Тема урока: Расположение прямых наплоскости

Цель урока:

  • сформировать у учащихся понятия о перпендикулярных , пересекающихся и параллельных прямых;

  • учить работать с математическим текстом;

  • развивать мышление, математическую речь;

  • работа над развитием у учащихся представления о реальном мире, пространственного воображения, логического мышления;

  • подготовка к изучению геометрии;

  • развивать познавательный интерес к предмету.

Используемые приёмы: Верно, или нет …, ИНСЕРТ.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, линейка, транспортир

Ход урока

Стадия вызова.

Великому французскому математику Р.Декарту принадлежат слова: «Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять». Эта фраза взята девизом урока и призывает вас, ребята, применить все ваши знания сегодня на уроке.

Геоме́трия (от

Начертите два перпендикулярных отрезка, которые: А) пересекаются; Б) имеют общий конец. Начертите треугольник АВС. Через его вершину А проведите на глаз прямую, параллельную противоположной стороне треугольника. Начертите две перпендикулярные прямые, пересекающиеся в точке О. На одной из них обозначьте точки А и С, а на другой – точки В и Д так, чтобы ОА=ОВ=ОС=ОД. Найдите расстояния АВ, ВС и СД, если АД=3 см. Постройте две пересекающиеся прямые.Измертите транспортиром получившиеся углы. Сделайте вывод. Покажите, как сгибанием листа бумаги можно получить: перпендикулярные отрезки; параллельные отрезки; прямоугольник; Работа с чистым (нелинованным) листом бумаги: провести на листке бумаги прямую a, отметить на ней точку В. Перегибая лист бумаги, построить прямую b, перпендикулярную к прямой а и проходящую через В; отметить на листе точку С, не лежащую на прямой а. Перегибая лист бумаги, построить прямую к, перпендикулярную к прямой а и проходящую через С; используя точку С, перегибая лист бумаги, построить прямую п, параллельную прямой а и проходящую через С; Рефлексия. Вновь возвращаются к вопросам начала урока, но начинать их формулировку будем уже со слов «Верно ли, что…?». Посмотрим, может быть, наше мнение после работы с текстом изменилось. Значки будете ставить в четвертом столбике.

Приложение 1 ПРЯМЫЕ И ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ. Если на плоскости (на тетрадной странице) обозначим две точки А и В, соединим их с помощью линейки, то получим отрезок АВ. И продолжив отрезок в обе стороны, получим прямую АВ. Значит, через точки А и В на плоскости проводится только одна прямая АВ. Прямая бесконечна. Мы знаем, что прямая обозначается двумя заглавными латинскими буквами, но можно прямую обозначить и одной строчной латинской буквой (a , b , s ,t ,…)

На рисункеизображены прямые а и b и точка О, которая принадлежит и прямой а, и прямой b . Точка О — общая точка прямых а и b . Прямые а и b — пересекающиеся прямые. О — точка пересечения прямых а и b . Пересекающиеся прямые имеют только одну общую точку. При пересечении двух прямых на плоскости образуется четыре угла с общей вершиной (не считая развернутых углов). На рисунке изображены углы, образованные при пересечении двух прямых а и b на плоскости. Это: ∟l , ∟2, ∟3 и ∟4. ∟1 и ∟3 — вертикальные углы ; ∟2 и ∟4 — вертикальные углы. Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются продолжением сторон другого.
Прямые АВ и СD – пересекающиеся прямые. Они образуют 4 угла, каждый из которых равен 900. Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называются перпендикулярными. Это название произошло от латинского «perpendicularis », что означает «отвесный». Перпендикулярность прямых обозначается знаком « » Пишется: АВ CD . Читается: «прямая АВ перпендикулярна прямой CD ». Перпендикулярные прямые делят плоскость на четыре прямых угла.

Смежные стороны квадрата, прямоугольника являются взаимно перпендикулярными отрезками. AB BC ; BC CD; CD AD; AD AB. Отрезки (лучи), лежащие на перпендикулярных прямых, тоже взаимно перпендикулярны. Нам известно, что если две прямые, лежащие на одной плоскости, имеют одну общую точку, то они пересекаются. В технике и в быту встречаются прямые, которые не имеют общих точек. Например, следы колес автомашины на прямой дороге, рельсы на прямой дороге, ребро куба и т.д. Если две прямые на плоскости не имеют общей точки, то они не пересекаются. Две непересекающиеся прямые на плоскости называются параллельными. Термин «параллельные» (с греческого «parallehos ») означает «рядом идущие». Прямые а и b есть параллельные прямые. Записывают: а||b или b ||а. Эту запись читают: «прямая а параллельна прямой b ». Отрезки, лежащие на параллельных прямых, параллельны. Отрезки АВ и CD параллельны, так как прямые m и n параллельны.
Противоположные стороны квадрата и прямоугольника — параллельные отрезки. Через каждую точку плоскости, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной прямой. Если две прямые на плоскости перпендикулярны третьей прямой, то они параллельны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here