Лабораторно-практические занятия по геометрии в 7 классе
Лабораторно-практические занятия имеют важное значение, особенно при обучении детей с ослабленным здоровьем. Такая работа учащихся способствует лучшему усвоению ими теорети- ческого материала, развитию навыков самостоятельной работы, навыков работы с компьютером, техническими средствами обучения, навыков обращения с наглядными пособиями. Лабораторно-практические работы помогают школьникам анализировать и обобщать, делать выводы.
Занятия можно проводить на различных этапах обучения: при повторении, закреплении изученного, обобщении и систематизации знаний учащихся. На занятиях осуществляется дифференцированный подход: каждый ученик выбирает свой темп работы и решает задачи, самостоятельно выбирая уровень их сложности.
При осуществлении лабораторно-практических работ используется компакт-диск электронного издания 1С: Школа. Образовательная коллекция «Планиметрия 7-9 класс»
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ « Виды углов в планиметрии»
ЦЕЛИ: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
Способствовать развитию логического мышления. Воспитывать
аккуратность, упорство в достижении цели, правильную самооценку.
ЗАДАЧИ:
1.Повторить: определения: смежных, вертикальных углов; прямого, острого, тупого углов; плоского угла, развернутого угла, полного угла, внутреннего угла треугольника; определение равных плоских углов, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых.
Теоремы: о смежных углах, о вертикальных углах, о прямых углах, о сущест- вовании биссектрисы угла, о перпендикуляре к данной прямой, о признаке вертикальных углов.
2. Выполнить закрепление и проверку знаний изученного материала при
решении задач.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, индивидуальная карта- тест, справочные
таблицы «Виды углов».
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: лабораторно-практическое занятие с использованием
информационной и тестовых технологий обучения.
На протяжении всей работы учащиеся заполняют
индивидуальную карту-тест.
МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: данное занятие проводится в конце изучения темы
«Начальные геометрические сведения» на этапе
обобщения и систематизации фактов.
На данном этапе обучения учителю необходимо знать, как усвоены каждым учеником
ранее изученные темы «Угол. Виды углов», «Построение углов», «Элементарные
задачи на построение», какие трудности или недочеты имеются у ученика. Результаты
работы учащихся позволят учителю оптимально выбирать формы и методы обучения,
коррекции ошибок и восполнению пробелов в знании учебного материала.
С помощью карты-теста учитель сможет осуществить проверку предметной
компетентности учащихся на данном этапе обучения геометрии по ключевым
вопросам вышеперечисленных тем: знание фактического материала, навыки его
использования в ситуации «прямого применения», а также умение его применять в
сочетании с учебным материалом ранее изученных тем.
Опосредовано проверяются умения: понимать условие задачи, владеть
соответствующей терминологией и символикой, читать чертежи, сопоставлять текст
задачи с сопровождающим ее условие чертежом.
СТРУКТУРА РАБОТЫ: карта-тест содержит задания базового и продвинутого ( задачи
№ 8,9,10) уровней сложности, что позволяет обеспечить
высокую дифференцируемость оценивания.
В тестах используются задания пяти типов: «закончите
предложение», «заполните пропуски», «исправьте ошибки»,
«вставьте пропущенные символы», «впишите нужное слово».
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ:
Оценивание работы осуществляется по принципу сложения и зависит от количества
заданий, которые ученик верно выполнил. За каждое верно решенное задание
учащемуся начисляется 1 балл. Общий балл формируется путем подсчета общего
количества баллов, полученных учащимся за выполнение работы.
Непосредственно в работе учащегося за верное выполнение задания ставится «+»- 1
балл, если задание выполнено наполовину ставится «+_»- 0,5 балла, если задание
выполнено неверно «-« — 0 баллов.
Выполнение правильно 24-26 заданий оценивается отметкой «5».
Выполнение правильно 21-23 заданий- отметкой «4».
Для получения положительной отметки ученик должен набрать не менее 15 баллов.
Итоги лабораторно-практической работы заносятся в специальную таблицу, которая
вывешивается на информационный стенд, на сайте учителя.
Лабораторная работа по геометрии № 1 в 7 классе
«ВИДЫ УГЛОВ В ПЛАНИМЕТРИИ»
Фамилия, имя учащегося_______________________________________________________________
Дата выполнения работы__________________________
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
-
Смежные углы.
