Аттестуемый педагог: Пастухова Светлана Анатольевна
Предмет: математика
Класс: 4 « А»
Тема урока: «Виды треугольников» (прямоугольные, тупоугольные, остроугольные).
Тип урока: получение новых знаний частично исследовательский
Цель урока: — сформировать представление обучающихся о разных видах треугольников;
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности понятий: прямой, тупой, острый, развернутый угол; прямоугольный, тупоугольный, остроугольный треугольник: добиться умения выделять углы треугольника в заданных фигурах; выделять треугольники в заданных фигурах; применить навыки выделения соответственных элементов в треугольниках, нахождение треугольников всех видов.
развивающие: способствовать развитию у обучающихся интуиции и воображения; внимания, наблюдательности и вооружать логическим методом, — основным методом, с помощью которого обосновывается истинность или ложность утверждений; помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие умения ставить цель и формулировать задачи, планировать свою деятельность.
— реализовать право каждого ученика на полноценное личностное развитие, на основе качественного и индивидуализированного обучения.
воспитательные: способствовать развитию математического языка (его основным диалектам, алгебраическому и геометрическому) на котором говорит современная наука, интереса к предмету математика, создавать положительный образ математики у обучающихся.
Планируемые предметные результаты:
— уметь различать треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный: уметь, выделять треугольники в заданных фигурах; развивать навыки выделения соответственных элементов в треугольниках, нахождение треугольников всех видов.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать полученное новое, от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение.
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Математика» 4 класс
М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова, С. И. Волкова, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.
Схема конспекта урока
Этапы урока | Содержание этапа (заполняется педагогом) | ||||||||||
I. | Организационный момент | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: подготовить к работе на уроке; — проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку, организовать внимание класса к работе на уроке, включить детей в учебный ритм, создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Взаимные приветствия учителя и обучающихся, организация внутренней готовности обучающихся и их внимания.
-Итак, друзья, внимание – Садитесь правильно, начинаем наш урок. Есть у математики молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даёшь Для победы важную закалку. Учится с тобою молодёжь Развивать и волю, и смекалку.
— соберитесь и ответьте мне, какие качества нам необходимо включить в работу, чтобы для всех этот урок стал полезным? — Внимание. — Старание. — Хорошее настроение. — Покажите смайликами ваше настроение? Зеленый — отличное, синий – не очень, красный — плохое. Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. — Почему он так говорил? (ответы детей) — Поэтому, каждый из вас должен работать на уроке в полную силу, слушать друг – друга внимательно, дополнять, выполнять все задания, а не смотреть, как работает сосед. Оценивать себя вы будите по «Рабочей карте урока». Она есть у каждого из вас на парте. Сюда вы будете вносить свою отметку за каждый этап урока. В конце урока подведете итог своей работы и выставите себе средний балл за урок, то есть за усвоение темы. Кто знает, как работать с «Рабочей картой урока», покажите смайликом? Да – зеленый, не уверен — синий, нет – красный. Результат: готовность учащихся к сотрудничеству. | |||||||||
II. | Актуализация опорных знаний.
Слайд № 1
| Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: расширить свои знания о видах углов на материале предыдущих уроков. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: актуализация имеющихся знаний и способов действия учащихся, обеспечение мотивации и формулирование ими задач. Беседа с учащимися об углах острых, тупых, прямых, развернутых. — ребята, повторим, то, что уже знаем? — откройте тетради и начнем работать со мной. — в тетрадях, отметим три точки, не лежащие на одной прямой, точку А, точку В и точку С и соединим их отрезками. (один ученик выходит к доске и самостоятельно выполняет задание) В
А С — какую фигуру мы получили? (треугольник) — почему эта фигура так называется? (три угла, три вершины, три стороны)
— Приведите примеры, где встречаются треугольники в нашей повседневной жизни? (примеры детей) — посмотрите на наш треугольник. — прочитайте, как называется построенный треугольник? ( ВСА, СВА ) и т. д. — назовите углы этого треугольника? — угол ( ВСА, СВА, АСВ). Можно его назвать просто, угол А, угол В, угол С. — вспомните, какие углы вы знаете? (острый, тупой, прямой,) — посмотрите на слайд и скажите. — какие вы видите углы?
