными при пересечении параллельных прямых СВ и АD секущей СD. Следовательно угол С + угол D = 1800. Отсюда угол D = 1800 – 1170, угол D=630. Рассуждая аналогично получим, что угол В = 1140.
Ответ: 630 и 1140.
№392.
а Е Дано: прямоугольная трапеция, а и b – основания, угол @.
а) а = 4 см, b = 7 см, @ = 600.
d h с б) а = 10 см, b = 15 см, @ =450.
b К @ М Найти: а) c;
б) d.
Решение: а) проведём прямую h перпендикулярную b. Полученный четырёхугольник является параллелограммом. КМ = 3 см. Рассмотрим треугольник МКЕ. Угол МЕК = 300. Значит, сторона ЕМ = 2КМ. ЕМ = 6 см, т. е. с = 6см.
б) так как угол @ = 450, то треугольник МКЕ – равнобедренный. КМ = КЕ=5см.
d = h =5 см.
Ответ: а) 6 см; б) 5 см.
№438
В С Дано: АВСD – трапеция, диагональ АС перпендикулярна
СD, угол D = 600, РАВСD = 20 см, угол ВАС = углу
САD.
А D Найти: АD.
Решение: Рассмотрим треугольник АСD. Угол САD = 300, угол САВ = 300 (по условию). Отсюда следует, что угол А = углу D = 600. Следовательно трапеция АВСD – равносторонняя. АВ = СD. Угол САD = 300, по свойству угла в 300, СD = ½ АD. Рассмотрим треугольник АВС.
Угол САВ = углу ВСА = 300. Треугольник АВС – равнобедренный, т. е.
АВ = ВС = СD = ½ АD.
Тогда 20 = АD + 3 ½ АD. АD = 8 см.
Ответ: АD = 8 см.
Список использованной литературы
-
Атанасян Л. С., Бутузов С. Б., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия, 7 -9 класс. – М.: «Просвещение», 2006
-
Гончарова М. А., Ковалёва В. В., Поддубнова С. А. Современные технологии обучения математике – Барнаул, 2003
-
Белоусова И. И., Гончарова М. А. Нестандартные уроки (8 – 9 классы) – Барнаул: изд БГПУ, 2003