Закончите предложение: «Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются_________________________________________»;
-
Вертикальные углы.
Закончите предложение: «Если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого, то эти углы называются_________________________________________________»;
-
Прямой угол.
Заполните пропуски. «Угол называется ______________________, если он равен 90 ̊»;
-
Биссектриса угла.
Заполните пропуски. «Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется _______________________ угла»;
-
Перпендикулярные прямые.
Заполните пропуски. «Две пересекающиеся прямые называются ____________________
_______________________ ,если они образуют четыре прямых угла»;
-
Плоский угол.
Закончите предложение: «Фигура, состоящая из линейного угла и одного из частей, на которые он разделяет множество всех точек плоскости, называется __________________
_____________________________»;
-
Внутренний угол треугольника.
Закончите предложение. «Плоский угол, образованный сторонами треугольника и содержащий этот треугольник, называется _________________________________________
_______________________________________»;
-
Развернутый угол.
Закончите предложения: «Если обе стороны угла лежат на одной прямой, то угол называется _______________________________________________»;
Развернутый угол равен ____________________»;
-
Полный угол.
Закончите предложение. «Фигура, образованная лучом, лежащим в данной плоскости, и множеством всех остальных точек плоскости, называется___________________________
_______________________»;
-
Равные плоские углы.
Заполните пропуски. «Два плоских угла равны, если они образованы __________________
_____________________________________ и либо в каждом из них любой отрезок с концами на сторонах угла содержит ________________________________________________
этого угла, либо в каждом из них любой отрезок с концами на сторонах угла не содержит внутренние точки угла».
ТЕОРЕМЫ
-
О смежных углах.
Закончите предложение: «Если два угла равны, то равны и ______________________
им углы»;
-
О вертикальных углах.
Закончите предложение: «Вертикальные углы _______________»;
-
О прямых углах.
Закончите предложение: « Все прямые углы _________________»;
-
О существовании биссектрисы угла.
Закончите предложение: « У любого угла существует его ________________________»;
-
О перпендикуляре к данной прямой.
а) проходящем через точку вне прямой.
Исправьте ошибки: А є а ; А є в; в Т а.
б) проходящем через точку на прямой.
Вставьте пропущенные символы: А __а; А__в; в___а.
-
О признаке вертикальных углов.
Впишите нужное слово: α = β → α и β — _____________________углы.
ЗАДАЧНИК
Решая задачи, вписывайте в таблицу верные ответы (только числа)
-
№ задачи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Верные ответы
Отметка учителя______________________________
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ « Внутренние и внешние углы треугольника».
ЦЕЛИ: Ввести понятие внешнего угла треугольника. Сформулировать теоремы о
сумме углов треугольника и о величине внешнего угла треугольника;
формировать умения анализировать, развивать логическое мышление;
Воспитывать аккуратность, упорство в достижении цели, правильную
самооценку.
ЗАДАЧИ:
1.Повторить : виды треугольников , свойство равнобедренного треугольника,
определение и свойство смежных углов, определение и величину
развернутого угла, определение внутреннего угла треугольника;
2.Познакомить учащихся с понятием внешнего угла треугольника, выполнить
с ними построение внешнего угла треугольника; познакомить с теоремами
о величине внешнего угла треугольника и сумме внутренних углов
треугольника.
3.Выполнить первичное закрепление изученного материала при решении
задач.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, индивидуальная карта-тест, демонстрационные
таблицы: «Виды треугольников», «Измерение углов
транспортиром», линейка, транспортир.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: лабораторно-практическое занятие с использованием
информационной и тестовых технологии обучения.
На протяжении всей работы учащиеся заполняют
индивидуальную карту-тест.
МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: данное занятие проводится в начале изучения
темы « Соотношения между сторонами и углами
треугольника» на этапе сообщения новых
фактов.