— покажите прямой угол. — как можно это проверить? (с помощью треугольника, угольника) — проверь. — покажите тупой угол. — как можно это проверить? — проверь. — покажите острый угол. — как можно это проверить? — проверь. — а как называется вот этот угол, кто знает? (развернутый) — на что он похож? (на веер) — правильно. — встаньте и покажите мне развернутый угол, с помощь рук. — Что мы сейчас с вами повторили? (острые, тупые, прямые, развернутые углы) — оцените свою работу в рабочей карте.
Результат: готовность учащихся к активной деятельности на основе мотивации.
| |||||||||
III. | Формирование новых знаний
Постановка проблемы
Слайд № 2
| Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения. Постановка проблемного вопроса. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: стимулирование познавательной активности через прием: удивления – столкнуть разные точки зрения учеников по данному вопросу. — прошло время узнать тему урока. Перед вами ребус, прочитав ребус, вы узнаете тему нашего урока. Замените букву и на е, в первой цифре. Виды. — как называется тема нашего урока? Тема урока «Виды треугольник».
— ребята, давайте поставим цель урок, — что мы узнать в ходе урока? — чему научимся? — что попробуем выполнить? Мы узнаем – какие виды треугольников бывают? Мы научимся — различать разные виды треугольников? Мы попробуем применить на практике наши знания в самостоятельной работе. — давайте с вами узнаем, какие виды треугольников бывают? — как вы думаете, кто нам может помочь в этом? (учитель, учебник) — правильно, с помощью учебника мы узнаем на уроке, какие виды треугольников бывают? Учитель: Если бы треугольники создали себе бога, он был бы с тремя сторонами. Сказал известный французский философ. Шарль Монтескьё Результат: определить тему урока, определить образовательную цель урока, показать чему должны научиться в ходе урока. | |||||||||
1. | Объяснение нового материала по странице учебника.
Слайд № 3
| Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понимание сущности, нового, неизведанного. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: проникновение в смысл материала при помощи анализа треугольников. Постановка концептуальных вопросов к теме, подведение учащихся к пониманию нового материала, формирование основных понятий геометрического материала. Выполнение упражнений с учетом полученных знаний геометрического характера. Осознанно строят речевые высказывания в устной форме. установить степень усвоения обучающими связей между фактами и их причинно — следственными закономерностями. Откройте стр 4 учебника математика часть № 2 — Какие треугольники вы видите на рисунке, назовите их? АВС, ДЕК, МТО. — есть ли среди них треугольник с прямым углом? (да) — назовите его? ДЕК — назовите угол, который у него прямой? Е — как вы определили, что угол Е, у него прямой? — давайте проверим? — и так в треугольнике Е, прямой. — как можно назвать этот треугольник? (прямоугольный) (да – это прямоугольный треугольник) — посмотрите и скажите, два других угла в этом треугольнике, какие? (острые) — почему вы так решили? — давайте проверим? — посмотрите и скажите, есть ли среди этих треугольников угол с тупым углом? (да) — назовите его? ТОМ — какой угол у него тупой? (О) — давайте проверим? — какие два других угла в треугольнике ТОМ? (острые) — давайте проверим. — как мы можем назвать этот треугольник? (тупоугольный) (да – это тупоугольный треугольник)
— а остался ли у нас еще треугольник? — назовите его? АВС — посмотрите и скажите, какие у него углы? (все острые) — давайте проверим. — как же мы, можем его назвать? (остроугольный)
— сделайте вывод, какие бывают треугольники в зависимости от их углов. (тупоугольные, остроугольные, прямоугольные)
— давайте узнаем, совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике. — прочитайте вывод в учебнике. (читают вывод в учебнике стр 4)
— совпадает ли наш вывод с выводом учебника? (да) — какие треугольники называются прямоугольными – (есть прямой угол), остроугольными – есть острый угол), тупоугольными – (есть тупой угол).
— покажите смайликами, как вы поняли этот материал? — значит, первую цель мы с вами достигли. — мы узнали, какие виды треугольников бывают? — а теперь, мы с вами должны закрепить изученный материал, научится различать треугольники на практике по видам. — посмотрите на странице 4 № 8. — прочитайте задание. — что нужно сделать в этом задании? — выпишите сначала остроугольные, затем прямоугольные, а потом тупоугольные треугольники. Проверьте себя по слайду и поставьте отметку в карту. Остроугольный – 6, 1 Прямоугольный – 7, 4. Тупоугольный – 2. 3, 5. (отодвиньте учебник) — Скажите, чему мы учились, работая с упражнением № 8 ? — мы учились – различать виды треугольников Результат: понимание материала с учетом возрастных особенностей детей. | |||||||||
2. | Первичное закрепление материала. Работа в парах
Слайд № 4
| Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: Практическое закрепление материала на основе работы в парах. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: установить степень усвоения обучающими связей между фактами и их причинно-следственными закономерностями при работе детьми в парах. Величие человека — в его способности мыслить. Писал великий французский ученый, математик Блез Паскаль. Давайте же с вами помыслим, работая в парах. — Возьмите карточку с видами треугольников. (соедините треугольник и объясните своему товарищу, почему именно этот треугольник называется тупоугольным, прямоугольным, остроугольным, работайте в парах по очереди) ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
— проверьте свою работу. (на слайде) — оцените работу в паре, было ли вам комфортно , понимал ли вас, товарищ? Смайликом: отлично, не очень, плохо. — проверьте свою работу и поставьте отметку друг другу. Результат: практически закрепить полученные знания на основе работы в парах.