На данном этапе обучения учителю необходимо знать, как усвоены каждым
учеником ранее изученные темы: «Угол»,«Измерение углов», «Смежные углы», «Треугольники и их виды», «Перпендикуляр к прямой», «Высоты треугольника»,«Равнобедренный треугольник и его свойства», какие трудности или недочеты имеются у конкретного ученика. Результаты работы учащихся позволят учителю оптимально выбирать формы и методы обучения, коррекции ошибок и пробелов в усвоении учебного материала. С помощью карты-теста учителя смогут осуществить проверку предметной компетент- ности учащихся на данном этапе обучения геометрии по ключевым вопро- сам вышеперечисленных тем:знание фактического материала, навыки его использования в ситуации «прямого применения», а также умение его применять в сочетании с учебным материалом ранее изученных тем. Уже второе лабораторно-практическое занятие в этом учебном году позволит проследить за изменением предметной компетентности ученика, усвоением общеинтеллектуальных умений и навыков, таких, как: умение подводить под определение, выстраивать логическую цепочку рассуждений, правильно оценивать ситуацию, умение распознавать и изображать на чертежах изучаемые фигуры, умение выделять из данной конфигурации заданные в условии задачи элементы, умение применять определения и теоремы о свойствах и признаках изучаемых фигур, вычислять градусную меру углов.
При этом опосредовано проверяются следующие умения: понимать условие задачи; владеть соответствующей терминологией и символикой; читать чертежи; сопоставлять текст задачи с сопровождающим ее условие чертежом.
Это особенно важно, так как геометрию семиклассники начали изучать только в этом году.
СТРУКТУРА РАБОТЫ: карта-тест содержит задания базового и продвинутого
(задачи № 5, № 7) уровней сложности, что позволяет
обеспечить высокую дифференцируемость оценивания.
В тестах используются задания двух типов: «заполните
пропуски, чтобы получилось верное утверждение»;
«установите, истинны или ложны утверждения».
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ: оценивание работы осуществляется по принципу сложения и зависит от количества заданий, которые ученик верно выполнил. За каждое верно решенное задание учащемуся начисляется 1 балл. Общий балл формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимся за выполнение работы. Непосредственно в работе учащегося за верное выполнение задания ставится «+»-1 балл, если задание выполнено наполовину ставится « ± »- 0,5 балла, если задание выполнено неверно «– »- 0 баллов. Выполнение всех заданий, а их 31, оценивается отметкой «5».
Выполнение правильно 28 заданий- отметкой «4». Для получения положительной отметки ученик должен набрать не менее 15 баллов. В противном случае за работу ставится отметка «2». Учащиеся, которые выпол-
нят все задания, могут сделать дополнительные задания № 1 и № 2, которые
расположены на карточках зеленого цвета. За правильно выполненные дополнительные задания учащимся выставляется отдельная отметка.
Итоги лабораторно-практической работы заносятся в специальную таблицу,
которая вывешивается на информационном стенде и на сайте учителя.
Лабораторная работа по геометрии № 2 в 7 классе
«Внутренние и внешние углы треугольника»
Фамилия, имя учащегося_______________________________________________________________
Дата выполнения работы__________________________
ПОВТОРЕНИЕ
-
Виды треугольников.
Представлюсь я. Я — треугольник! Со мной хлопот не оберется школьник.
По — разному всегда я называюсь, когда углы иль стороны даны.
С одним тупым — тупоуголен.
Коль острых два, а третий прям — прямоуголен я.
Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны, то я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны, то равнобедренным я величаюсь.
-
Свойство равнобедренного треугольника: В треугольнике моем два угла есть равных.
И живут они вдвоем при основании славном.
-
Линии в треугольнике.
1). Биссектриса угла – это луч, из вершины летит и могуч.
Потому что, пусть помнится нам, делит угол он тот пополам !
2). Знает каждый школьник, как меня построить.
К чему ни проведут меня, всем перпендикулярна я;
Отгадай, вопрос простой: как зовусь я?__________________________
3). Вначале вы найти должны середину стороны.
Ее соединишь с вершиной — и меня уж получил ты.
Просто все и без обмана. Как зовусь я? ________________________
Медиана непрестанно выбегает из вершин, всех меряя на свой аршин.
Лишь прикоснувшись к сторонам, она их делит пополам.
-
Закончите предложения:
1). Если один из углов треугольника тупой, то треугольник называется ______________________.
2). Если все углы треугольника острые, то треугольник называется ________________________
3). В На чертеже изображен _________________________________треугольник.
Сторона ВС изображенного треугольника АВС называется_______________
Стороны АВ и АС изображенного на чертеже треугольника называются
_________________________________
А С В прямоугольном треугольнике гипотенуза (больше, меньше, равна)____
_____________________________катета.
4). Если два угла треугольника равны, то треугольник__________________________________________.
5. Верно ли утверждение? Около верного утверждения поставьте «+», около неверного- «–».
1). Если один из углов треугольника острый, то треугольник называется остроугольным.
2).Треугольник может иметь один прямой угол и один тупой угол.
3).Треугольник может иметь два тупых угла.
4). На чертеже изображен тупоугольный треугольник.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Смежные углы. Закончите предложение: «Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой называются______________________ ___».
|
α + β = 180 ̊ |
α и β – смежные углы
2. Развернутый угол.
Закончите предложения: «Если обе стороны угла лежат на одной прямой, то угол
называется _______________________________________________»;
Развернутый угол равен ____________________»;
3.Внутренний угол треугольника.
Закончите предложение. «Плоский угол, образованный сторонами треугольника и
содержащий этот треугольник, называется _________________________________________»;
4.Внешний угол треугольника. Вставьте пропущенные слова: «Внешним углом треугольника
называется ______, смежный с каким – нибудь внутренним ______ этого треугольника.
α α и β – внешние углы треугольника
β
Выполните построение: На уроке сегодня построить извольте-ка угол, смежный с одним из углов треугольника! Соблюдая законов и букву, и дух, больше он из оставшихся двух.
Построите внешний угол треугольника
ДАЛЕЕ РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ
ТЕОРЕМЫ
-
О величине внешнего угла треугольника.
Вставьте пропущенные слова: «Внешний угол треугольника ________ сумме двух внутренних,
не ____________________ с ним». Обозначьте углы на чертеже, закончите формулу.
α + β = ____
а). Измерьте с помощью транспортира
градусные меры углов α, β, θ
α= ; β= ; θ= .
б) Сравните с формулой. Верно ли равенство?
Обведите верный ответ: ДА НЕТ
-
О сумме внутренних углов треугольника.
Закончите предложение. «Сумма внутренних углов треугольника ______________________».
Обозначьте углы в треугольнике. Вставьте пропущенную букву:
α + β + ___= 180 ̊
а). Измерьте с помощью транспортира
градусные меры углов α, β, θ
α= ; β= ; θ= .
б) Сравните с формулой. Верно ли равенство?
Обведите верный ответ: ДА НЕТ
Угла развернутого градусную меру и сумму в треугольнике углов, сравни.
Получишь непременно одно и то же чудное число _____ ̊.
ЗАДАЧНИК
Решая задачи, вписывайте в таблицу верные ответы (только числа)
-
№ задачи
1
2
5
7
Верные ответы
Отметка учителя______________________________
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ « Внутренние и внешние углы треугольника».
ЦЕЛИ: Ввести понятие внешнего угла треугольника. Сформулировать теоремы о
сумме углов треугольника и о величине внешнего угла треугольника;
формировать умения анализировать, развивать логическое мышление;
Воспитывать аккуратность, упорство в достижении цели, правильную
самооценку.
ЗАДАЧИ:
1.Повторить : виды треугольников , свойство равнобедренного треугольника,
определение и свойство смежных углов, определение и величину
развернутого угла, определение внутреннего угла треугольника;
2.Познакомить учащихся с понятием внешнего угла треугольника, выполнить
с ними построение внешнего угла треугольника; познакомить с теоремами
о величине внешнего угла треугольника и сумме внутренних углов треугольника.
3.Выполнить первичное закрепление изученного материала при решении задач.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, индивидуальная карта-тест, демонстрационные
таблицы: «Виды треугольников», «Измерение углов транспор-
тиром», линейка, транспортир.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: лабораторно-практическое занятие с использованием
информационной и тестовых технологии обучения.
На протяжении всей работы учащиеся заполняют
индивидуальную карту-тест.
МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: данное занятие проводится в начале изучения
темы « Соотношения между сторонами и углами
треугольника» на этапе сообщения новых фактов.