| |||||||||
3. | Вторичное закрепление материала на основе полученных знаний
(Физминутка)
С использованием элементов игры.
Слайд № 5
| Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: Практическое закрепление материала с элементами двигательных упражнений, на основе игры: «Из каких треугольников состоит человечек». Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: установить степень усвоения обучающими связей между фактами и их причинно-следственными закономерностями, через двигательные упражнения на основе игры: «Из каких треугольников состоит человечек». Полет – это математика. Писал советский летчик Валерий Чкалов
Давайте попробуем, умеет ли ваша мысль летать, и проверим ваше внимание? — встаньте ребята, когда я вам показываю тупоугольный треугольник – поднимите руки так, как будь-то, вы тянитесь к солнышку, когда я вам показываю остроугольный треугольник – поставьте ноги на ширину плеч, когда я вам покажу прямоугольный треугольник – вы вытяните руки вперед. — мы с вами отдохнули и повторили, что, продолжите фразу? — Повторили — виды треугольников Оцените свой ответ в таблице самостоятельно. Результат: самостоятельно в игре произвести припоминание изученного материала. | |||||||||
4. | Закрепление материала на основе Дифференцированной самостоятельной работы.
Слайд № 6
| Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: Практическое применение знаний, через дифференцированную самостоятельную работу, с учетом возрастных особенностей детей. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: Развитие способностей обучающихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия замыслу и условиям. Мобилизация обучающихся на рефлексию способов деятельности. Прогнозирование саморегуляции и сотрудничества.
Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. Писал о людях известный математик Андрей Григорьевич Конфорович. Поднимите руку, кто считает себя сильным? Перед вами Самостоятельная работа. Выберите себе уровень по силам. Если вы взяли сильный уровень, а почувствовали, что не справляетесь, можете поменять уровень в процессе работы, на тот который вам доступен. (у каждого варианта 3 уровня, А, Б, С.) А – уровень слабый на «3», Б – уровень средний на «4», В – уровень сильный на «5». У первого варианта свои уровни, у второго варианта свои уровни. Ответы записываете внизу. У вас при выполнении уровня правильно получится имя мальчика или девочки. (дети выполняют работу самостоятельно) — посмотрите на слайд. — проверьте свои ответы. Поставьте себе в таблицу отметку, за эту работу. Результат: применение обучающимися пройденного материала на основе самостоятельной дифференцированной работы. | |||||||||
IV. | Итог урока. Оценка и самооценка
| Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: развитие навыков самооценки, определение уровня достижения поставленных задач в течение урока. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: понимание темы геометрического материала, выявление качества знаний, обеспечение коррекции знаний и способов действий, получение информации о достижении обучающимися планируемых результатов. Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных отметок. Осознание учениками полученных результатов и готовность к достижению новых учебных целей. Подведение итогов работы. — вспомните, какие цели мы ставили на уроке? — продолжите фразу. Мы узнали — какие виды треугольников бывают? Мы научились — различать разные виды треугольников? Мы применили — на практике знания в самостоятельной работе. — какие качества вам помогли сегодня на уроке? — Внимание. — Старание. — Хорошее настроение. — давайте поставим отметку себе за урок. — Покажите смайликами ваше настроение в конце урока? Зеленый — отличное, синий – не очень, красный — плохое. Результат: соотнесение целей урока и результатов работы. | |||||||||
V. | Домашнее задание.
Слайд № 7 | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понимание содержания домашнего задания и пути его выполнения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: сообщить учащимся о домашнем задании. соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. — запишите домашнее задание. Д/З стр 4, № 12, стр 5 № 15 или дополнительное творческое задание Результат: овладение на практическом уровне приемами устной и письменной речи. |