На данном этапе обучения учителю необходимо знать, как усвоены каждым
учеником ранее изученные темы: «Угол»,«Измерение углов», «Смежные углы»,
«Треугольники и их виды», «Перпендикуляр к прямой», «Высоты треугольника»,
«Равнобедренный треугольник и его свойства», какие трудности или недочеты имеются у конкретного ученика. Результаты работы учащихся позволят учителю оптимально выбирать формы и методы обучения, коррекции ошибок
и пробелов в усвоении учебного материала. С помощью карты-теста учителя
смогут осуществить проверку предметной компетентности учащихся на данном
этапе обучения геометрии по ключевым вопросам вышеперечисленных тем:
знание фактического материала, навыки его использования в ситуации «прямого применения», а также умение его применять в сочетании с учебным материалом ранее изученных тем. Уже второе лабораторно-практическое занятие в этом учебном году позволит проследить за изменением предметной компетентности ученика, усвоением общеинтеллектуальных умений и навыков, таких, как: умение подводить под определение, выстраивать логическую цепочку рассуждений, правильно оценивать ситуацию, умение распознавать и изображать на чертежах изучаемые фигуры, умение выделять из данной конфигурации заданные в условии задачи элементы, умение применять определения и теоремы о свойствах и признаках изучаемых фигур,
вычислять градусную меру углов.
При этом опосредовано проверяются следующие умения: понимать условие задачи; владеть соответствующей терминологией и символикой; читать чертежи; сопоставлять текст задачи с сопровождающим ее условие чертежом.
Это особенно важно, так как геометрию семиклассники начали изучать только в этом году.
СТРУКТУРА РАБОТЫ: карта-тест содержит задания базового и продвинутого
(задачи № 5, № 7) уровней сложности, что позволяет
обеспечить высокую дифференцируемость оценивания.
В тестах используются задания двух типов: «заполните
пропуски, чтобы получилось верное утверждение»;
«установите, истинны или ложны утверждения».
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ: оценивание работы осуществляется по принципу сложения и зависит от количества заданий, которые ученик верно выполнил. За каждое верно решенное задание учащемуся начисляется 1 балл. Общий балл формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимся за выполнение работы. Непосредственно в работе учащегося за верное выполнение задания ставится «+»-1 балл, если задание выполнено наполовину ставится « ± »- 0,5 балла, если задание выполнено неверно «– »- 0 баллов. Выполнение всех заданий, а их 31, оценивается отметкой «5».
Выполнение правильно 28 заданий- отметкой «4». Для получения положительной отметки ученик должен набрать не менее 15 баллов. В противном случае за работу ставится отметка «2». Учащиеся, которые выпол-
нят все задания, могут сделать дополнительные задания № 1 и № 2, которые
расположены на карточках зеленого цвета. За правильно выполненные допол-
нительные задания учащимся выставляется отдельная отметка.
Итоги лабораторно-практической работы заносятся в специальную таблицу,
которая вывешивается на информационном стенде.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
-
При выполнении теста самое главное- дать верные ответы на большее число заданий. Одни задания для вас более простые, другие более сложные. Сначала выполните задания, которые вы можете сделать сразу.
Непонятные для вас задания пропустите,- вернетесь к ним позже.
-
Записывайте ответы аккуратно в специально отведенных для этого местах.
-
Задание считается выполненным верно, если вы записали верный ответ.
При этом от вас не требуется ни подробная запись решения, ни объяснение выбранного вами решения.
-
Все записи, которые необходимы вам для решения задания, делайте на черновике, который на проверку учителю не сдается и при оценке не может влиять на выставляемую отметку.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО РАБОТЕ
С КОМПЬЮТЕРОМ
1.Нажмите «О сумме внутренних углов треугольника». Выполните задания № 2, предложенные в карте.
2. Нажмите значок Прочтите доказательство теоремы. Рассмотрите чертеж с выполненными
дополнительными построениями ( для повтора построений, если нужно, нажмите
3. Для возврата к оглавлению нажмите
4.Нажмите «О величине внешнего угла треугольника». Выполните задания № 1, предложенные в карте.
5.Нажмите Прочтите доказательство теоремы. Рассмотрите чертеж с выполненными
дополнительными построениями ( для повтора построений, если нужно, нажмите
6.Для возврата к оглавлению нажмите
7.Перейдите к решению задач № 1, 2, 5, 7 и заполнению таблицы. Нажмите «Задача № 1».
Решите задачу, получите ответ, впишите его в «окно», нажмите ГОТОВ; если загорелось окно ВЕРНО,
число впишите в таблицу верных ответов в карте и приступайте к решению задачи 2; если загорелось
окно НЕВЕРНО, сотрите число и перерешайте задачу.
8.Если задача не получается, приступайте к решению следующей задачи, выбрав ее номер в оглавле-
нии, в разделе «Задачник».